Занятие 1. Социально-психологические методы управления
Семинарское занятие Цель занятия. Изучить сущность и содержание социально-психологических методов управления, особенности их реализации в организациях Содержание занятия. 1. Понятие, значение и содержание социально-психологических методов управления. 2. Трудовой коллектив как субъект и объект управления 3. Конфликты и пути их разрешения 4. Формы и содержание социально-психологических приёмов воздействия Литература
Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие. - (Серия "Высшее образование"). М.: ИНФРА-М, 2006. 216 с. Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - (Серия "Высшее образование"). М. ИНФРА-М, 2006. 283 с. Денисов, С.А. Жданов. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 416 с. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учеб. пособие. Минск: Новое Знание, 2002. 336 с. Казанцев А.К., Крупанин А.А. Менеджмент в предпринимательстве: Учеб. пособие - (Серия "Высшее образование"). М.: ИНФРА-М, 2003, 230 с. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. Учеб. пособие. М.:Логос, 2002, 224 с. Радугин А.А. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М., 1998. – 432 с. Розанова А.А. Психология управления. М.: Бизнес – школа «Интел – Синтез». 1997 176 с. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – Минск: Амалфея, 1996. 384 с. Шипунов В.Г. Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 1996. 271 с. Чаусов Н.Ю., Горбатов А.В., Чаусова Л.А. Управление конфликтами: Учебное пособие. Калуга: Издательство ЦНТИ, 2003. 144 с. Ягер Дж. Деловой этикет. М.: Джон Уэйли Энд Санд, 1994. 288 с.
Занятие 2. Формирование трудовых коллективов. Практическое занятие Цель занятия. Изучить методику формирования рабочих групп по принципу добровольности и взаимного выбора.
Условия занятия и исходные материалы. В ОАО «Победа» проводится реорганизация организационной структуры управления. Принято решение разукрупнить бригаду и создать психологически совместимые, стрессоустойчивые, самоуправляемые микроколлективы, где учтен человеческий фактор для обеспечения высокой производительности труда с численностью звеньев до четырех человек. В связи с этим исследовали бригаду и был проведен социометрический опрос по критерию «совместная работа» для определения звеньев. Результаты опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2. - Результаты социометрического опроса бригады
Методика выполнения задания. Положительные результаты дает опыт формирования рабочих групп (звеньев) по принципу добровольности и взаимного выбора. При равных условиях труда и уровня технической оснащенности труда в таких звеньях на 22-31% выше, чем в создаваемых только по решению руководителей.
Для выявления звеньев в исследуемой группе по установленному критерию проводят социометрический опрос. При этом следует иметь в виду, что опрос можно проводить только в группах, члены которых знают друг друга и совместно работают не менее полугода. Для проведения опроса заготавливают специальные социометрические карточки, на которых записаны фамилии членов группы в алфавитном порядке (рис. 2). Очень важно, чтобы исследование проводил посторонний для группы человек. Кроме того, необходимо правильно разместить членов исследуемой группы в помещении, где проводится опрос, таким образом, чтобы обеспечить самостоятельность и анонимность ответов. Перед проведением опроса следует проинструктировать респондентов. Необходимо обратить внимание, что в социометрической карточке сверху справа указывается фамилия опрашиваемого. Свои ответы следует заносить в карточку, поставив крестик (Х) против каждой фамилии в соответствующей колонке. Себя оценивать не нужно. После инструктажа раздают карточки опроса и просят работников заполнить их. В процессе выполнения этой работы необходимо исключить всякие разговоры и консультации между работниками. На основании данных индивидуальных карточек социометрического опроса составляется первая социоматрица (рис.3). В ней положительный выбор обозначают «+», отрицательный – «-», взаимные выборы соответственно «Å» и
Рис. 2. - Образец социометрической карточки. Для определения звеньев на материале первой заполняют вторую матрицу. Заготавливают сетку, как и для первой матрицы. Из первой матрицы выбирают любого исследуемого, имеющего взаимный положительный выбор. Его порядковый номер и фамилию заносят в первую строку матрицы 2. Этот же номер проставляют в первой клетке столбца. Затем из первой матрицы выбирают тех, кто находится во взаимном выборе с занесенным в первую строку. Их порядковые номера и фамилии записывают в следующие строки матрицы, а номера в соответствующие столбцы. Подобную процедуру повторяют для всех, находящихся во вза имном выборе с занесенным в первую строку. Выбор из первой матрицы продолжают, пока не замкнется круг лиц с взаимным выбором.
Рис.3. - Образец первой социоматрицы (фрагмент). Следующий этап заполнения второй матрицы начинают с того, что из первой матрицы выбирают любого, имеющего взаимный положительный выбор, и не попавшего в первую группу. Работу по указанному алгоритму продолжают до полной исчерпанности взаимных положительных выборов у всех лиц, участвующих в опросе. Того, кто не имеет взаимных положительных выборов, записывают в конце матрицы. Затем из первой матрицы во вторую переносят все остальные положительные и отрицательные выборы и подводят итоги по строкам и столбцам, как и в первой матрице (рис. 4). Порядок выполнения задания. Задание следует выполнять в следующей последовательности. 1. Изучить методику выполнения задания. 2. На основании приведенного задания в соответствии с представленной методикой определить звенья механизаторов в растениеводстве. 3. Подготовить проект приказа по коллективному сельскохозяйственному предприятию "Победа" о реорганизации организационной структуры в растениеводстве и создании звеньев механизаторов в определенном составе.
Рис.4. - Образец второй социоматрицы (фрагмент).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|