Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1908—1909 гг. Ларионов служил в армии. Воспоминания о военной службе дали худож­нику материал для обширной серии работ из солдатской жизни: «Утро в казарме», «Отды­хающий солдат» (обе 1910 г. ), «Солдат верхом», «Автопортрет в солдатской рубахе» (обе 1911 г. ). Это цикл незатейливых бытовых сценок, не связанных определённым сюжетом; их главный герой — солдат. Он скачет на коне, курит, прохаживается по улицам. Облик солдата на всех картинах дан в традициях русского лубка — пропорции фигуры деформи­рованы, в позах и жестах чувствуется нарочитая неуклюжесть, колорит нередко напомина­ет вызывающе размалёванные надписи на ярмарочных балаганах. Безусловно, в этой се­рии есть некая ирония и мягкая улыбка. Однако главной целью Ларионова была всё же не пародия и насмешка, а тонкая имитация народных форм живописи и размышление над фольклорными представлениями о герое, причём не эпических, а бытовых жанров творчества - баек, прибауток, анекдотов.

Михаил Ларионов.

Петух. 1912 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Михаил Ларионов.

Лучизм. Фрагмент. 1912 г.

Собрание Чудновских, Санкт-Петербург.

и Гончарова покинули «Бубновый валет» и организовали экспозицию «Ослиный хвост». Через год откры­лась новая выставка «Мишень», а вслед за ней появилась и творческая группа под тем же названием.

В 1912—1913 гг. Ларионов и Гон­чарова много работали над оформ­лением книг поэтов-футуристов. Это были так называемые литографиро­ванные книги — написанные от ру­ки на литографском камне и в этой же технике проиллюстрированные.

В начале 10-х гг. мастер пришёл к идее лучизма — одного из первых вариантов беспредметной живопи­си. В брошюре под этим же названи­ем он объяснял это понятие так: «Лучизм имеет в виду простран­ственные формы, которые могут возникать от пересечения лучей различных предметов, формы, выде­ленные волею художника». В первых «лучистых» полотнах Ларионова хо­рошо заметны мотивы природы: «Осень жёлтая», «Петух» («Лучистый этюд»), «Лучистый пейзаж» (все ра­боты 1912 г. ).

В 1914 г. Ларионов помогал Гон­чаровой создавать декорации к опе­ре-балету Николая Андреевича Римского-Корсакова «Золотой петушок» для дягилевских «Русских сезонов», выполненные в авангардном стиле.

Затем началась Первая мировая война, ставшая тяжёлым испытанием в жизни мастера. Творческие планы пришлось отложить на неопреде­лённый срок. Ларионов, призван­ный в армию, участвовал в боях в Во­сточной Пруссии, был контужен и после лечения в госпитале демобили­зован. После выздоровления он при­соединился как художник-декоратор к балетной труппе Дягилева в Швей­царии и в Россию уже больше не вер­нулся.

В произведениях Наталии Гонча­ровой прослеживаются несколько иные мотивы. Темы некоторых её работ явно навеяны живописью Поля Гогена и Винсента Ван Гога («Крестьяне, собирающие яблоки», 1911 г.; «Подсолнухи», 1908—1909 гг.; «Рыбная ловля», 1909 г. ). Влияние Го­гена чувствуется в мягких, как бы

*Литография (от греч. «литос» — «камень» и «графо»— «пишу», «рисую») — гравюра на камне.

НИКО ПИРОСМАНАШВИЛИ

(1862—1918)

Нико (Николай Асланович) Пиросманашвили — грузинский художник-примитивист. Будучи мастером-самоучкой, он создавал свои произведения на основе фольклорных тради­ций. Его примитивизм не был осознанным художественным выбором; как любой мастер из народной среды, он работал, подчиняясь интуиции. Главные темы его полотен — жанро­вые сцены, среди которых на первом месте колоритные гру­зинские застолья, однофигурные композиции, многочислен­ные изображения зверей, натюрморты. На первый взгляд все его композиции кажутся по-детски наивными: статичные фи­гуры, написанные крайне схематично, застывшие лица, условное размещение фигур в пространстве. Однако стро­гий и сдержанный колорит придаёт забавным сценкам и пер­сонажам ощущение мудрого спокойствия. Выразительные паузы между фигурами сообщают картинам Пиросманашвили особую декоративную красоту и обаяние. Нередко в ко­лорите преобладают тёмные тона, но это не мешает рабо­там быть удивительно радостными, а порой и наполненными мягким юмором. Детская простота, сквозь которую прогля­дывает зрелая мудрость, — основное ощущение от живопи­си этого мастера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...