Приложение 2. Трансактный анализ общения. Я-состояние. Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания
Приложение 2. Трансактный анализ общения Трансактный анализ общения - Направление психологии, основанное Эриком Берном (США, 1955 г. ). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет " в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция — это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское. Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания
Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э. Берну, должна осуществляться именно в этом направлении: " оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три «Я» в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10).
Обработка результатов
Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем формулу ВРД. Приложение 3. Тест " Взаимоотношения с собеседником" Некоторым людям очень сложно посмотреть на себя со стороны. Многим кажется, что они - " душки", в общении приятны, собеседникам приятно пообщаться. На самом же деле часто бывает, что мы недооцениваем чувств ближнего, грубим и оскорбляем, сами того не замечая. Оцените каждое высказывание по 4-балльной шкале, вспомнив при этом конкретные ситуации. 1. Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко. 2. Он уважает меня. 3. Обсуждая различные точки зрения, мы смотрим на дело по существу. Мелочи нас не волнуют. 4. Мой собеседник понимает, что я стремлюсь к хорошим взаимоотношениям. 5. Он всегда по достоинству оценивает мои высказывания. 6. В ходе беседы он чувствует, когда надо слушать, а когда — говорить. 7. При обсуждении конфликтной ситуации я сдержан. 8. Я чувствую, когда мое сообщение интересно. 9. Мне нравится проводить время в беседах. 10. Когда мы приходим к соглашению, то хорошо знаем, что делать каждому из нас. 11. Если нужно, мой собеседник готов продолжать обсуждение. 12. Я стараюсь идти навстречу его просьбам. 13. Я верю его обещаниям. 14. Мы оба стараемся угодить друг другу. 15. Мой собеседник обычно говорит по существу и без лишних слов. 16. После обсуждения разных точек зрения я чувствую, что это мне полезно. 17. В любой ситуации я избегаю слишком резких выражений. 18. Я искренне стараюсь понять собеседника. 19. Я вполне могу рассчитывать на его искренность.
20. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от обоих. 21. После неприятного разговора мы обычно стараемся быть внимательными друг к другу и обиды не держим. Подсчитывая баллы, вы получите три результата. Взаимная поддержка — сумма баллов по строкам № 2, 5, 9, 12, 14, 18, 20. Слаженность в общении — № 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19. Улаживание конфликта — № 3, 7, 10, 13, 16, 17, 21.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|