Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.Что означает термин «такесика»?




5. Что означает термин «такесика»?

А. Внешнее проявление чувств и эмоций в процессе общения

Б. Роль прикосновений в процессе невербального общения

В. Стиль передвижений человека

Г. Разнообразные движения руками и головой

6. Желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других- это …. общение:

A. примитивное;

Б. закрытое;

В. ролевое;

Г. Открытое

7. Процесс восприятия и понимания людьми друг друга - это :
  А)  перцепция
 Б) коммуникация
 В) интерактивная сторона общения
 Г) контакт масок

8. Сколько основных позиций, исходя из концепции трансактного анализа (Эрика Берна), выделяют в общении?

А. 4

Б. 3

В. 2

9. Сколько основных дистанций в процессе общения Вы знаете?

А. 3

Б. 5

В. 4

10. Общение – это:
а) многоплановый многоуровневый процесс установления контактов;
б) процесс порождающийся потребностями;
в) усвоение опыта в деятельности;
г) все перечисленное.

Задание №3 Заполните схему «Позиции в общении»

Задание №4 Укажите стрелками соответствие

Деструктивное поведение

Внешнедеструктивное поведение

Конформистское поведение
Аддиктивное поведение

Внутридеструктивное поведение

Антисоциальное поведение
Нарциссическое поведение
Суицидное поведение

Задание №5 Заполните таблицу

Дистанции при общении

Описание и значение Расстояние между собеседниками
   
   
   
   

Задание №6 Заполните пробелы в высказываниях.

1. Общение, при котором люди находятся в прямом контакте, это __________

2. Общение, при котором происходит обмен информацией, но непосредственного контакта нет, это _______________________

3. Общение при помощи мимики, жестов и междометий называют________________

4. Общение при помощи речи называют ______________

5. Сторона общения, отвечающая за обмен информацией и ее понимание, это ________

6. Сторона общения, отвечающая за форму взаимодействия партнеров при осуществлении совместной деятельности, это __________________

7. Сторона общения, отвечающая за восприятие одного партнера по общению другим, это _____________________

Приложение №2

Практикум

Трансактный анализ общения

Трансактный анализ общения - Направление психологии, основанное Эриком Берном (США, 1955 г. ). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет " в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция - это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания

Инстанция Я

Типичные способы поведения, высказывания

Родитель

Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает " Это мы сделаем" " Не бойся" " Мы все тебе поможем"
Критический родитель Грозит, критикует, приказывает " Опять ты опоздал на работу? " " У каждого на столе должен быть график! "

Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения " Который час? " " У кого же может быть это письмо? " " Эту проблему мы решим в группе"

Ребенок

Спонтанный ребенок Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение " Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" " Вы это сделали просто замечательно! "
Приспосабливающийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение " Я бы с радостью, но у нас будут неприятности"
Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов поведение " Я это делать не буду! " " Вы этого сделат не сможете"

Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э. Берну, должна осуществляться именно в этом направлении: " оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три «Я» в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10).

¹ Высказывание Личная оценка высказывания
Мне порой не хватает выдержки  
Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять  
Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей  
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях  
Меня провести нелегко  
Мне бы понравилось быть воспитателем  
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому  
Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события  
Каждый должен выполнять свой долг  
Нередко я поступаю не как надо, а как хочется  
Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия  
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить  
Я, как и многие люди, бываю обидчив  
Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе  
Дети должны безусловно следовать указаниям родителей  
Я – увлекающийся человек  
Мой основной критерий оценки человека – объективность  
Мои взгляды непоколебимы  
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать  
Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны  
Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств  

Обработка результатов

Я-состояние

Суммируемые строки Сумма баллов
Д " Дитя" 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19  
В " Взрослый" 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20  
Р " Родитель" 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21  

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем формулу ВРД.

Упражнение ‘Спасибо, что ты есть’

Упражнение может использоваться для работы с людьми, имеющими заниженную самооценку испытывает в связи с этим внутренний дискомфорт и чувство одиночества.

Ведущий делит группу на две равные по количеству человек подгруппы. Участники образуют два круга — внутренний и внешний и поворачиваются лицом друг к другу.

Задача участников — посмотрев в глаза стоящему перед ними человеку, сказать ему, назвав по имени: «Спасибо, что ты есть».

Сначала эти слова произносит участник из внешнего круга, а затем — из внутреннего. При желании участники могут пожать друг другу руки или обняться. Затем стоящие во внешнем круге передвигаются на одного человека вправо, и упражнение повторяется снова, до тех пор, пока не встретятся участники, начинавшие друг с другом эту игру. По окончании упражнения члены группы возвращаются на свои места и делятся впечатлениями.

Информация для ведущего

Если кто-то из участников не имел возможности сказать слова благодарности другому участнику, так как находился в одной подгруппе с ним, но имеет желание это сделать, он может поблагодарить его в общем кругу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...