тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Цель: показать сложность и противоречивость русской культуры того времени, когда Московская Русь меняла идеологические ориентиры, подходя к началу своего возрождения. Первый крупный церковный раскол и его значение для развития всей русской культуры. 1.София Палеолог и наследие Византии. 2. Церковь в XV—XVI веках. Монастыри. 3. Художественная культура Москвы — основа общерусского 4. Общественно-политическая мысль: «Сказание о князьях 5. Два направления религиозной мысли того времени: учение Кирилло-Белозерский монастырь — центр нестяжательских идей. Основание Ферапонтова монастыря. 6. Учение о Москве — третьем Риме. 7. Материальная культура. Оружейная палата. Ювелирное Иллюстративный материал: 1. «Сказание о князьях Владимирских». 2. Икона «Св. Георгий» (XV в., резьба по кости). 3. «Симоновское Евангелие» (серебро, 1499 г.). 4. «Венец с иконы» (серебро, драг, камни). 5. «Большой саккос митрополита Фотия» (XV в., золотое 6. Шитая хоругвь «Архангел Михаил» (XV в.).
Тема: Дионисий — 2 часа
Цель: показать, что творчество Дионисия явилось выражением блестящего расцвета культуры и искусства эпохи, когда молодое Русское государство утверждало свое могущество. 1.Биография Дионисия. 2. Работы Дионисия в Москве. Понятие житийной иконы, 3. Работа Дионисия в Ферапонтовой монастыре. Тема Акафиста - Новая для русского искусства. Строгая логическая основа построения, новое в средствах художественной выразительности в сравнении с творчеством А. Рублева.
4. Дионисий — последний великий взмах крыла древнерусского живописного творчества. Иллюстративный материал: 1. Церковные песнопения. Акафисты в честь Богородицы. 2. Презентация: «Творчество Дионисия»
Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа Цель: показать, как через искусство и в частности архитектуру утверждались мощь, богатство и высокое положение Русского государства. Продемонстрировать великое мастерство русских-умельцев, увековечивших красоту и величие своей державы. 1.Московская архитектура. Московский Кремль — памятник 2. Развитие традиции храмового строительства в XVI в. 3. Архитектура Ярославля, Ростова, Новгорода, Суздаля. 4. Шатровое зодчество — сугубо русская форма церковного 5. Строгановская икона.
Иллюстративный материал: Презентация «Архитектура и иконопись Московского царства»
Тема: Литература XVI века— 1 час Цель: показать, что возникновение книгопечатания явилось крупнейшим событием в истории русской культуры, послужило усилению самодержавной власти, укреплению и распространению официальной идеологии. 1.Начало книгопечатания. Первая русская типография. Иван 2. Публицистическая литература — послания и письма. Творчество князя Василия Патрикеева, Максима Грека, митрополита Даниила. 3. Протопоп Сильвестр. «Домострой» - литература государственного Иллюстративный материал: 1.Максим Грек «Послание о Фортуне». 2. «Домострой». 3. Послания Ивана Грозного.
Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа Цель: показать новый период русской истории и культуры, характеризующийся противоречиями, столкновениями старого и нового, в которых начинает зарождаться светское искусство, основанное на знаниях. Начало русского Просвещения.
1.Начало эмансипации общественной мысли. Появление 2. Религиозная идеология. Творчество Максима Грека. 3. Церковный раскол. Никон и Аввакум. Аввакум об иконописании. 4. Начало русского театра и русской драматургии. Иллюстративный материал: 1. «Повесть о Горе-Злосчастии». 2. «Повесть о Фроле Скобееве». 3. «Повесть о Ерше Ершовиче». 4. «Повесть о Шемякиной суде». 5. «Житие» протопопа Аввакума.
Тема: Архитектура XVII века — 2 часа Цель: показать, что в этот период зодчество, так же как и другие виды искусства, стремится к отказу от вековых канонов, к обмирщению. «Дом Божий» превращается в красивое, нарядное сооружение, отвечающее вкусам заказчика. 1.Деревянное зодчество. 2. Архитектурный облик русских городов. 3. Многообразие светской архитектуры. 4. Характерные особенности архитектуры конца XVII века. Иллюстративный материал: Презентация «Архитектура и иконопись Московского царства»
Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа Цель; показать, как искусство проникает во все сферы бытия - общественную, государственную и частную. Отметить деятельность Иконного цеха Оружейной палаты. Раскрыть общее для всей древнерусской культуры того времени стремление к «живству», усиление светского начала. 1.Появление теоретиков иконописи. Трактат Иосифа Владимирова. 2. Искусство царских иконописцев. 3. Творчество С. Ушакова. Появление парсуны. 4. Борьба эстетических воззрений в русском искусстве Иллюстративный материал: Презентация «Искусство России 17 в. (допетровское время)»
ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, СЕМИНАРОВ ЛИТЕРАТУРА. ОБЩИЕ РАБОТЫ 1.История русского искусства: В 3 т. М., 1991. Т, 1. Искусство X—первой половины XIX века. 2. Зезина М, Р., Кошман Л. А.,. Шульгин В. С. 3. Лихачев Д. С. Великий путь становления Русской литературы XII—XVIII вв. М., 1988. 4. Лихачев Д, С. Художественное наследие и современность. Л., 1971. 5. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981. 6. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории
7. Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1985. 8. Рыбаков Б. А. Мир истории. М., 1987. 9. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991. 11. Мифы народов мира. М., 1987—1988. 12. Алленов М. М., Евангулов О. С. Русское искусство X—начала XX века. 13. Ильина Т. В. История искусств: русское и советское 14. Брук Я. В. Живое наследие. М., 1970. 15. Лазарев В. Русская иконопись от истоков до начала
Тема 1.Боги славянского Пантеона. 2. Волхвы и кудесники Древней Руси. 3. Праздники и обряды на Руси. 4. Суеверия и приметы. 5. Русские обычаи, наряды. 6. Порядки, характер и обычай русского народа.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Гельгольд. Славянская хроника. М.. 1963. 2. Итс Р. Женский лик Земли. М., 1988. 3. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981. 4. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории 5. Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1985 6. Познанский Н. Заговоры. Петроград 1917 7. Попович М. В. Мироздание древних славян. Киев, 1985 8. Русский народ. Его обычаи, предания и поэзия. 9. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 10. Рыбаков Б. А. Мир истории. М„ 1987. 11.Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика. 12. Мифы народов мира. М., 1987—1988.
Тема 1.Христианство — культурный поворот в жизниРуси. 2. Христианизация Руси — легенды и истина, 3. Выбор веры. 4. Письменность Древней Руси.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990. 2. Прошин Г. Т. Как была крещена Русь. М., 1981. 3. Рапов О. М. Русская церковь в IX—первой трети XII в. Принятие христианства. М. 1990. 4. Субботин Ю. К. Православные таинства. М., 1990. 5. Федотов К. П. Святые Древней Руси. М., 1970. 6. Замалеев А. Ф., ОвчинниковаЕ. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991. . Тема 1.Собор св. Софии Константинопольской. 2. Происхождение иконы. 3. Византийская мозаика. 4. Икона Владимирской Божьей Матери — символ единения 5. Типы богородичных икон.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Бусеева-Давыдова И, Язык древнерусской иконописи// Юный художник, 1993, № 3.
2. Комеч А. София Константинопольская // Юный художник, 1991, № 5. 3. Лазарев В. История византийской живописи. М., 1947— 4. Лазарев В. Византийское и древнерусское искусство. 5. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981. 6. Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1985. 7. Тяжелов В. О., Сапоцинский. Искусство средних
Тема 1.Русский православный храм. 3. Собор св. Софии Киевской Зодчество Новгорода. 4. Зодчество Владимира. 5. Икона — классика русского искусства. 6. Деисусный чин. 7. Психологические особенности воздействия икон на русского человека той эпохи. 8. Роспись православного храма. 9. Древнерусские летописи. 10. Книжная миниатюра. 11.Житийная литература. 12. Берестяная грамота. ЛИТЕРАТУРА: 1.Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М.. 1974. 2. Арциховский А. В. Новгородские грамоты на бересте. 3. Древнерусское искусство. Художественная культура до 4. Лазарев В. Византийское и древнерусское искусство. 5. Лазарев В. История русского искусства. М., 1954. 6. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. 7. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М,. 8. Лихачев Д. С. Взаимодействие древнерусской литера 9. Лихачев Д. С., Лихачева В. Д. Художественное
10. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981. 11.Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1985. 12. Прометей. Историко-биографический альманах серии 13. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. М., 14. Слово о полку Игореве. Памятники литературы и искусства XI—XVII вв. М., 1978. 15. Трубецкой Е. Мировоззрение в красках. М., 1990. 16. Флоренский П. Иконостас. Декоративное искусство. Тема 1.Происхождение христианского образа. 2. Первохристианское искусство. 3. Смысл и содержание иконы. 4. История создания и развития формы иконостаса. 5. Церковные праздники.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Бусаева-ДавыдоваИ. Иконостас //Юный художник. 1991. № 8. 2. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М., 1970. 3. Брук Я. В. Живое наследие. М., 1970. 4. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной 5. Покровский Н. Памятники христианской иконографии. СПб., 1900. 6. Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.
Тема 1.«Слово о Законе и Благодати» Илариона. 2. «Моление Даниила Заточника». 3. Создание русского алфавита: «Уставное письмо».
4. Апокрифы. 5. Житийная литература. 6. Летописи.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. М., 2.Жизнеописания достопамятных людей земли русской X— 3. Литература Древней Руси; Хрестоматия. М., 1990. 4. Лихачев Д. С, Человек в литературе Древней Руси. 5. Повесть временных лет. М.; Л., 1950. 6. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990.
Тема 1.Новгородский кремль. 2. Памятники архитектуры Новгорода. 3. Собственный художественный стиль Новгорода. Новгородская школа. 4. Новгородские летописи.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Каргер М. К. Новгород. Л.; М., 1970. 2. Лихачев Д. С. Новгород Великий. Очерк истории куль 3. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М., 1947:. 4. Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. М.. 1977, 5. Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М., 1981. 6. Художественная культура Новгорода. М., 1968.
Тема 1.Феофан Грек и Андрей Рублев. 2. Исихазм. 3. Работа Ф. Грека в Благовещенском соборе в Кремле. 4. Иконостас. 5. Значение Ф. Грека для русской культуры.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Алпатов М. Древнерусская иконопись. М., 1974, 2. Зезина М. Р., Кошман Л. Д., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990. 3. Ильина Т.В. История искусств. М., 1989. 4. История русского искусства. М., 1979. Т. 1. 5. Лазарев В. Феофан Грек и его школа. М.., 1961. 6. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.
Темы 1.Жизнь и подвиг Сергия Радонежского. 2. Троице-Сергиева лавра, 3. Кирилло-Белозёрский монастырь. 4. Творчество А. Рублева. 5. «Троица» в жизни Рублева. 6. Иконы А. Рублева. 7. Фрески А. Рублева. 8. А. Рублев и его последователи.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Алпатов М. А. Рублев. М., 1973. 2. Лазарев В. Московская школа иконописи. М., 1971 3. Лихачев Д. С. Культура Руси времен А. Рублева. М., 4. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981. 5. Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1985. 6. Очерки русской культуры ХШ~XV вв. М., 1969. Т. I. 7. Плугин В. М. Мировоззрение А. Рублева, М., 1974. 8. СкрынниковР. Г. Святители и власти. Л., 1990. 9. Прометей. Историко-биографический альманах серии 10. Федоров Г. Святые Древней Руси. М., 1990. 11.Жизнь и Житие Сергия Радонежского. М., 1991. 12. «Троица» Андрея Рублева. Антология. М., 1981.
Тема 1.София Палеолог и наследие Византии. 2. Церковь в XV—XVI веках. Монастыри. Художественная культура Москвы - основа общерусского
ЛИТЕРАТУРА: 1. История русской, церкви. М., 1991. 2. О России и русской философской культуре. М., 1990. 3. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991. 4. Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л., 1990. 5. Флоровский Г. Пути русского Богословия. Вильнюс, 6. 3амалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991. 7. Свирин А. Н. Прикладное искусство: XVI в. М., 1952. 8. Литература Древней Руси. Хрестоматия. М., 1990. 9. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. М., 1991
Тема 1.Дионисий и Рублев. 2. Творчество Дионисия. 3. Житийная икона - новое направление в иконописи. 4. Собор Василия Блаженного. 5. Ферапонтов монастырь. 6. Коломенское. 7. Колокольня Ивана Великого. 8. Успенский собор в Кремле. 9. Теремной дворец Алексея Михайловича
ЛИТЕРАТУРА: 1.Данилова И. Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 2. Древнерусское искусство XVII в. М., 1964. 3. Древнерусское искусство XV—XVI вв. М., 1963. 4. Ильина Т. В. История искусств. М., 1989. 5. Ильин М. А. Русское шатровое зодчество середины 6. История русского искусства. М., 1955. Т. 3. 7. История русского искусства. М., 1979. Т. 1. 8. Лазарев В. Московская школа иконописи. М., 1971. 9. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981,
10. Сарабьянов Д. В. История русского и советского искусства. М., 1979. 11.Тихомиров М. Н. Русская культура X—XVII вв. М., 12. Раппопорт П. А. Древнерусскаяархитектура. М.,
Тема 1.«Золотое кольцо» России. 2. Фрески Благовещенского собора Московского Кремля. 3. Строгановская школа иконописания, 4. Монастырские и светские постройки из камня.
ЛИТЕРАТУРА; 1.Сорок Сороков. Краткая иллюстрированная история московских храмов. М., 1992. Т. 1. 2. Пилявский В. И., Тиц А. А. История русской архитектуры. Л., 1984. З.Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. М., 1970. 4. Мнева Н. Е. Искусство Московской Руси М., 1965. 5. Ильин М. А. Русское шатровое зодчество: памятники 6. Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины 7. Трубачева М, Строгановская икона // Юный художник. 1992, № 3—6.
Темы 1. Аввакум и Никон. 2. Аввакум и русская литература. 3. Значение «Жития» Аввакума для русской национальной 4. Скоморошество на Руси. 5. Нарышкинский стиль в архитектуре, 6. Первые каменные светские сооружения: Теремной дворец, 8. Дворцовые усадьбы: Измайлово, Коломенское. 9. Росписи Ярославских храмов. Фрески церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи. 10. Оружейная палата — центр новых художественных тенденций. 11. Роспись церкви Троицы в Никитниках — новый стиль в 12. «Парсунное» письмо — первая портретная живопись. 13. Русским жилой дом: мебель, украшения, посуда.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991, 2. Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. М„ 1963. 3. Памятники истории старообрядчества XVII в. Л., 1927. Т. 1. 4. Очерки русской культуры XVII века. М., 1979. 5. История русской литературы XI—XX веков. Краткий очерк. 6. Овчинников Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. М„ 7. Баннигс В. С. Кремль Ростова Великого. М., 1976. 8. Мальчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура русского Севера. М., 1980. 9. Бекенева Н. Г. Симон Ушаков. Л., 1984. 10. Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М., 1984. П. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских преобразований. Л., 1984. 12. Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры руского феодального города. М., 1986. 13. Костомаров Н, И. Очерк домашней жизни и нравов 14. Лунов С. П. Книга в России в XVII веке. М., 1970. 15. Майкоп Л. Н. Симеон Полоцкий о русском иконописания. СПб.,1889
ПРИМЕЧАНИЯ. 1. Старый покровитель рода, духпредка дожил до наших дней и превратился в домового — проказливого, по доброго друга семьи идома. 2. Этот населенный пункт сейчас входит в городскую черту Севастополя. 3. У византийцев такой образ назывался Христос Пантократор. 4. Так называлась икона с изображением молящейся Девы Марии с воздетыми вверх руками. 5. Фигура Марии находилась на высоте 10,5 м от уровня пола, ее высота – 5,5 м. 6. Фрески были в XIX веке варварски записаны масляными красками, расчистка началась в 30-х годах XX столетия, но многое оказалось безвозвратно утраченным. 7. «Агиос» — по-гречески значит «святой». 8. Мономах был сыном гречанки; 9. К сожалению, сохранилась лишь незначительная их часть, так как сострадал во время фашистского нашествия. 10. На иконах такого типа изображаетсяубрус (полотенце), который вытерся Христос, и на нем остался отпечаток лица Спасителя. 11. Деисус — по-гречески значит «моление», «прошение». 12. Христос изображен здесь в образе младенца Эммануила. Эммануил - по-еврейски значит «с нами Бог». Это еврейское имя Христа. 13. Нынешняя Феодосия. 14. Исихазм — учение о мистическом единении Бога и человека, которого можно достичь в состоянии полного молчальничества, «бесстрастия» — иснхнй 15. В 1918 году они были найдены очень обветшавшими в сарае около собора в Звенигороде. 16.Очень трудно отделить то, что написано Рубленым, от того, что написано Черным, скорее всего они работали вместе нал одной иконой Этим объясняется близость черт письма каждого художника 17. В это время утверждаются понятия «Россия», «российский» для определения страны и ее населения. 18. Акафист — торжественный гимн в честь Богородицы, впервые созданный Романом Сладкопевцем (Византия). 19. Путеводительница (греч.) 20. В XVII веке зеркало вошло в домашний обиход русского человека. 21. От слова «персона».
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИЛЮСТРАЦИИ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|