Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 1. Социально-психологические методы управления




Семинарское занятие

Цель занятия. Изучить сущность и содержание социально-психологических методов управления, особенности их реализации в организациях

Содержание занятия.

1. Понятие, значение и содержание социально-психологических методов управления.

2. Трудовой коллектив как субъект и объект управления

3. Конфликты и пути их разрешения

4. Формы и содержание социально-психологических приёмов воздействия

Литература

 

Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие. - (Серия "Высшее образование"). М.: ИНФРА-М, 2006. 216 с.

Вершигора Е. Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - (Серия "Высшее образование"). М. ИНФРА-М, 2006. 283 с.

Денисов, С.А. Жданов. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 416 с.

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учеб. пособие. Минск: Новое Знание, 2002. 336 с.

Казанцев А.К., Крупанин А.А. Менеджмент в предпринимательстве: Учеб. пособие - (Серия "Высшее образование"). М.: ИНФРА-М, 2003, 230 с.
Максимцов М.М. Менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 412 с.

Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. Учеб. пособие. М.:Логос, 2002, 224 с.

Радугин А.А. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М., 1998. – 432 с.

Розанова А.А. Психология управления. М.: Бизнес – школа «Интел – Синтез». 1997 176 с.

Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – Минск: Амалфея, 1996. 384 с.

Шипунов В.Г. Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 1996. 271 с.

Чаусов Н.Ю., Горбатов А.В., Чаусова Л.А. Управление конфликтами: Учебное пособие. Калуга: Издательство ЦНТИ, 2003. 144 с.

Ягер Дж. Деловой этикет. М.: Джон Уэйли Энд Санд, 1994. 288 с.

 

Занятие 2. Формирование трудовых коллективов.

Практическое занятие

Цель занятия. Изучить методику формирования рабочих групп по принципу добровольности и взаимного выбора.

Условия занятия и исходные материалы. В ОАО «Победа» проводится реоргани­зация организационной структуры управления. Принято решение ра­зукрупнить бригаду и создать психологиче­ски совместимые, стрессоустойчивые, самоуправляемые микроколлекти­вы, где учтен человеческий фактор для обеспечения высокой произ­водительности труда с численностью звеньев до четырех че­ловек. В связи с этим исследовали бригаду и был проведен социометрический опрос по кри­терию «совместная работа» для определе­ния звеньев. Результаты опроса представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2. - Результаты социометрического опроса бригады

Фамилии членов бригады Вариант 1 Вариант 2
положительный выбор отрицательный выбор положительный выбор отрицательный выбор
1. Холмогоров А.И. Лазарев Ю.Н. Пелевин Е.И. Колесов И.В. Зайцев Р.Ф. Павлов Ю.П. Романов В.Е. Павлов Ю.П. Охапкин В.П. Хохлов С.Т. Уфимцев А.И.
2. Романов В.Е. Баландин С.И. Уфимцев А.И. Перунов Ф.Ф. Некрасов И.И. Мурашов В.В.   Холмогоров А.И. Павлов Ю.П. Охапкин В.П. Лазарев Ю.Н. Балмасов Е.Т. Громов Г.И.
3. Баландин С.И. Романов В.Е. Хохлов С.Т. Уфимцев А.И. Колесов И.В. Петухов П.Ф. Усольцев Н.К. Колесов И.В. Ломакин К.С. Некрасов И.И. Холмогоров А.И. Павлов Ю.П.  
4. Охапкин В.П. Баландин С.И. Петухов П.Ф. Перунов Ф.Ф. Холмогоров А.И. Пелевин Е.И. Холмогоров А.И. Павлов Ю.П. Баландин С.И. Ломакин К.С.
5. Лазарев Ю.Н. Холмогоров А.И. Пелевин Е.И. Колесов И.В. Некрасов И.И. Мурашов В.В. Романов В.Е. Колесов И.В. Пелевин Е.И. Некрасов И.И. Балмасов Е.Т. Громов Г.И.  
6. Громов Г.И. Павлов Ю.П. Лущин И.И. Мурашов В.В. Пелевин Е.И. Перунов Ф.Ф.   Пелевин Е.И. Уфимцев А.И. Усольцев Н.К. Романов В.Е. Лазарев Ю.Н. Ломакин К.С.
7. Петухов П.Ф. Охапкин В.П. Усольцев Н.К. Некрасов И.И. Громов Г.И. Колесов И.В. Баландин С.И. Мурашов В.В. Холмогоров А.И. Пелевин Е.И. Громов Г.И.   Павлов Ю.П. Баландин С.И.  
8. Перунов Ф.Ф. Хохлов С.Т. Охапкин В.П. Усольцев Н.К. Громов Г.И.     Некрасов И.И. Усольцев Н.К. Громов Г.И. Павлов Ю.П. Мурашов В.В.  
9. Павлов Ю.П. Перунов Ф.Ф. Громов Г.И. Мурашов В.В. Холмогоров А.И. Лущин И.И.   Холмогоров А.И. Романов В.Е. Охапкин В.П. Баландин С.И. Усольцев Н.К. Перунов Ф.Ф.
10. Балмасов Е.Т. Ломакин К.С. Зайцев Р.Ф. Некрасов И.И.   Лазарев Ю.Н. Зайцев Р.Ф. Перунов Ф.Ф. Романов В.Е. Павлов Ю.П. Охапкин В.П.
11. Некрасов И.И. Баландин С.И. Балмасов Е.Т. Лущин И.И. Пелевин Е.И. Лазарев Ю.Н. Колесов И.В. Петухов П.Ф. Баландин С.И. Мурашов В.В. Усольцев Н.К.    
12. Мурашов В.В. Уфимцев А.И. Павлов Ю.П. Громов Г.И. Лазарев Ю.Н. Романов В.Е. Петухов П.Ф. Ломакин К.С. Некрасов И.И. Усольцев Н.К. Колесов И.В. Балмасов Е.Т.  
13. Зайцев Р.Ф. Холмогоров А.И. Пелевин Е.И. Балмасов Е.Т. Ломакин К.С.     Лущин И.И. Хохлов С.Т. Балмасов Е.Т.  
14. Лущин И.И. Перунов Ф.Ф. Громов Г.И. Мурашов В.В. Пелевин Е.И. Усольцев Н.К.   Романов В.Е. Зайцев Р.Ф. Уфимцев А.И. Некрасов И.И.    
15. Хохлов С.Т. Холмогоров А.И. Уфимцев А.И. Мурашов В.В. Пелевин Е.И. Охапкин В.П.   Холмогоров А.И. Павлов Ю.П. Зайцев Р.Ф. Лущин И.И.    
16. Ломакин К.С. Лазарев Ю.Н. Балмасов Е.Т. Павлов Ю.П. Перунов Ф.Ф.     Баландин С.И. Мурашов В.В. Балмасов Е.Т. Охапкин В.П. Колесов И.В. Усольцев Н.К. Громов Г.И.
17. Уфимцев А.И. Романов В.Е. Баландин С.И. Хохлов С.Т.   Некрасов И.И. Усольцев Н.К. Громов Г.И. Перунов Ф.Ф.  
18. Усольцев Н.К. Петухов П.Ф. Перунов Ф.Ф. Громов Г.И. Баландин С.И. Некрасов И.И.   Уфимцев А.И. Перунов Ф.Ф. Громов Г.И. Павлов Ю.П. Ломакин К.С.  
19. Пелевин Е.И. Холмогоров А.И. Лазарев Ю.Н. Колесов И.В. Охапкин В.П. Громов Г.И. Лущин И.И. Лазарев Ю.Н. Колесов И.В. Петухов П.Ф.  
20. Колесов И.В. Холмогоров А.И. Пелевин Е.И. Охапкин В.П. Петухов П.Ф.     Лазарев Ю.Н. Петухов П.Ф. Пелевин Е.И Охапкин В.П. Ломакин К.С. Мурашов В.В.

 

Методика выполнения задания. Положительные результаты дает опыт формирования рабочих групп (звеньев) по принципу добровольности и взаимного выбора. При равных условиях труда и уровня технической оснащенности труда в таких звеньях на 22-31% выше, чем в создаваемых только по решению руководителей.

Для выявления звеньев в исследуемой группе по установленному критерию проводят социометрический опрос. При этом следует иметь в виду, что опрос можно проводить только в группах, члены которых знают друг друга и совместно работают не менее полугода. Для проведения опроса заготавливают специальные социометрические карточки, на которых записаны фамилии членов группы в алфавитном порядке (рис. 2).

Очень важно, чтобы исследование проводил посторонний для группы человек. Кроме того, необходимо правильно разместить членов исследуемой группы в помещении, где проводится опрос, таким образом, чтобы обеспечить самостоятельность и анонимность ответов.

Перед проведением опроса следует проинструктировать респондентов. Необходимо обратить внимание, что в социометрической карточке сверху справа указывается фамилия опрашиваемого. Свои ответы следует заносить в карточку, поставив крестик (Х) против каждой фамилии в соответствующей колонке. Себя оценивать не нужно.

После инструктажа раздают карточки опроса и просят работников заполнить их. В процессе выполнения этой работы необходимо исключить всякие разговоры и консультации между работниками.

На основании данных индивидуальных карточек социометрического опроса составляется первая социоматрица (рис.3). В ней положительный выбор обозначают «+», отрицательный – «-», взаимные выборы соответственно «Å» и

       
   
 
 

 


Рис. 2. - Образец социометрической карточки.

Для определения звеньев на материале первой заполняют вторую матрицу. Заготавливают сетку, как и для первой матрицы. Из первой матрицы выбирают любого исследуемого, имеющего взаимный положительный выбор. Его порядковый номер и фамилию заносят в первую строку матрицы 2. Этот же номер проставляют в первой клетке столбца. Затем из первой матрицы выбирают тех, кто находится во взаимном выборе с занесенным в первую строку. Их порядковые номера и фамилии записывают в следующие строки матрицы, а номера в соответствующие столбцы. Подобную проце­дуру повторяют для всех, находящихся во вза имном выборе с занесенным в первую строку. Выбор из первой матрицы продолжают, пока не замкнется круг лиц с взаимным выбором.

 

 
 

 


Рис.3. - Образец первой социоматрицы (фрагмент).

Следующий этап заполнения второй матрицы начинают с того, что из первой матрицы выбирают любого, имеющего взаимный поло­жительный выбор, и не попавшего в первую группу. Работу по указанному алгоритму продолжают до полной исчерпанности взаим­ных положительных выборов у всех лиц, участвующих в опросе. Того, кто не имеет взаимных положительных выборов, записывают в конце матрицы. Затем из первой матрицы во вторую переносят все остальные положительные и отрицательные выборы и подводят итоги по строкам и столбцам, как и в первой матрице (рис. 4).

Порядок выполнения задания. Задание следует выполнять в следующей последовательности.

1. Изучить методику выполнения задания.

2. На основании приведенного задания в соответствии с пред­ставленной методикой определить звенья механизаторов в расте­ниеводстве.

3. Подготовить проект приказа по коллективному сельскохозяйственному предприятию "Победа" о реорганизации организационной структуры в растениеводстве и создании звеньев механизаторов в определенном составе.

 
 

 


Рис.4. - Образец второй социоматрицы (фрагмент).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...