Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ IX—XVII ВЕКОВ»





 

Тема; Вводное занятие — 1 час

Цель: дать определение и описать структуру культуры, обосновать необходимость изучения русской культуры.

1.Понятие духовной культуры. Бездуховность. Духовная
культура как форма борьбы с бездуховностью.

2. Аргументация необходимости знания и понимания куль­туры собственной страны, своего народа.

3. Знакомство с основными задачами курса.

4. Представление о восприятии мира средневековым чело­веком.

 

Тема: Язычество древних славян — 2 часа

Цель: знакомство с мировоззренческими корнями древнерус­ского искусства. Знакомство с языческими верованиями, обра­зами, преданиями.

1.Мировоззрение наших предков (поэтизация культа периоды).

2. Древнейшие культы сил природы и стихии.

3. Боги славянского Пантеона. Характеристика Пантеона
князя Владимира. Влияние обрядности на русский фольклор. Связь язычества с более поздней христианской традицией.

4. Представление о сверхъестественных способностях волх­вов и кудесников.

5. Языческие праздники и их связь с христианской традицией.

Иллюстративный материал:

1.«Повесть временных лет».

2. Былины.

3. Цитаты из «Слова о полку Игореве».
4. Презентация «Язычество древних славян».

Тема: Крещение Руси — 2 часа

Цель: знакомство с процессом христианизации Руси.

1.Исторические предпосылки крещения Руси.

Версии о введении христианства на Руси

а) легенда о проповеди апостола Андрея;

б) легенда о крещении княгини Ольги.

3. Выбор веры.

4. Корсунская легенда.

5. Крещение славян и постройка Десятинной церкви.

5. Распространенно христианства — культурный переворот жизни Древней Руси. Появление письменности.

7. Появление и развитие новых для Руси видов искусства.

Иллюстративный материал:

\ «Повесть временных лет».

 

Тема: Искусство Византии — 4 часа

Цель: показать тесную взаимосвязь византийской и русской традиции, дать понятие о византийской иконе, показать эволю­цию этого вида искусства, рассказать о принципах византий­ской иконописи.



1.Принципы византийского искусства — искусства, прославляющего христианство.

2. Архитектура Византии:

а) изменение назначения храма;

б) понятие архитектурного типа базилики и ротонды;

в) рассказ о соборе св. Софии в Константинополе.

3. Византийская мозаика.

4. Икона. Определение. Происхождение христианского обра­за. Первые иконы Спасителя и Божьей матери:

а) ориентация первых византийских икон на художествен­ную традицию античности;

б) иконоборчество, вклад иконоборчества в формирование
символического смысла икон;

в) понятие канона, светов.

5. Принципы византийской иконописи.

6. Типы изображения Богоматери: Оранта, Одигитрия, Елеуса.

7. Владимирская икона Богоматери — высочайшее достижение мирового искусства, символ единения Руси. Понятие «плавей».

Иллюстративный материал:

Презентации: «Искусство Византии», «Архитектура Византии».

 

Тема: Архитектура Руси домонгольского периода — 3 часа

 

Цель: знакомство с архитектурой данного периода.

1. Византийские истоки храмового зодчества на Руси:

а) крестово-купольная система;

б) структура храма: понятия «алтарь», «апсида», «неф», «парус», «барабан», «подкупольное пространство», «купол», «закомары»;

в) принципы росписи православного храма.

2. Киевская архитектура. Своеобразие древнерусской архитектуры (многоглавие, кладка). Собор Софии в Киеве.

3. Зодчество Новгорода. Специфика новгородского' типа
храма.

4. Зодчество Владимира. Возвышение Владимира при А. Боголюбском. Особенности зодчества северо-востока Руси. Церковь Покрова на Нерли — один из лирических образов архитектуры. Успенский и Дмитриевский соборы —«поэмы в камне».

Иллюстративный материал:

Презентация «Искусство Древней Руси»

 

Тема: Русская иконопись домонгольского периода — 2 часа

 

Цель; уяснение принципов русской иконописи, ее отличие от Византийской.

1.Икона - классический вид русского искусства.

2. Психологические особенности воздействия икон на русско­го человека той эпохи.

3. Две тенденции отечественного иконописания: византирующая и местная. Особенности русской иконописи.

4. Структура иконописи.

5. Иконостас.

6. Понятие Деисуса.

Иллюстративный материал:

Презентации:»Иконостас», «Иконография Христа и Богоматери»

 

Тема; Литература Руси XII—XIV вв.— I час

Цель: восприятие памятников литературы как выразителей духовного смысла эпохи, ее основных идей.

1.Письменность Древней Руси (пергамен, береста, образцы
почерка). Первые русские рукописные книги. Влияние фольклора на древнерусскую литературу.

2. Жанры древнерусской литературы: летописи, апокрифы,
проповеди, жития.

3. Влияние исторических: событий на содержание и форму
литературы. Основные темы русской литературы: разорение русской земли, вина русских людей в разобщенности. Характерные
черты русской литературы: историзм, монументальность, силь­ное нравственное начало, лаконизм.

4. Углубление философского содержания литературы XIV в.
Новый тип жития. Деятельность Епифания Премудрого, принципы «плетения словес».

Иллюстративный материал:

1.«Письменность Киевской Руси» — таблица.

2. «Остромирово Евангелие».

3. «Хождение Богородицы по мукам».

4. «Житие Бориса и Глеба».

5. «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть о разорении
Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем».

6. «Задонщина».

7. «Житие Сергия Радонежского».

8. «Моление Даниила Заточника».

 

Тема: Художественная культура Новгорода XIV—XV вв.-1 час

 

Цель: знакомство с памятниками культуры данного периода. «Источник русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни» (В. Белинский).

1.Исторические условия развития независимой художественной культуры Новгорода.

2. Зодчество: развитие типа храма, сложившегося в домонгольскую эпоху.

3. Иконопись. Своеобразие новгородской школы:

а) краснофигурные иконы,

б) византирирующее направление,

в) иконы XV в.— усложнение композиции, изысканность
форм, удлинение пропорций.

Иллюстративный материал:

Презентация: «Искусство господина Великого Новгорода»

 

Тема: Феофан Грек — 2 часа

 

Цель: знакомство с творчеством Феофана Грека в контексте интеллектуальной жизни эпохи и его влияние на творчество А. Рублева.

1.Биография Ф. Грека.

2. Исихазм и его влияние на Ф. Грека.

3. Творчество Ф. Грека:

а) иконы,

б) работа в Благовещенском соборе в Кремле.

Иллюстративный материал:

1.Письмо Епифания Премудрого.

2.Новый Завет. Церковные песнопения.

3.Презентация: «Творчество Феофана Грека»


10 тема: Единение русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.— 2 часа

 

Цель: понимание смысла исторической эпохи для судеб Рос­сии, духовной основы единения. «История и память предыдущем родом да не забвенна будут» (А. Полицын).

1.Троица — духовная основа единения. Библейская легенда.
Троице-Сергиева лавра и Россия.

2. Сергий Радонежский — символ нравственного совершенст­ва, основатель монастыря нового типа. Сергий Радонежский и
Дмитрий Донской. Значение преподобного Сергия Радонежско­го для русского народа и государства.

3. Последователи Сергия, основатели Андронникова мона­стыря, Кирилло-Белозерского монастыря.

4. Что такое Россия?

Иллюстративный материал:

1.«Житие Сергия Радонежского».

2. «Житие Кирилла Белозерского».

3. «Житие митрополита Киевского и всея Руси Петра».

4.«Житие митрополита Московского Алексия».

5.Презентация: «Творчество Преподобного Андрея Рублева»


11 тема; Андрей Рублев.— 2 часа

Цель: знакомство с творчеством А. Рублева, его идейными истоками.

1.Биография Л. Рублева, письменное свидетельство о его
жизни.

2. Работа А. Рублева в Благовещенском соборе в Кремле.

3. Фрески А. Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе Владимира.

4. «Троица» А. Рублева.

5. Влияние А. Рублева на последующую традицию.

Иллюстративный материал:

Презентация: «Творчество Преподобного Андрея Рублева», Презентация: «Творчество Дионисия»

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.