Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление кредитными рисками и оценка заемщика




 

    Включение основных моментов в положение, определяющее кредитный механизм позволит руководству банка выявить сильные и слабые стороны его деятельности, а позиции в отношении конкурентов – определить общую линию поведения и обеспечить единообразный подход к клиентам.

   Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен предоставить заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде, предполагаемом обеспечении. Банк на основе поступившей информации осуществляет отбор наиболее привлекательных предложений и создает на их основе информационный портфель кредитных заявок для последующей работы. Именно на этом этапе кредитный работник должен подготовиться к проведению переговоров и получить по возможности полную информацию о потенциальном заемщике. Кредитный работник при необходимости может справиться о финансовом положении заемщика в обслуживающем его банке. Перед проведением переговоров кредитный работник заранее изучает финансовые и справочные документы клиента. Имеются в виду карточки с образцами подписей, заверенные в уставленном порядке; баланс на последнюю отчетную дату; декларация о доходах и расходах (для частных лиц и кооперативов); технико-экономическое обоснование кредита, в котором указывается краткий перечень видов деятельности предприятия и размер уплачиваемого налога; цель, на которую испрашивается кредит; перечень статей расхода, производимых за счет полученного кредита; предполагаемый объем выпуска продукции или оказываемых услуг в денежном, а при необходимости и в натуральном выражении с указанием расценок за единицу продукции или услуг; планируемый рынок сбыта продукции; гарантийные письма.

    В зарубежной практике кредитования в состав сопроводительных документов, предоставляемых в банк в месте с заявкой, как правило, входят финансовые отчеты за последние три года, заверенные независимой аудиторской фирмой, внутренние финансовые и управленческие отчеты компании, отчет о движении средств за предшествующий год; прогнозные материалы; налоговые декларации; бизнес-планы, содержащие детальную проработку проектов или других мероприятий, кредитуемых банком.

   По данным американских аналитиков, 35 – 40% просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика на предварительной стадии переговоров.

    Заявка поступает к кредитному работнику который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – непосредственно с руководителем предприятия или его представителем. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному инспектору не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава предприятия, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

   После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками кредитной политики, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, то он должен провести углубленное и тщательное обследование финансового предложения предприятия – заемщика. Это одно из самых важных этапов процесса кредитования, поскольку он позволяет предвидеть вероятность своевременного возврата ссуд и эффективность их использования. Для этого каждый банк применяет свою методику анализа.

   В случае благоприятного заключения о кредитоспособности потенциального заемщика коммерческий банк принимает решение о возможности выдачи ссуды и, ориентируясь на класс кредитоспособности, разрабатывает условия кредитного договора. Этот этап еще называется структурированием ссуды. В процессе структурирования работник банка, занимающийся данным кредитом, определяет позицию в отношении основных параметров ссуды: вид кредита, сумма, срок, обеспечение, процентная ставка, схема погашения и прочие условия.

    Форма кредита определяется в зависимости от категории заемщика и особенностей кредитуемого мероприятия. Например, для финансирования сколько-нибудь долгосрочного мероприятия и при особо доверительном отношении к заемщику банк может открыть ему кредитную линию.

   При анализе кредитоспособности заемщика важно обратить внимание на порядок и степень участия собственных средств заемщика в кредитуемой операции, при этом величина собственных средств в хозяйственном обороте предприятия влияет на величину подлежащего выдаче кредита опосредованно, а именно через установление по целому комплексу показателей классности клиента при определении его кредитоспособности.

    Кредитоспособность клиента – это способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам, включая основной долг и процентные платежи.

    Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении и прогнозировании:

- способность заемщика рассчитаться со своими долговыми обязательствами на ближайшую перспективу;

- степени риска, который банк готов взять на себя;

- размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах;

- условия предоставления кредита;

    Близким по смыслу является термин «платежеспособность клиента». Он характеризует наличие или отсутствие неплатежей на определенную дату, поэтому платежеспособность является менее емким термином, чем кредитоспособность, одним из факторов, характеризующих кредитоспособность клиента. Выявление уровня кредитоспособности (степени кредитоспособности) является процессом определения индивидуального или частного кредитного риска для банка, т.е. риска связанного с клиентом, конкретным кредитом, выдаваемый клиенту.

    До кредитной реформы (1930г.) широко использовалась система критериев кредитоспособности от которой банкиры должны были отталкиваться при оценке кредитоспособности клиента, кредитного риска:

- характер клиента;

- способность заимствовать средства;

- возможность зарабатывать средства в ходе текущей производительной деятельности;

- капитал клиента;

- обеспеченность кредита;

- условия, в которых совершается кредитная операция;

- возможность осуществления контроля за ходом осуществления кредитной операции.

   В практике американских банков применяется подобная система, носящая название «правило пяти си», где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву «си»:

- Character (характер заемщика);

- Capacity (финансовые возможности);

- Capital (капитал, имущество);

- Collateral (обеспечение);

- Conditions (общие экономические условия).

   Хотелось бы отметить, что в современной российской банковской практике следует сразу же при рассмотрении заявки классифицировать клиента (крупный, средний, мелкий). Руководителю кредитного подразделения этого, чтобы понять, стоит ли основное внимание сосредоточить на анализе представленной клиентом и заверенной аудиторской фирмой документации, или, в случае мелкого клиента, сконцентрировать свои усилия на сборе информации из других источников, обязательно совершить выезд на предприятие, осмотр обеспечения (как правило, предоставляемого в форме твердого залога).

    Крупные клиенты отличаются наличием в штате высокопрофессиональных финансовых сотрудников, которые могут представить подготовленную на хорошем уровне и заверенную на хорошем уровне и заверенную аудиторской фирмой документацию, при анализе которой можно использовать следующие способы финансово - математического расчета:

- статистические методы оценки кредитного риска (модель «Зета» и уравнение Альтмана, модель Чессера, техника кредитного скоринга Д.Дюрана и т.д.) получили распространение в зарубежной практике;

- система финансовых коэффициентов (есть разработка Мирового банка) используется во всем мире, в т. ч. и в работе российских банков. Рассматривая подробнее эту систему можно выделить 5 основных групп финансовых коэффициентов (согласно методике Мирового банка).  

Оценка кредитоспособности заемщика может быть сведена к единому показателю – рейтинг заемщика. Рейтинг определяется в баллах. Сумма баллов рассчитывается путем умножения классности (1,2,3,) любого коэффициента и его доли соответственно в процентах. Так, например, к первому классу могут быть отнесены заемщики, набирающие от 100 до 150 баллов, ко второму – от 151 до 250 баллов, третьему – от 251 до 300 баллов.

    С предприятиями каждого класса кредитоспособности банки по-разному строят свои кредитные отношения. Так, первоклассным по кредитоспособности заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную линию, кредитовать по конкретному счету, выдавать в разовом порядке бланковые (без обеспечения) ссуды установлением во всех случаях более низкой процентной ставки, чем для всех остальных заемщиков. Кредитование второклассных ссудозаемщиков осуществляется банками в обычном порядке, то есть при наличие соответствующих форм обеспечительных обязательств. Процентная ставка соответственно зависит от вида обеспечения.

    Предоставление кредитов клиентам третьего класса для банков связанно с серьезным риском. В большинстве случаев таким клиентам банки стараются кредитов не выдавать. Если же банк решается на выдачу кредита клиенту третьего класса, то размер предоставляемой ссуды не должен превышать размера уставного фонда хозоргана. Процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне.

    В том случае если кредит был выдан клиенту ранее, до ухудшения его финансового положения банк должен проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации с целью уберечь предприятие от банкротства, а при невозможности этого – прекратить его дальнейшее кредитование.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...