Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Ресурсы достижения целей




Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается достигать свои цели несмотря на различные жизненные обстоятельства.

В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов как средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида).

Конструкт самоэффективности Альберта Бандуры

Концепция самоэффективности была введена Альбертом Бандурой в 1970-х годах и не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по изменению личности. Автор оценивает способности людей с точки зрения максимальной реализации. Бандура отметил, что даже при скромных возможностях их умное использование позволяет человеку достичь высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала автоматически не гарантирует высоких результатов, если человек не считает, что этот вариант осуществим на практике.

Альберт Бандура разработал социально-когнитивную теорию, в которой акцентируется внимание на личностных и когнитивных факторах развития человека. Согласно этой теории, поведенческая реакция не является автоматическим ответом на внешние раздражители, ответы на стимулы активизируются самим человеком. Бандура ввел понятие промежуточной переменной в традиционную бихевиоральную схему «стимул – реакция», и этим механизмом стали когнитивные процессы личности. В конце 70-х годов XX века в рамках социально-когнитивной теории Альбертом Бандурой была предложена концепция самоэффективности. По его мнению, ожидание эффективности представляет собой убеждение в том, что индивидуум способен успешно осуществлять поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов». Понятия «ожидание эффективности» и «ожидание результатов» были разведены, так как, по мнению А. Бандуры, человек может знать, что за выполнением некоторых действий следует определенный результат, но при этом не верить в свои способности выполнить данные действия. Центральным моментом концепции самоэффективности стала идея о том, что вера в свою способность справиться с определенным видом деятельности является необходимым мотивационным условием. Бандура считает, что привлекательность результата и ожидание успеха не достаточны для запуска мотивации субъекта. Ключевой детерминантной является самоэффективность, определяемая как суждение людей о своих способностях организовать и выполнить цепи действий, требуемые для достижения установленных заранее типов результатов деятельности.

В своей теории А. Бандура выделил три свойства самоэффективности, определяющие ее влияние на поведение:

1. Уровень. Описывает представления человека о своей способности справляться с одной и той же деятельностью при разных степенях ее сложности. Например, ученик может решить одно уравнение, но не справляется с системой двух уравнений.

2. Сила. Характеризует степень уверенности человека в том, что он может справиться с той или иной деятельностью, выполнить стоящие перед ним задачи. Сила проявляется также в устойчивости своей уверенности в собственную эффективность, несмотря на негативный прошлый опыт. По мнению Бандуры, слабые ожидания эффективности исчезнут в случае неуспеха, тогда как сильная самоэффективность стимулирует продолжение деятельности, несмотря на возникшие трудности.

3. Обобщенность (широта). Показывает, как переносятся убеждения в собственной эффективности, сформированной в одной сфере деятельности, на другие. Альберт Бандура выделяет три уровня обобщенности: узкий (характеризует самоэффективность в конкретном задании и в конкретных условиях), средний (в совокупности заданий из одной сферы деятельности), глобальный (характеризует убеждение в личной эффективности независимо от области деятельности и ситуации). Соответственно самоэффективность может различаться в разных видах деятельности, поэтому измерение обобщенной личностной эффективности не предсказывает уровень достижений в конкретных видах деятельности.

Исследования, проводимые А. Бандурой и его коллегами, позволили выделить шесть основных характеристик самоэффективности как личностного конструкта:

1)  оценка собственной способности справиться с определенными задачами, а не личностная черта;

2)  уверенность индивида справиться с конкретными задачами;

3)  влияние контекста деятельности на чувство самоэффективности;

4)  критерии мастерства и компетентности;

5)  ожидание личного мастерства в решении будущих задач;

6)  суждение о действиях, которые человек может совершить, вне зависимости от того значения, которое он им придает.

Бандура выделил четыре основных источника информации о собственной эффективности:

1) личный опыт достижений, что помогает человеку поверить в свою способность добиваться необходимых результатов и защищает от деструктивных реакций на неудачи впоследствии;

2) опыт преодоления трудностей путем настойчивых усилий, причем человек должен воспринимать успех, как связанный со своими стараниями;

3) косвенный опыт, когда человек наблюдает, как другие успешно справляются с решением сложных задач;

4) влияние вербального воздействия, попытки убедить человека в том, что он обладает способностями, необходимыми для достижения цели. Наиболее часто встречающиеся формы убеждения: внушение, увещевание, обратная связь, самовнушение.

Самоэффективность оказывает воздействие на различные мотивационные характеристики, такие как выбор целей, усилия, настойчивость, эмоции и совладание с трудностями. Люди, обладающие высоким уровнем самоэффективности, ставят перед собой адекватные цели умеренного уровня сложности, в то время как люди с равным уровнем способностей, но с низким уровнем самоэффективности предпочитают цели низкого уровня сложности. Постановка адекватных целей способствует укреплению самоэффективности в процессе их достижения. Бандура выделяет следующие особенности оптимально поставленных целей:

1. Конкретность и ясность.

2. Близость в пространстве и времени.

3. Трудновыполнимость в сочетании с достижимостью.

4. Самостоятельный выбор целей.

5. Локальность (поэтапность).

Таким образом, самоэффективность и целеполагание оказывают друг на друга взаимное воздействие, воспринимаемая эффективность способствует постановке адекватных целей, в процессе достижения которых повышается уровень уверенности в своих способностях. Самоэффективность влияет на настойчивость в достижении целей. Люди, которые считают себя не способными добиться успеха, чаще представляют себе неудачный результат и не стараются его достигнуть; в отличие от них люди, которые верят в свою эффективность, осознанно прикладывают усилия для решения жизненных задач.

Бандура ввел понятие коллективной эффективности. Коллективная эффективность относится к уверенности людей в том, что их общие усилия могут вызвать социальные перемены. Она происходит не из коллективного «сознания», а скорее из личных эффективностей многих людей, работающих вместе. Бандура полагает, что люди управляют своей жизнью не только через индивидуальные самоэффективности, но и посредством коллективной эффективности. Личная и коллективная эффективность не противоположные понятия. Скорее они дополняют друг друга, изменяя образ жизни людей.

 Бандура перечисляет несколько факторов, отрицательно влияющих на коллективную эффективность:

1) современный человек живет в транснациональном мире; случившееся в одной части Земли сказывается на жизни людей в других странах, вызывая у них ощущение собственной беспомощности;

2)  новейшие технологии, которые непонятны нам и неподвластны нашему контролю, способны понизить уровень коллективной эффективности;

3) запутанный социальный механизм с бюрократической прослойкой, препятствующей любым изменениям в обществе;

4) огромный размах и величина проблем, с которыми сталкивается человечество, способны подорвать коллективную эффективность (войны, перенаселение, преступления и природные катастрофы и пр. ).

Концепция самоэффективности опирается на многочисленные экспериментальные данные, полученные в рамках других подходов, таких как теория ожидаемой ценности Дж. Аткинсона, теория каузальных атрибуций Б. Вайнера, теория локуса контроля Дж. Роттера, различные исследования Я-концепции и др., но самоэффективность как конструкт существенно отличается от понятий, лежащих в их основе. Поскольку понятие самоэффективности является относительно новым, особенно для отечественной психологии, представляется важным подробно рассмотреть его специфику по отношению к сходным личностным когнитивным конструктам.

В российской психологии первым проблему самоэффективности начал изучать Р. Л. Кричевский. Исследуя личностную сферу руководителей, в качестве одной из характеристик он выделил самоэффективность и трактовал её именно как личностную особенность, воспринимаемую субъектом собственную эффективность в той или иной области. В работах, выполненных под руководством Р. Л. Кричевского, А. В. Бояринцевой, С. В. Паирель, Ю. Н. Гончаровым, Е. А. Могилёвкиным, Т. Л. Григорьевой, самоэффективность выступила одним из главных изучаемых феноменов при изучении личностных особенностей, профессионального самосознания, карьерного роста предпринимателей и госслужащих. Показано, что самоэффективность существенно влияет на карьерный успех, профессиональную социализацию, достижение высокого уровня профессионализма. Установлены положительные корреляционные связи уровней самоэффективности в общении и интернальности, экстравертированности, нейротизма.

О. В. Тимофеева, изучая специфику возрастных кризисов у женщин-учителей, выявила, что в кризисные периоды у них падают показатели самоэффективности, с которой положительно связаны самоценность, самоуверенность, саморуководство. В периоды возрастных кризисов у учителей не наблюдается реального ухудшения профессиональной самоэффективности, их восприятие собственной субъектности страдает, в том числе, по параметру самоэффективности. Получены факты о том, что сниженный уровень самоэффективности может служить признаком переживания кризиса, причём даже на фоне внешнего благополучия, в частности объективно высоких профессиональных результатов.

В исследовании М. В. Гущина изучается самоэффективность военнослужащих-контрактников. Показано, что самоэффективность как важная личностная переменная является фактором их профессиональной зрелости и базируется на таких психологических характеристиках, как уровень субъективного контроля, ответственность, рефлексивность, система профессиональных самооценок.

Исследования самоэффективности в области социальной психологии были выполнены В. Г. Ромеком. В качестве социально-психологической характеристики он раскрывает суть уверенности в себе как генерализованной, стабильной, позитивной оценки человеком своих навыков, умений и способностей в определённых ситуациях общения. На основе теоретического анализа проблемы уверенности, эмпирических данных зарубежных исследователей и своих собственных В. Г. Ромек делает вывод, что самоэффективность входит в структуру уверенности в себе как один из её компонентов. В структуре уверенности в себе В. Г. Ромек выделяет три компонента: общую уверенность в себе, социальную смелость и инициативу в социальных контактах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...