Глава 3. Социально-психологические методы управления.
Социально-психологические методы подразделяют на две группы: социологические и психологические. Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. В качестве средств социологического воздействия используют мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, управление конфликтами, управление формированием и развитием коллективов. Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. При этом нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла. В настоящее время передовые организации формирование корпоративной морали и организационной культуры ставят в качестве первоочередной задачи. Партнерство – это управление, осуществляемое на основе участия всех членов коллектива в разработке, принятии и реализации решений. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого. Различают такие формы партнерства: деловые, дружеские, по увлечениям (хобби), семейные - между родственниками, интимные - сексуальные взаимоотношения людей. В партнерстве отношения строятся на основе взаимоприемлемых психологических способов убеждения: подражании, просьбах, советах, похвалах. Партнёрство способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе.
Соревнование внутрихозяйственное предпринимательство)является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Оно может являться движущей силой развития организации. Общение - это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Общение имеет место в простых формах взаимоотношений руководителя с подчиненным, сотрудников между собой. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации. Следует иметь в виду, что при прочих равных условиях люди легче принимают позицию человека, к которому испытывают симпатию; общий тон при общении должен быть доброжелательный, доверительный, располагающий собеседников друг к другу. Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта. Важное значение имеет знание методов и технологии переговорного процесса. Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по различным проблемам и др. Основными методами управления конфликтами являются воспитательные и организационные (рис. 1). Коллектив – это социальный организм, группа трудящихся, объединенная единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.
Коллектив складывается на основе совместного труда группы в направлении поставленной перед ней производственной цели. Сплочение группы людей, работающих совместно, в единый социальный организм – длительный процесс, проходящий несколько этапов под влиянием ряда условий: ценностно-ориентационного единства группы; достаточно интенсивного уровня общения членов группы в течение относительно длительного периода времени и характера этого общения; четкой организационной структуры, соответствующей внутригрупповому разделению труда; размеров производственной группы; организацией морального и материального стимулирования; наличие обратной связи; социально-психологического климата. Важнейшими условиями формирования и развития коллектива являются феномены группового давления и групповой сплоченности, неформальной структуры, неформального лидера. Феномен группового давления получил в социальной психологии название феномена конформизма. Он выражает подчинение индивида групповому давлению, его внушаемость установкам коллектива. Второй стороной проблемы формирования коллектива является проблема групповой сплоченности. В данном случае характеризуется не факт вхождения индивида в группу, не то как индивид принимает ее нормы, мнения, стандарты поведения, а сам процесс формирования особого типа связей в коллективе, которые позволяют трансформировать внешне заданную группу в психологическую общность людей. Сплоченность коллектива означает, что данный состав возможен для обеспечения выполнения коллективом его функций, а также то, что группа интегрирована наилучшим образом, что в ней достигнута такая степень развития отношений, при которой все члены коллектива в наибольшей мере разделяют цели
Рис. 1. - Способы управления конфликтами деятельности коллектива и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. В развитии коллектива выделяется ряд стадий.
Первая стадия является начальной, коллектив только начинает формироваться. Неформальные связи слабы и неустойчивы. Нередко возникают конфликты вследствие взаимного недопонимания. Поэтому на этой стадии вполне оправдан авторитарный стиль руководства, Когда руководитель предъявляет жесткие требования к подчиненным и незначительно следит за выполнением отданных им распоряжений. Вторая стадия характеризуется тем, что завершается взаимное изучение друг друга, определяются позиции членов коллектива. На основании взаимных симпатий, общих интересов происходит образование и преобразование формальных групп. На этой стадии в задачу руководителя входит создание актива. В результате меняется организаторская тактика руководителя. Он должен требовать исполнения решений не только от своего имени, но и от имени актива. На этой стадии руководитель начинает переходить от авторитарного к демократическому стилю руководства, который характеризуется стремлением, как можно больше вопросов ставить на обсуждение коллектива. Он передает некоторые функции управления активу. Актив побуждает и остальных членов коллектива к проявлению инициативы, творческому отношению, к труду и т.д. Третья стадия развития коллектива характеризуется тем, что в группе появляется высокая сознательность и создается интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство. По мнению А.В. Петровского, на первой стадии развития коллектива реализуется, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; на второй стадии эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; на третьей стадии развития отношения, основанные на принятие всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Ценностно-ориентационное единство группы является качеством, позволяющим определить внешний уровень развития коллектива. Психологические методы играют важную роль в управлении, так как направлены на конкретную личность, строго персонифицированы и индивидуальны. К наиболее важным результатам психологического воздействия можно отнести: формирование подразделений на основе психологического соответствия сотрудников; комфортный психологический климат в коллективе; формирование личной мотивации людей в соответствии с философией организации; минимизацию психологических конфликтов; разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников; рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования; формирование эффективной и психологически приемлемой организационной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников. Главной особенностью психологических методов является воздействие на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства. Использование социально-психологических методов вызывает у человека определенные чувства, эмоции, формирует настроение. Чувства - особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Чувства связаны с представлением о конкретном или обобщенном объекте. Они отражают нравственные переживания человеком его реальных отношений с окружающей средой в виде эмоций.
Способы психологического воздействияотносят к числу важнейших элементов психологических методов управления. К ним относят: психологические образы; внушение; убеждение; подражание; побуждение; вовлечение; принуждение; осуждение; требование; плацебо; запрещение; порицание; командование; обманутое ожидание; «взрыв»; метод Сократа; намек; комплимент; просьба; похвала; совет.[3] Психологические образы позволяют проводить обучение персонала на основе типовых образцов поведения исторических личностей, крупных руководителей и новаторов производства. Они используются для трудового, эстетического и культурного воспитания сотрудников предприятия, прежде всего молодежи. Материальной формой воплощения образов выступают практические действия, разговорный язык, письменность, различные знаковые модели. В процессе управления чаще всего используются исторические, художественные, графические, аудиовизуальные и знаковые образы. Исторические образы широко используются путем описания жизни великих людей для воспитания молодых работников и обоснования принимаемых решений. Художественные образы являются важным компонентом дизайна помещений офисов, формирования культуры управления и технической техники. Графические образы широко используются в регламентации управления (схемы, графики, модели, генпланы) и для обоснования принятия решений. Аудиовизуальные образы являются неотделимой частью современной компьютерной и телевизионной техники, обеспечивающей работников своевременной информацией в режиме диалога человек - машина. Знаковые образы позволяют использовать математические методы для принятия управленческих решений (матрицы, модели управления, кроссворды и др.).
Внушение представляет психологическое целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду. Внушение может вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка. Убеждение базируется на аргументированном и логическом воздействии на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе. Подражание является способом воздействия на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или другого человека, образцы поведения которого являются примером для других. Вовлечение является психологическим приемом, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др. Побуждение - позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить значимость сотрудника. Принуждение - крайняя форма воздействия, когда работника заставляют, возможно даже против его желания, выполнять определенную работу. Желательно применять принуждение только в чрезвычайных обстоятельствах, когда бездействие может привести к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, несчастным случаям. Осуждение - прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны. Как отмечает А.П. Егоршин, такой прием не может применяться для воздействия на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на людей с низким уровнем образования и интеллекта. В последнем случае осуждение превращается в фарс. Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаяхэтот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Плацебо используется как прием внушения. Плацебо может использоваться как пример поведения авторитетного лица, когда работникам с легкостью демонстрируют какие-либо сложные или опасные действия. Видя это, работники могут с такой же легкостью повторить показанные действия, не испытывая при этом неприятных ощущений. Если же наблюдатели заметят, что демонстрация осуществляется через силу, то эффекта не будет. Порицание обладает убеждающей силой только в условиях, когда собеседник идентифицирует себя с руководителем. В других случаях порицание воспринимается как менторское назидание, которое можно выслушать, но которому не нужно следовать. Командование применяется тогда, когда требуется быстрое и точное исполнение без рассуждений. Выделяют запретительные и побудительные разновидности команд. Первые направлены на немедленное торможение нежелательных актов поведения. Они подаются твердым спокойным голосом или голосом с эмоционально окрашенным оттенком. Вторые нацелены на включение поведенческих механизмов людей. Обманутое ожидание эффективно в ситуации напряженного ожидания. Предшествующие события должны сформировать у собеседника строго направленный ход мыслей. Если вдруг обнаруживается несостоятельность этой направленности, го собеседник оказывается в растерянности и без возражений воспринимаетпредлагаемую руководителем идею. «Взрыв» - прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Неожиданный раздражитель вызывает у подчинённого сильный стресс. Это приводит к коренному изменению взглядов на вещи, события, отдельных людей и даже мир в целом. Метод Сократа основан на стремлении построить беседу таким образом, чтобы собеседник всегда с лёгкостью соглашался с высказанной точкой зрения. Древнегреческий философ Сократ, который часто пользовался им, старался вести беседу так, чтобы собеседнику было легче сказать «да». Сократ непременно доказывал свою точку зрения, не вызывая со стороны оппонентов не только явного негодования, но даже самых незначительных негативных реакций. Намек - прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии и аналогии. В некотором смысле формой намека может быть совет. Сущность намека состоит в том, что он апеллирует не к сознанию, не к логическому рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек таит в себе потенциальную возможность оскорбления личности собеседника, то пользоваться им лучше всего в ситуации конкретного настроения. Комплимент определяется как восторженное замечание в адрес кого-либо, как похвала. Комплимент наталкивает человека на размышления, на догадку. Предметом комплимента являются вещи, дела, идеи и подобное, косвенно относящиеся к людям. Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на человека. Просьба достаточно редко применяется во взаимоотношениях руководителя с подчиненными. Просьба руководителя должна восприниматься подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважение к его личности. Совет - психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. Эффективна во взаимоотношениях с квалифицированными подчиненыыми. В ситуациях, требующих принятия быстрых решений, использование советов и просьб руководителем должно быть минимизировано и исключено в тех случаях, когда рабочий допускает брак и срыв заданий. Социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключаются в адекватном, дозированном и дифференцированном применении социологических и психологических приемов из числа перечисленных выше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|