Задание 2. Решение задачи табулирования функции
Постановка задачи: Вычислить значения функции у=к*(х^2-1)/(х^2+1) для всех х на интервале [-2,2] с шагом 0,2 при к = 10, Решение должно быть получено в виде таблицы:
Ход работы: Заполните основную и вспомогательную таблицы. 1. Заполните шапку основной таблицы начиная с ячейки А1. В ячейку А1 занесите «№» (название первого столбца таблицы); в ячейку В1 занесите «х» (название второго столбца таблицы); в ячейку С1 занесите «K» (название третьего столбца таблицы) и т. д. установите ширину столбцов такой, чтобы надписи были видны полностью. 2. Заполните вспомогательную таблицу начальными исходными данными начиная с ячейки Н1:
где х0 - начальное значение х, stер - шаг изменения х, K – коэффициент. Данный пункт при решении задачи табулирования функции является не обязательным и введен искусственно - для демонстрации способов адресации. 3. Используя функцию автозаполнения, заполните столбец А числами от 1 до 21, начиная с ячейки А2 и заканчивая ячейкой А22. 4. Заполните столбец В значениями х: • в ячейку В2 занесите =$Н$2. Это означает, что в ячейку В2 заносится значение из ячейки Н2 (начальное значение х), знак $ указывает на абсолютную адресацию; • в ячейку ВЗ занесите =В2+$I$2. Это означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки I2; • заполните этой формулой ячейки В4:В22. Столбец заполнится значениями х от-2 до 2 с шагом 0,2. 5. Заполните столбец С значениями коэффициента К: • в ячейку С2 занесите =$J$2, • в ячейку СЗ занесите =С2. • заполните этой формулой ячейки С4:С22. Весь столбец заполнился значением 10.
6. Заполните столбец D значениями функции у1: • в ячейку D2 занесите =В2*В2-1; • скопируйте формулу из ячейки D2 в D3:D22. 7. Аналогичным образом заполните столбец Е значениями функции У2. 8. Заполните столбец F значениями функции У=к*(У1/У2) • в ячейку F2 занесите =С2*(D2/Е2); • скопируйте формулу из ячейки F2 в F2:F22. Оформите основную и вспомогательную таблицы. Сохраните файл в своей папке. Задание 3. Графические возможности ЕХСЕL. Построить графики функций Y1, Y2, У=10*(У1/У2) по данным задания №2 Ход работы Для построения обыкновенных графиков функций у = f(х) используется тип диаграммы ХУ-точечная. Этот тип диаграммы требует два ряда значений: Х-значения должны быть расположены в левом столбце, а Y-значении - а правом. На одной диаграмме можно построить несколько графиков функций. Воспользуемся таблицей, созданной в задании №2. На одной диаграмме построим три совмещенных графика: Y1=x^2-1, Y2=x^2+1, У=10*(У1/У2). 1. Откройте рабочую книгу, содержащую таблицу из задания 1. 2. Переместите вспомогательную таблицу под основную начиная с ячейки В27. 3. Щелкните по кнопке Мастер диаграмм и постройте диаграмму по шагам. Указываются 3 столбца (3 ряда У-значений), так как мы хотим построить 3 совмещенных графика. Для построения одного графика необходим один столбец У-значений. Отведите один столбец для данных по оси X и одну строку для текста легенды. Добавьте название диаграммы «Совмещенные графики». Укажите название по оси X - «X», название по оси У - «У». 4. Измените при необходимости размеры и расположение полученного графика. 5. Отформатируйте область диаграммы. Для этого вызовите контекстно-зависимое меню и выберите Форматировать область диаграммы. 6. Установите маркеры на графиках. Отредактируйте названия осей X и У. Сохраните файл под новым именем. Измените пределы изменения X и шаг. Данные рабочего листа, используемые при создании диаграммы, связываются с ней, и при их изменении диаграмма обновляется.
7. Измените значении во вспомогательной и таблице: х0 = 4, stер = 0,4. Обратите внимание! Таблица значений пересчиталась, а графики автоматически перестроились.
Задание 4. Ввод функций: 1. В ячейке A1 введите формулу =СЕГОДНЯ() 2. В ячейках В3:В6 введите формулы: =ИНФОРМ("версия") =ИНФОРМ("версияОС") =ИНФОРМ("каталог") =ИНФОРМ("памятьВсего") 3. На отрезке [-10..10] с шагом 0.2 радиана вычислите значения и постройте график функции График функции y=sin(x) отформатируйте следующим образом: - удалите легенду; - сделайте фон графика белым; - задайте шкалу по оси x в пределах от -10 до 10; - задайте шкалу по оси y в пределах от -1 до 1; - добавьте заголовки по осям x и y, размер шрифта заголовков - 14 пунктов; - удалите основные линии; - удалите рамку вокруг области построения. 4. Используя функцию ЕСЛИ(), на отрезке [-10..10] с шагом 0.2 радиана вычислите значения и постройте график кусочно-гладкой функции: а) y=x^2*sin(x) при x=[-10,0]; б) y=10*КОРЕНЬ(x) при x=[0,10]. 5. Пусть a, b, c – заданные коэффициенты квадратного уравнения ax^2 + bx + c = 0, и х1, х2 - его корни. Постройте таблицу, позволяющую найти значения корней уравнения х1, х2 в соответствии со следующим алгоритмом: а) если дискриминант D=b^2 - 4ac < 0, то в ячейке x1 вывести текст "Корней нет", в ячейке x2 - пустую строку; б) если а = 0, то в ячейке x1 вывести значение корня x1 = -b/c, в ячейке x2 - текст "Один корень"; с) если D >= 0, то в ячейках x1 и x2 вычислить корни х1 и х2 по формулам: x1=(-b + КОРЕНЬ(D))/2/a x1=(-b- КОРЕНЬ(D))/2/a Убедитесь, что при D=0 корни x1, x2 равны. 6. Используя встроенную справку Excel, изучите самостоятельно работу следующих функций: · арифметические: ABS(); ACOS(); EXP(); LN(); LOG(); LOG10(); ОКРУГЛ(); ПРОИЗВЕД(); СЛЧИС(); СУММ(); · статистические: МАКС(); МИН(); СРЗНАЧ(); · текстовые: ДЛСТР(); ЗАМЕНИТЬ(); КОДСИМВ(); ЛЕВСИМВ(); НАЙТИ(); · даты и времени: ВРЕМЯ(); ДАТА(); ГОД(); МЕСЯЦ(); ДЕНЬ(); · просмотра и ссылки: АДРЕС(); ЧСТРОК(). 7. С помощью генератора случайных чисел (функция =СЛЧИС()) сгенерируйте 20 случайных чисел, изменяющихся в интервале [5, 5.5], и найдите их среднее значение. 8. Используя оператор слияния строк ('&') и функции СЕГОДНЯ, ДЕНЬ, МЕСЯЦ, ГОД, вывести сегодняшнюю дату в виде текстовой строки вида “23-12-2009”.
9. Биологические ритмы человека имеют следующую периодичность: * физический - 23 дня; * эмоциональный - 28 дней; * интеллектуальный - 33 дня. Каждый из ритмов можно представить в виде синусоиды с начальной общей точкой “день рождения” и периодом 23, 28 и 33 дня соответственно. Тогда в положительных фазах синусоид окажутся “светлые” дни, т.е. дни той или иной активности, а в отрицательных фазах - “черные” дни, когда активность снижена. Создайте электронную таблицу и постройте графическую диаграмму, показывающую ваши биологические ритмы в текущем месяце. Исходные данные для построения диаграммы: а) день рождения человека; б) таблица со строками: - день; - физический; - эмоциональный; - интеллектуальны. В первом столбце таблицы введите дату первого дня текущего месяца, и формулы для вычисления синусоид соответствующих циклов. Распространите ряды дат и формул с помощью маркера заполнения на оставшиеся дни месяца. На основе данных полученной таблицы постройте точечную диаграмму ваших биоритмов на текущий месяц.
Контрольные вопросы: 1. Для чего предназначены электронные таблицы и в чем заключается их основное преимущество? 2. Перечислите известные вам элементы пользовательского интерфейса Excel и их назначение. 3. Что содержит в себе рабочая книга Excel? 4. Сколько строк и столбцов имеет лист Excel? Как активировать нужный лист рабочей книги? 5. Как в ячейку Excel ввести число, дату, процент, текст? 6. Как отформатировать содержимое ячейки Excel целиком? часть этого содержимого? 7. Для чего в Excel используются формулы, и когда они пересчитываются? 8. Как в Excel создать ряд натуральных чисел? дат месяца? месяцев? дней недели? арифметическую прогрессию? геометрическую прогрессию? 9. Как разделить рабочее окно Excel на 4 окна? два горизонтальных окна? два вертикальных окна? 10. Как в таблице Excel закрепить область заголовков? 11. Для чего в Excel предназначены символические имена ячеек, диапазонов и формул? 12. Как присвоить имя ячейке, диапазону? 13. Как защитить рабочую книгу, лист от случайных изменений?
Литература: 1. Волков, В.Б. Понятный самоучитель Excel 2007 / В.Б. Волков. – СПб: Питер, 2008. – 253 с.: ил. 2. Минько, А.А. Функции в Excel. Справочник пользователя / А.А. Минько. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|