Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по изучению темы




При освоении темы необходимо:

6. Выполнить задание, пользуясь теоретическими сведениями.

7. Оформить выполненное задание в тетради для практических занятий.

8. Результат работы предъявить преподавателю.

9. Ответить на вопросы самоконтроля.

10. Защитить выполненную работу у преподавателя.

 

Краткие теоретические сведения:

Наиболее важным направлением профессиональной деятельности юриста является справочная информационная работа. Возможность компактного хранения большого объема информации - одно из важнейших преимуществ любых компьютерных технологий. Правовая информация характеризуется большими объемами как существующей, так и вновь появляющейся информации.

Можно выделить три основных вида поиска в компьютерных справочных системах:

· поиск по реквизитам документов,

· полнотекстовый поиск,

· поиск по специализированным классификаторам.

Современные СПС предоставляют возможность эффективно работать с любым из этих видов поиска. Возможности мгновенного поиска с помощью комплекса поисковых инструментов - совершенно новый уровень работы с информацией, который обеспечили компьютерные технологии. Важнейшее свойство программных технологий заключается в том, что они позволяют не просто в сотни раз быстрее искать конкретный фрагмент текста документа по тому или иному признаку, но и одновременно сочетать несколько поисковых инструментов. В действительности каждый вид поиска имеет свои достоинства и недостатки, преимущества и ограничения при использовании. Оптимальный же результат может быть получен только при сочетании различных видов поиска и их параллельном использовании.

Поиск по реквизитам документа это наиболее простой, удобный и очевидный способ поиска. Под поиском по реквизитам понимается поиск по номеру, виду документа, принявшему органу, дате принятия и т.д. Однако он применим только в тех ситуациях, когда точно известны реквизиты конкретного документа. Основная проблема заключается в том, что в большинстве реальных ситуаций чаще всего требуется поиск документов, точные реквизиты которых заранее неизвестны. Другими словами, нужно найти документы, зная только общий смысл проблемы.

Полнотекстовый поиск (автоматический поиск по словам из текста документа). Этот вид поиска основан на автоматической обработке текста. При запросе на поиск тех документов, где встречается конкретное слово, автоматически происходит перебор всего массива документов и выбор всех тех документов, где это слово встречается. Существуют быстрые алгоритмы такого поиска, когда при первоначальном вводе каждого документа все встречающиеся в нем слова вносятся в общий словарь, и в дальнейшем при поиске по любому слову из словаря можно мгновенно получить список всех документов, где оно встречается. Более того, на основе полнотекстового поиска могут быть реализованы различные способы формирования поисковых запросов. При формировании сложных запросов дополнительно может использоваться признак близости слов в тексте. Например, в запросе ГЛАВНЫЙ И БУХГАЛТЕР может быть указано, что слова должны находиться РЯДОМ в пределах 2 (или 3) строк.

У полнотекстового поиска имеются и свои недостатки. Во-первых, полученный список будет содержать «шум», то есть документы, где искомое слово используется не в нужном контексте и т.п. Во-вторых, не будут найдены такие документы, где встречаются синонимы данного термина. Так, задав поиск по слову НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ, невозможно автоматически получить документы, где используется выражение ЛИЦО, НЕ ДОСТИГШЕЕ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ.

Поиск по специализированным классификаторам. Существует достаточно много разновидностей классификаторов. Общей чертой всех разновидностей поиска по классификаторам является то, что вся информация проходит предварительную обработку и рубрицируется. Это означает, что эксперт ставит в соответствие каждому элементу информационного массива (документу в целом или его части) определенный элемент классификатора, то есть таким образом указывается определенная рубрика. После такой обработки пользователь может выбрать интересующую его рубрику и получить всю подборку документов или их частей, которые были предварительно отобраны экспертом. Чаще всего в основе таких классификаторов лежит предмет правового регулирования, «тема» документа. При этом классификатор представляет собой систему юридических понятий (рубрик, ключевых слов, дескрипторов), отражающих содержание актов, которые составляют информационный массив.

В зависимости от расположения рубрик классификаторы можно разделить на иерархические и алфавитные.

В первой разновидности классификаторов рубрики расположены в иерархическом порядке, от общего к частному. Такое расположение рубрик более традиционно, оно напоминает оглавление книги и понятно абсолютному большинству пользователей. В разных базах данных используются различные классификаторы этой разновидности: Общеправовой классификатор отраслей законодательства (ОКОЗ), его модификации или другие независимые разработки.

Классификаторы второй разновидности разработаны на основе специальных словарей, состоящих из юридических понятий, расположенных в алфавитном порядке (в частности, к этой разновидности классификаторов относятся ключевые слова).

Каждая из этих разновидностей классификаторов (чаще вторая) может усложняться путем уточнения и увеличения количества юридических понятий, составляющих классификатор. Рубрики могут состоять из некоторого набора терминов и представлять собой описание определенной ситуации.

Дополнительные сервисные возможности. Программные технологии высокого уровня, кроме непосредственного поиска документов, обычно включают некоторые очень полезные сервисные инструменты. Возможности, реализованные в системах КонсультантПлюс:

· возможность создавать собственные постоянные подборки документов по какой-либо проблеме (так называемые папки документов). При этом поиск возможен как по всей базе, так и по конкретным папкам. Пользователи, работающие на различных компьютерах, могут обмениваться такими папками. Это позволяет организовать коллективную работу нескольких специалистов над общей проблемой;

· возможность ставить закладки в тексте, что удобно при работе с большими документами;

· наличие гипертекстовых связей между документами, позволяющих нажатием одной клавиши переходить из одного документа в другой;

· экспорт документов в текстовый редактор Microsoft Word с уникальной возможностью конвертации текстовых таблиц в «раздвижные» таблицы редактора, готовые к заполнению.

 

Основные понятия и принципы работы с системой КонсультантПлюс

 

Программные оболочки всех систем семейства КонсультантПлюс одинаковы, и, следовательно, основные принципы работы с любой из систем одни и те же.

Запуск систем КонсультантПлюс осуществляется двойным щелчком мышью по ярлыку «КонсультантПлюс». В результате на экране появляется заставка КонсультантПлюс, где приведен список установленных на данном компьютере (или в данной локальной сети) систем семейства КонсультантПлюс (Рис. 1).

 

 

Рис. 1. Главное окно СПС «Консультант Плюс»

 

Чтобы войти в окно «База данных <НАЗВАНИЕ СИСТЕМЫ>» (далее окно «База данных»), надо подвести курсор к названию нужной базы и щелкнуть мышью по кнопке Открыть базу.

Под заголовком окна «КонсультантПлюс» расположена строка главного меню, каждый пункт которого позволяет выполнить определенные действия. После щелчка мышью по любому из пунктов главного меню появляется доступ к командам, которые можно выполнить в данном пункте. Главное меню является контекстно-зависимым. Это означает, что возможность выполнения той или иной команды зависит от конкретной ситуации. Выбор команды в раскрытом пункте меню осуществляется щелчком мышью по ее названию. Строка главного меню всегда имеется на экране, и любое допустимое в данной ситуации действие может быть выполнено выбором соответствующей команды соответствующего пункта.

Под строкой главного меню расположено пиктографическое меню (панель кнопок). Оно введено для быстрого вызова наиболее часто используемых функций. Каждая кнопка в этом меню связана с определенной операцией. После установки курсора мыши на кнопке пиктографического меню возникает краткое описание выполняемого с ее помощью действия.

Для того чтобы увидеть основные действия, доступные в конкретном месте программы, и выбрать одно из них, можно воспользоваться локальным меню. Оно вызывается нажатием правой кнопки мыши. Локальное меню, как и главное, является контекстно-зависимым и включает в себя наиболее часто используемые в данной ситуации действия.

В нижней части окна «КонсультантПлюс» расположена панель состояния (строка статуса), которая даст информацию о том, что можно сделать, выбрав то или иное действие из меню, а также некоторую дополнительную информацию.

Большинство действий при работе с системой может быть осуществлено одновременно несколькими способами (с использованием главного меню, пиктографического меню, локального меню, «горячих» клавиш).

Важным инструментом, обеспечивающим быстрое получение ответов на вопросы по использованию систем КонсультантПлюс, является встроенная система помощи.

Для вызова помощи достаточно нажать клавишу F1. Вызываемая после этого помощь является контекстно-зависимой, то есть всегда соответствует конкретной ситуации (например, выбранному пункту меню или активному окну).

Работа с системой делится на три этапа:

· формирование запроса на поиск интересующего пользователя набора документов;

· работа со списком документов;

· работа с текстом документа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...