Занятие 1. Экономические методы в системе методов управления
Семинарское занятие Цель занятия. Рассмотреть экономические методы управления, их соотношение и взаимосвязь с другими методами, особенности проявления, развития и применения в условиях рынка. Содержание занятия. 1. Понятие и сущность методов управления. 2. Экономические методы управления и их классификация. 3. Система экономических рычагов управления на федеральном и региональном уровне. 4. Сущность и содержание экономического механизма управления в организации. Литература
Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие. - (Серия "Высшее образование"). М.: ИНФРА-М, 2006. 216 с. Денисов А.Ю. Экономическое управление предприятием и корпорацией / А.Ю. Денисов, С.А. Жданов. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 416 с. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учеб. пособие. Минск: Новое Знание, 2002. 336 с. Казанцев А.К., Крупанин А.А. Менеджмент в предпринимательстве: Учеб. пособие - (Серия "Высшее образование"). М.: ИНФРА-М, 2003, 230 с. Максимцов М.М. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 412 с.
Административные методы управления – это способы воздействия на объект управления, основанные на использование обязательных для исполнителя предписаний и рекомендаций. Они основаны на использовании административной подчиненности работников и использовании власти и представляют собой форму внеэкономического принуждения к труду.
Отличительными чертами, позволяющими выделить административные методы управления из числа других методов, являются их следующие особенности. 1. Административные методы принадлежат к средствам волевого воздействия. 2. Административные методы предопределяют однозначное решение и не представляют исполнителю большой самостоятельности. 3. Административные методы могут иметь как самостоятельное значение, так и служить средством осуществления других методов. 4. Административные методы оказывают конкретное воздействие: определяют цели и задачи, порядок и сроки их выполнения, ресурсы и условия. 5. Административные методы характеризуются обязательностью выполнения и подкрепляются дисциплинарными требованиями. Различают две группы административных средств воздействия: организационное и оперативно – распорядительное. Организационное воздействие направленно на создание организационного механизма с использованием административных актов и норм, направленных на формирование устойчивых организационных отношений. Оперативно – распорядительное воздействие осуществляется путем приказов, распоряжений, указаний, направленных на создание кратковременных организационных отношений. В зависимости от жесткости и гибкости выделяются три вида организационного воздействия: 1. Организационное регламентирование; 2. Организационное нормирование; 3. Организационно – методическое инструктирование. Наиболее жесткий вид воздействия – организационное регламентирование. Его сущность состоит в предписании исполнителям действовать только определенным образом (положения, регламенты и т.п.).
Организационное нормирование – это воздействие путем доведения до исполнителя норм и нормативов. Организационно – методическое инструктирование – это воздействие в виде методических указаний, позволяющих исполнителю самому, но по обязательной методике разрабатывать решения или производить действие. Распорядительное воздействие – это разработка и доведение до исполнителя приказов, распоряжений, указаний и рекомендаций по выполнению текущих оперативных задач, контроль за их исполнением. Распорядительное воздействие характеризуется его действием по линии распоряжения, направлением на устранение отклонений от программы действия, обязательным характером для исполнителя. Оперативно – распорядительное воздействия по форме могут быть устными или письменными. В любом случае оно должно отвечать следующим требованиям: 1. Цели и задачи распоряжения должны быть конкретными, а задания – точными и ясными. 2. Содержание распоряжений должно быть исчерпывающим, но кратким. 3. Распоряжение должно быть адресовано ответственному за их выполнения лицу. 4. Задание необходимо доводить на продолжительное время и давать возможность перед его выполнением осмыслить целесообразность действия. 5. Распоряжения не должны представлять мелочной опёки и (или) чрезмерно сдерживать инициативу подчиненных. 6. Распоряжение не должно принижать человеческого достоинства. 7. Распоряжение должны быть понятны исполнителям. Для обеспечения четкого функционирования производственно-коммерческой деятельности организаций необходимо создание единого организационного механизма. Как показывает практика, для этого необходимым является выполнение следующих мероприятий: оптимизация объема функций работников управления; четкое представление работником построения управленческого аппарата; регламентация разделения труда; использование графиков согласования управленческого труда, регламентирование времени выполнения работ; предоставление оптимальной самостоятельности подразделениям; упорядочение потоков оперативной информации; повышение квалификации кадров управления, обучение их в зимний период процедурам управления с использованием анализа конкретных ситуаций и деловых игр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|