Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

тема: Русская культура конца XV—начала XVI вв. — 1 час




Цель: показать сложность и противоречивость русской куль­туры того времени, когда Московская Русь меняла идеологиче­ские ориентиры, подходя к началу своего возрождения.

Первый крупный церковный раскол и его значение для раз­вития всей русской культуры.

1.София Палеолог и наследие Византии.

2. Церковь в XV—XVI веках. Монастыри.

3. Художественная культура Москвы — основа общерусского
искусства.

4. Общественно-политическая мысль: «Сказание о князьях
Владимирских» — основа официальной идеологии великокняжеской власти,

5. Два направления религиозной мысли того времени: учение
Иосифа Волоцкого и Нила Сорского,

Кирилло-Белозерский монастырь — центр нестяжательских идей. Основание Ферапонтова монастыря.

6. Учение о Москве — третьем Риме.

7. Материальная культура. Оружейная палата. Ювелирное
дело. Гончарное дело.

Иллюстративный материал:

1. «Сказание о князьях Владимирских».

2. Икона «Св. Георгий» (XV в., резьба по кости).

3. «Симоновское Евангелие» (серебро, 1499 г.).

4. «Венец с иконы» (серебро, драг, камни).

5. «Большой саккос митрополита Фотия» (XV в., золотое
шитье, жемчуг).

6. Шитая хоругвь «Архангел Михаил» (XV в.).

 

Тема: Дионисий — 2 часа

 

Цель: показать, что творчество Дионисия явилось выраже­нием блестящего расцвета культуры и искусства эпохи, когда молодое Русское государство утверждало свое могущество.

1.Биография Дионисия.

2. Работы Дионисия в Москве. Понятие житийной иконы,
клейм. Соотношение духовного и материального на иконах Дионисия, сравнение с манерой Рублева.

3. Работа Дионисия в Ферапонтовой монастыре. Тема Акафиста - Новая для русского искусства. Строгая логическая ос­нова построения, новое в средствах художественной выразительности в сравнении с творчеством А. Рублева.

4. Дионисий — последний великий взмах крыла древнерусского живописного творчества.

Иллюстративный материал:

1. Церковные песнопения. Акафисты в честь Богородицы.

2. Презентация: «Творчество Дионисия»

 

Тема: Архитектура и изобразительное искусство России XV—XV вв. — 2 часа

Цель: показать, как через искусство и в частности архитек­туру утверждались мощь, богатство и высокое положение Рус­ского государства. Продемонстрировать великое мастерство рус­ских-умельцев, увековечивших красоту и величие своей дер­жавы.

1.Московская архитектура. Московский Кремль — памятник
силы и славы русского народа.

2. Развитие традиции храмового строительства в XVI в.

3. Архитектура Ярославля, Ростова, Новгорода, Суздаля.

4. Шатровое зодчество — сугубо русская форма церковного
строительства.

5. Строгановская икона.

 

Иллюстративный материал:

Презентация «Архитектура и иконопись Московского царства»

 

Тема: Литература XVI века— 1 час

Цель: показать, что возникновение книгопечатания явилось крупнейшим событием в истории русской культуры, послужило усилению самодержавной власти, укреплению и распростране­нию официальной идеологии.

1.Начало книгопечатания. Первая русская типография. Иван
Федоров. Петр Мстиславец. Первые печатные книги: «Апостол»,
«Часословец».

2. Публицистическая литература — послания и письма. Творчество князя Василия Патрикеева, Максима Грека, митрополита Даниила.

3. Протопоп Сильвестр. «Домострой» - литература государственного
устроения».

Иллюстративный материал:

1.Максим Грек «Послание о Фортуне».

2. «Домострой».

3. Послания Ивана Грозного.

 

Тема: Интеллектуальная жизнь России XVI—XVII веков — 3 часа

Цель: показать новый период русской истории и культуры, характеризующийся противоречиями, столкновениями старого и нового, в которых начинает зарождаться светское искусство, основанное на знаниях. Начало русского Просвещения.

1.Начало эмансипации общественной мысли. Появление
журналистики, Иван Пересветов. Юрий Крижанич.

2. Религиозная идеология. Творчество Максима Грека.

3. Церковный раскол. Никон и Аввакум. Аввакум об иконописании.

4. Начало русского театра и русской драматургии.

Иллюстративный материал:

1. «Повесть о Горе-Злосчастии».

2. «Повесть о Фроле Скобееве».

3. «Повесть о Ерше Ершовиче».

4. «Повесть о Шемякиной суде».

5. «Житие» протопопа Аввакума.

 

Тема: Архитектура XVII века — 2 часа

Цель: показать, что в этот период зодчество, так же как и другие виды искусства, стремится к отказу от вековых канонов, к обмирщению. «Дом Божий» превращается в красивое, наряд­ное сооружение, отвечающее вкусам заказчика.

1.Деревянное зодчество.

2. Архитектурный облик русских городов.

3. Многообразие светской архитектуры.

4. Характерные особенности архитектуры конца XVII века.

Иллюстративный материал:

Презентация «Архитектура и иконопись Московского царства»

 

Тема: Живопись, Скульптура. Прикладное искусство —3 часа

Цель; показать, как искусство проникает во все сферы бы­тия - общественную, государственную и частную. Отметить дея­тельность Иконного цеха Оружейной палаты. Раскрыть общее для всей древнерусской культуры того времени стремление к «живству», усиление светского начала.

1.Появление теоретиков иконописи. Трактат Иосифа Владимирова.

2. Искусство царских иконописцев.

3. Творчество С. Ушакова. Появление парсуны.

4. Борьба эстетических воззрений в русском искусстве
XVII века.

Иллюстративный материал: Презентация «Искусство России 17 в. (допетровское время)»

 

 

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, СЕМИНАРОВ

ЛИТЕРАТУРА. ОБЩИЕ РАБОТЫ

1.История русского искусства: В 3 т. М., 1991. Т, 1. Искус­ство X—первой половины XIX века.

2. Зезина М, Р., Кошман Л. А.,. Шульгин В. С.
История русской культуры. М., 1990,

3. Лихачев Д. С. Великий путь становления Русской литературы XII—XVIII вв. М., 1988.

4. Лихачев Д, С. Художественное наследие и современность. Л., 1971.

5. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.

6. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории
русской культуры IX—XVII вв. М., 1984.

7. Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1985.

8. Рыбаков Б. А. Мир истории. М., 1987.

9. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991.
10. Гумилев Л. Н. От Руси до России. СПб., 1992.

11. Мифы народов мира. М., 1987—1988.

12. Алленов М. М., Евангулов О. С. Русское искусство X—начала XX века.

13. Ильина Т. В. История искусств: русское и советское
искусство. М., 1989.

14. Брук Я. В. Живое наследие. М., 1970.

15. Лазарев В. Русская иконопись от истоков до начала
XVII в. М., 1983.

 

Тема

1.Боги славянского Пантеона.

2. Волхвы и кудесники Древней Руси.

3. Праздники и обряды на Руси.

4. Суеверия и приметы.

5. Русские обычаи, наряды.

6. Порядки, характер и обычай русского народа.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Гельгольд. Славянская хроника. М.. 1963.

2. Итс Р. Женский лик Земли. М., 1988.

3. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.

4. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории
русской культуры IX—XVII вв.

5. Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1985

6. Познанский Н. Заговоры. Петроград 1917

7. Попович М. В. Мироздание древних славян. Киев, 1985

8. Русский народ. Его обычаи, предания и поэзия.

9. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.,

10. Рыбаков Б. А. Мир истории. М„ 1987.

11.Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика.
Традиции. М., 1979.

12. Мифы народов мира. М., 1987—1988.

 

Тема

1.Христианство — культурный поворот в жизниРуси.

2. Христианизация Руси — легенды и истина,

3. Выбор веры.

4. Письменность Древней Руси.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990.

2. Прошин Г. Т. Как была крещена Русь. М., 1981.

3. Рапов О. М. Русская церковь в IX—первой трети XII в. Принятие христианства. М. 1990.

4. Субботин Ю. К. Православные таинства. М., 1990.

5. Федотов К. П. Святые Древней Руси. М., 1970.

6. Замалеев А. Ф., ОвчинниковаЕ. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991.

.

Тема

1.Собор св. Софии Константинопольской.

2. Происхождение иконы.

3. Византийская мозаика.

4. Икона Владимирской Божьей Матери — символ единения
Руси.

5. Типы богородичных икон.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бусеева-Давыдова И, Язык древнерусской иконописи// Юный художник, 1993, № 3.

2. Комеч А. София Константинопольская // Юный художник, 1991, № 5.

3. Лазарев В. История византийской живописи. М., 1947—
1948. Т. 1, 2.

4. Лазарев В. Византийское и древнерусское искусство.
1978.

5. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.

6. Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1985.

7. Тяжелов В. О., Сапоцинский. Искусство средних
веков. Византия... Древняя Русь. М., 1973.

 

Тема

1.Русский православный храм.

3. Собор св. Софии Киевской Зодчество Новгорода.

4. Зодчество Владимира.

5. Икона — классика русского искусства.

6. Деисусный чин.

7. Психологические особенности воздействия икон на русского человека той эпохи.

8. Роспись православного храма.

9. Древнерусские летописи.

10. Книжная миниатюра.

11.Житийная литература.

12. Берестяная грамота.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М.. 1974.

2. Арциховский А. В. Новгородские грамоты на бересте.
М., 1978.

3. Древнерусское искусство. Художественная культура до­
монгольской Руси. М., 1972.

4. Лазарев В. Византийское и древнерусское искусство.
М., 1978.

5. Лазарев В. История русского искусства. М., 1954.

6. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси.
Избранные работы в 4 т. Л., 1987. Т. 3.

7. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М,.
1979.

8. Лихачев Д. С. Взаимодействие древнерусской литера­
туры и изобразительного искусства. Л., 1985.

9. Лихачев Д. С., Лихачева В. Д. Художественное
наследие Древней Руси и современность. Л., 1971.

 

10. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.

11.Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1985.

12. Прометей. Историко-биографический альманах серии
«Жизнь замечательных людей». М., 1990. Т. 16.

13. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. М.,
1970.

14. Слово о полку Игореве. Памятники литературы и искусства XI—XVII вв. М., 1978.

15. Трубецкой Е. Мировоззрение в красках. М., 1990.

16. Флоренский П. Иконостас. Декоративное искусство.
1988. № 6.

Тема

1.Происхождение христианского образа.

2. Первохристианское искусство.

3. Смысл и содержание иконы.

4. История создания и развития формы иконостаса.

5. Церковные праздники.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бусаева-ДавыдоваИ. Иконостас //Юный художник. 1991. № 8.

2. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М., 1970.

3. Брук Я. В. Живое наследие. М., 1970.

4. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной
церкви. Издательство Западно-Европейского экзархата. Московский патриархат. 1989.

5. Покровский Н. Памятники христианской иконографии. СПб., 1900.

6. Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.

 

Тема

1.«Слово о Законе и Благодати» Илариона.

2. «Моление Даниила Заточника».

3. Создание русского алфавита: «Уставное письмо».

4. Апокрифы.

5. Житийная литература.

6. Летописи.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. М.,
1966.

2.Жизнеописания достопамятных людей земли русской X—
XX вв. М., 1992.

3. Литература Древней Руси; Хрестоматия. М., 1990.

4. Лихачев Д. С, Человек в литературе Древней Руси.
М.; Л., 1958.

5. Повесть временных лет. М.; Л., 1950.

6. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990.

 

Тема

1.Новгородский кремль.

2. Памятники архитектуры Новгорода.

3. Собственный художественный стиль Новгорода. Новгородская школа.

4. Новгородские летописи.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Каргер М. К. Новгород. Л.; М., 1970.

2. Лихачев Д. С. Новгород Великий. Очерк истории куль­
туры Новгорода XI—XVII веков. М,-., 1959.

3. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М., 1947:.

4. Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. М.. 1977,

5. Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. М., 1981.

6. Художественная культура Новгорода. М., 1968.

 

Тема

1.Феофан Грек и Андрей Рублев.

2. Исихазм.

3. Работа Ф. Грека в Благовещенском соборе в Кремле.

4. Иконостас.

5. Значение Ф. Грека для русской культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Алпатов М. Древнерусская иконопись. М., 1974,

2. Зезина М. Р., Кошман Л. Д., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.

3. Ильина Т.В. История искусств. М., 1989.

4. История русского искусства. М., 1979. Т. 1.

5. Лазарев В. Феофан Грек и его школа. М.., 1961.

6. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.
7. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. М.,

 

Темы

1.Жизнь и подвиг Сергия Радонежского.

2. Троице-Сергиева лавра,

3. Кирилло-Белозёрский монастырь.

4. Творчество А. Рублева.

5. «Троица» в жизни Рублева.

6. Иконы А. Рублева.

7. Фрески А. Рублева.

8. А. Рублев и его последователи.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Алпатов М. А. Рублев. М., 1973.

2. Лазарев В. Московская школа иконописи. М., 1971

3. Лихачев Д. С. Культура Руси времен А. Рублева. М.,
1971.

4. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.

5. Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1985.

6. Очерки русской культуры ХШ~XV вв. М., 1969. Т. I.

7. Плугин В. М. Мировоззрение А. Рублева, М., 1974.

8. СкрынниковР. Г. Святители и власти. Л., 1990.

9. Прометей. Историко-биографический альманах серии
«Жизнь замечательных людей». М., 1990. Т. 16.

10. Федоров Г. Святые Древней Руси. М., 1990.

11.Жизнь и Житие Сергия Радонежского. М., 1991.

12. «Троица» Андрея Рублева. Антология. М., 1981.

 

Тема

1.София Палеолог и наследие Византии.

2. Церковь в XV—XVI веках. Монастыри.

Художественная культура Москвы - основа общерусского
искусства

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. История русской, церкви. М., 1991.

2. О России и русской философской культуре. М., 1990.

3. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991.

4. Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л., 1990.

5. Флоровский Г. Пути русского Богословия. Вильнюс,

6. 3амалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991.

7. Свирин А. Н. Прикладное искусство: XVI в. М., 1952.

8. Литература Древней Руси. Хрестоматия. М., 1990.

9. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. М., 1991

 

Тема

1.Дионисий и Рублев.

2. Творчество Дионисия.

3. Житийная икона - новое направление в иконописи.

4. Собор Василия Блаженного.

5. Ферапонтов монастырь.

6. Коломенское.

7. Колокольня Ивана Великого.

8. Успенский собор в Кремле.

9. Теремной дворец Алексея Михайловича

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Данилова И. Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М.,
1970.

2. Древнерусское искусство XVII в. М., 1964.

3. Древнерусское искусство XV—XVI вв. М., 1963.

4. Ильина Т. В. История искусств. М., 1989.

5. Ильин М. А. Русское шатровое зодчество середины
XVI века. М., 1980.

6. История русского искусства. М., 1955. Т. 3.

7. История русского искусства. М., 1979. Т. 1.

8. Лазарев В. Московская школа иконописи. М., 1971.

9. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981,

 

10. Сарабьянов Д. В. История русского и советского искусства. М., 1979.

11.Тихомиров М. Н. Русская культура X—XVII вв. М.,
1968.

12. Раппопорт П. А. Древнерусскаяархитектура. М.,
1970.

 

Тема

1.«Золотое кольцо» России.

2. Фрески Благовещенского собора Московского Кремля.

3. Строгановская школа иконописания,

4. Монастырские и светские постройки из камня.

 

ЛИТЕРАТУРА;

1.Сорок Сороков. Краткая иллюстрированная история московских храмов. М., 1992. Т. 1.

2. Пилявский В. И., Тиц А. А. История русской архитектуры. Л., 1984.

З.Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. М., 1970.

4. Мнева Н. Е. Искусство Московской Руси М., 1965.

5. Ильин М. А. Русское шатровое зодчество: памятники
середины XVI века. М., 1980.

6. Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины
XV—начала XVI века. М., 1975.

7. Трубачева М, Строгановская икона // Юный художник. 1992, № 3—6.

 

Темы

1. Аввакум и Никон.

2. Аввакум и русская литература.

3. Значение «Жития» Аввакума для русской национальной
культуры.

4. Скоморошество на Руси.

5. Нарышкинский стиль в архитектуре,

6. Первые каменные светские сооружения: Теремной дворец,
Поганкнны палаты.

8. Дворцовые усадьбы: Измайлово, Коломенское.

9. Росписи Ярославских храмов. Фрески церкви Ильи Про­рока и Иоанна Предтечи.

10. Оружейная палата — центр новых художественных тенденций.

11. Роспись церкви Троицы в Никитниках — новый стиль в
живописи.

12. «Парсунное» письмо — первая портретная живопись.

13. Русским жилой дом: мебель, украшения, посуда.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991,

2. Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. М„ 1963.

3. Памятники истории старообрядчества XVII в. Л., 1927. Т. 1.

4. Очерки русской культуры XVII века. М., 1979.

5. История русской литературы XI—XX веков. Краткий очерк.
М., 1983.

6. Овчинников Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. М„
1970.

7. Баннигс В. С. Кремль Ростова Великого. М., 1976.

8. Мальчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура русского Севера. М., 1980.

9. Бекенева Н. Г. Симон Ушаков. Л., 1984.

10. Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.

П. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских преобразований. Л., 1984.

12. Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры руского феодального города. М., 1986.

13. Костомаров Н, И. Очерк домашней жизни и нравов
великорусского народа в XVI—XVII столетиях. М., 1992.

14. Лунов С. П. Книга в России в XVII веке. М., 1970.

15. Майкоп Л. Н. Симеон Полоцкий о русском иконописания. СПб.,1889

 

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Старый покровитель рода, духпредка дожил до наших дней и превра­тился в домового — проказливого, по доброго друга семьи идома.

2. Этот населенный пункт сейчас входит в городскую черту Севастополя.

3. У византийцев такой образ назывался Христос Пантократор.

4. Так называлась икона с изображением молящейся Девы Марии с воздетыми вверх руками.

5. Фигура Марии находилась на высоте 10,5 м от уровня пола, ее высота – 5,5 м.

6. Фрески были в XIX веке варварски записаны масляными красками, расчистка началась в 30-х годах XX столетия, но многое оказалось безвозвратно утраченным.

7. «Агиос» по-гречески значит «святой».

8. Мономах был сыном гречанки;

9. К сожалению, сохранилась лишь незначительная их часть, так как сострадал во время фашистского нашествия.

10. На иконах такого типа изображаетсяубрус (полотенце), который вы­терся Христос, и на нем остался отпечаток лица Спасителя.

11. Деисус — по-гречески значит «моление», «прошение».

12. Христос изображен здесь в образе младенца Эммануила. Эммануил - по-еврейски значит «с нами Бог». Это еврейское имя Христа.

13. Нынешняя Феодосия.

14. Исихазм — учение о мистическом единении Бога и человека, которого можно достичь в состоянии полного молчальничества, «бесстрастия» — иснхнй

15. В 1918 году они были найдены очень обветшавшими в сарае около собора в Звенигороде.

16.Очень трудно отделить то, что написано Рубленым, от того, что напи­сано Черным, скорее всего они работали вместе нал одной иконой Этим объясняется близость черт письма каждого художника

17. В это время утверждаются понятия «Россия», «российский» для определения страны и ее населения.

18. Акафист — торжественный гимн в честь Богородицы, впервые создан­ный Романом Сладкопевцем (Византия).

19. Путеводительница (греч.)

20. В XVII веке зеркало вошло в домашний обиход русского человека.

21. От слова «персона».

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИЛЮСТРАЦИИ:

 

  1. Андрей Гусельников. Перун.
  2. Андрей Гусельников. Велес.
  3. Андрей Гусельников. Даждьбог.
  4. Андрей Гусельников. Сварог.
  5. Андрей Гусельников. Хорс.
  6. Андрей Гусельников. Ярило.
  7. Андрей Гусельников. Стрибог.
  8. Андрей Гусельников. Макошь.
  9. Николай Рерих. Идолы.
  10. Андрей Гусельников. Берегиня.
  11. Збручский идол (XII в).
  12. Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из лицевой летописи (XII в).
  13. Иван Эггинг. Великий князь Владимир выбирает веру.
  14. Николай Рерих. Красные корабли (поход князя Владимира на Корсунь).
  15. Церковь Успения Богородицы (Десятинная), 989—996 гг. Киев, X в. (Реконструкция).
  16. Золотые ворота. Киев. 1037 г. (Реконструкция).
  17. Золотые ворота. Киев. 1037 г.
  18. Софийский собор. Киев. 1017-1037 гг. (Реконструкция).
  19. Купола Софийского собора. Киев. 1017-1037 гг.
  20. Софийский собор. Новгород. 1045-1050 гг.
  21. Георгиевский собр Юрьева монастыря. Новгород. 20-е гг. XII в.
  22. Христос Пантократор. Мозаика Софийского собора. Киев. 1037 г.
  23. Архангел Гавриил. Мозаика Софийского собора. Киев. 1037 г.
  24. Богоматерь с пряжей. Мозаика Софийского собора. Киев. 1037 г.
  25. Богородица Оранта («Нерушимая стена»). Мозаика Софийского собора. Киев. 1037 г.
  26. Интерьер. Софийского собора. Киев. 1037 г.
  27. Богородица Оранта (фрагмент). Мозаика Софийского собора. Киев. 1037 г.
  28. Апостолы Петр и Павел. Фреска Софийского собора. Киев. 1037 г.
  29. Пляски скоморохов. Фреска Софийского собора. Киев. 1037 г.
  30. Дочери Ярослава Мудрого. Фреска Софийского собора. Киев. 1037 г.
  31. Владимирская икона Божией Матери. Византия. XII в.
  32. Феофан Грек. Евангелие Кошки. Заставка. 1392 г.
  33. Андрей Рублев. Евангелие Хитрово. Миниатюра «Ангел».
  34. Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше. XII в.
  35. Золотые ворота. Владимир. XII в.
  36. Успенский собор. Владимир. 1158-1161 гг.
  37. Купола Успенского собора. Владимир. 1158-1161 гг.
  38. Стены Успенского собора. Владимир. 1158-1161 гг.
  39. Дмитриевский собор. Владимир. 1194-1197 гг.
  40. Стены Дмитриевского собора. Владимир. 1194-1197 гг.
  41. Церковь Покрова на Нерли. Боголюгово. XII в.
  42. Ангел Златые власы. Новгород. XII в.
  43. Спас Нерукотворный. Новгород. XII в.
  44. Устюжское Благовещение. Новгород. XII в.
  45. Облачное (Десятинное) Успение. Новгород.сер. XII в.
  46. Оплечный Деисус. Владимир. XII в.
  47. Великая Панагия. (Ярославская Оранта). Ярославль. XIII в.
  48. Великая Панагия. (Ярославская Оранта). Фрагмент. Ярославль. XIII в.
  49. Церковь Николы на Липне. Новгород. 1292 г.
  50. Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г.
  51. Церковь Успения на Волотовом поле. Новгород. 1352 г.
  52. Церковь Федора Стратилата. Новгород. 1360-1361 гг.
  53. Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице. Новгород. 1374 г.
  54. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. нач. XV в.
  55. Грановитая палата. Новгород. 1433 г.
  56. Часозвоня. Новгород. 1443 г.
  57. Псковский Кром. 1393-1452 гг.
  58. Троицкий собор. Псков.1365-1367 гг.
  59. Икона Николая Чудотворца из Духова монастыря. Новгород. XV в.
  60. Алекса Петров. Никола Липный. Новгород. 1294 г.
  61. Алекса Петров. Никола Липный (фрагмент). Новгород. 1294 г.
  62. Святые Иоанн Лествечник, Георгий и Власий. Новгород. конец XIII в.
  63. Отечество. Новгород. XIVв.
  64. Феофан Грек. Христос Пантократор. Фрески храма Спаса Преображения на Ильиной улице. Новгород. 1378 г.
  65. Феофан Грек. Архангел Михаил. Фрески храма Спаса Преображения на Ильиной улице. Новгород. 1378 г.
  66. Феофан Грек. Адам. Фрески храма Спаса Преображения на Ильиной улице. Новгород. 1378 г.
  67. Феофан Грек. Христос Пантократор (фрагмент). Фрески храма Спаса Преображения на Ильиной улице. Новгород. 1378 г.
  68. Битва суздальцев с новгородцами. Новгород. вторая половина XIVв.
  69. Богородица Знамение. Новгород. XI в.
  70. Молящиеся новгородцы. Новгород. 1467 г.
  71. Феофан Грек. Донская икона Божией Матери. нач. XVв.
  72. Феофан Грек. Успение. нач. XVв.
  73. Феофан Грек. Успение (фрагмент) нач. XVв.
  74. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г.
  75. Феофан Грек. Спас в Силах. Икона из деисуса иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г.
  76. Феофан Грек. Богородица Агиосоритисса. Икона из деисуса иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г.
  77. Феофан Грек. Иоанн Предтеча. Икона из деисуса иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г.
  78. Андрей Рублев. Звенигородский Спас. нач. XVв.
  79. Андрей Рублев. Архангел Михаил. нач. XVв.
  80. Андрей Рублев. Апостол Павел. нач. XVв.
  81. Андрей Рублев и Даниил Черный. Страшный суд. Фрески Успенского собора во Владимире. 1408 г.
  82. Андрей Рублев. Троица. Между 1411-1422 гг.
  83. Покров на гробницу Сергия Радонежского. XVв.
  84. Берестяная грамота. Новгород. нач. XVв.
  85. Аристотель Фиорованти. Успенский собор Московского Кремля. Окончен в 1479 г.
  86. Алевиз Новый. Архангельский собор Московского Кремля. 1505-1509 гг.
  87. Благовещенский собор Московского Кремля. 1484-1489 гг.
  88. Пьетро Солари. Марко Руффо. Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля.
  89. Пьетро Солари. Марко Руффо. Никольская башня Московского Кремля.
  90. Стены Московского Кремля.
  91. Московский Кремль. Современный вид.
  92. Пьетро Солари. Марко Руффо. Грановитая палата Московского Кремля.1487-1491 гг.
  93. Бон Фрязин. Колокольня Ивана Великого. Московский Кремль. 1532.
  94. Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском. 1532 г.
  95. Барма и Постник Яковлев. Покровский собор, что на рву (Храм Василия Блаженного). 1555-1561 гг.
  96. Ферапонтов монастырь.
  97. Автограф Дионисия в софите Северного портала храма Рождества Богородицы о создании фресок. Ферапонтов монастырь. 1500-1502 гг.
  98. Дионисий и сыновья. Благовещение. Фреска храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1500-1502 гг.
  99. Дионисий и сыновья. Покров. Фреска храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1500-1502 гг.
  100. Дионисий и сыновья. Страшный суд. Фреска храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1500-1502 гг.
  101. Дионисий и сыновья. Одигитрия. 1502 г.
  102. Дионисий и сыновья. Митрополит Петр с житием.
  103. Дионисий и сыновья. Митрополит Алексий с житием.
  104. Церковь воинствующая. сер. XVв
  105. Прокопий Чирин. Никита воин. 1593 г.
  106. Николай Можайский. Деревянная скульптура. XVI в.
  107. Царское место (Мономахов трон).1551. Успенский собор.
  108. Апостол. Первопечатная книга. 1564 г.
  109. Антип Константинов, Трефил Шарутин, Илларион Ушаков. Теремной дворец. Московский Кремль. 1635-1636 гг.
  110. Церковь Троицы в Никитниках. Москва. 1631-1633 гг.
  111. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. сер.XVII в.
  112. Храм Покрова в Филях. Москва. сер.XVII в.
  113. Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1657 г.
  114. Симон Ушаков. Насаждение Древа Государства Российского. 1668 г.
  115. Симон Ушаков. Насаждение Древа Государства Российского (фрагмент). 1668 г.
  116. Симон Ушаков. Троица Ветхозаветная. 1671 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...