Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 32. Дикорастущие и культурные растения




Задачи урока: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения», дать представление о сортах культурных растений, учить классифицировать растения по признаку «дикорастущие — культурные», приводить примеры каждой группы.

Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры растений каждой группы.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью мелодии «Калинки» или песни Е. Мартынова «Яблони в цвету»; демонстрационные карточки с изображением камня и растений; яблоки дикой яблони и 2—3 культурных сортов. У учащихся — атлас-определитель «От земли до неба»; набор зеленых и синих фишек; ножницы, клей.

Ход урока

Музыкальной «визитной карточкой» данного урока может быть мелодия «Калинки» или песни Е. Мартынова «Яблони в цвету».

Учитель: «О чем пойдет речь на уроке, если звучит эта мелодия? (О растениях.) Давайте вспомним, что мы знаем о растениях. А помогут нам карточки-подсказки».

Учитель демонстрирует карточки с изображениями камня и дерева. Эти карточки «подсказывают», что растения принадлежат к живой природе. Далее учитель показывает карточки с изображениями березы, сирени и астры. Они «подсказывают», что среди растений есть деревья, кустарники и травы.

Учитель говорит: «А еще растения делят на дикорастущие и культурные».

Затем объявляется тема урока. Дальнейшая работа идет по заданиям учебника на с. 72.

Для лучшего понимания отличия культурных растений от дикорастущих учитель может задать вопрос: «Предположим, человек выкопал в лесу маленькую дикую яблоньку и посадил ее в своем саду. Станет ли дикая яблоня культурным растением? (Ответы детей.) Вспомним, что такое культура. (То, что создано человеком.) В определенном смысле культурные растения созданы человеком. Рассмотрим яблоки, изображенные на с. 72, сравним их». Дети, рассматривая иллюстрации, говорят, что плоды дикой яблони маленькие и кислые (многие дети пробовали плоды «дичка»), а садовые яблоки большие и сладкие. Чтобы все могли убедиться в этом, учитель предлагает попробовать принесенные в класс яблоки, сравнить вкус, оценить его. Затем учитель рассказывает, как люди выводят сорта культурных растений, подчеркивая, что это нелегкий труд, требующий больших знаний и терпения.

Далее выполняется задание на с. 73 учебника. Дети работают в парах: в одном экземпляре учебника они раскладывают на странице фишки, а с помощью другого учебника проверяют себя по Приложению (с. 93).

Полученные знания применяются и закрепляются при выполнении заданий № 1 и № 2 в рабочей тетради (с. 56). Задание № 1 лучше предложить для работы в парах, а задание № 2 — для индивидуальной работы.

После проверки этих заданий учитель предлагает обратиться к атласу-определителю «От земли до неба». Задача учащихся: с помощью атласа привести примеры дикорастущих и культурных растений. Это можно сделать в форме соревнования команд. Побеждает та команда, которая быстрее назовет 10 дикорастущих или 10 культурных растений. Примеры культурных растений лучше всего брать из разворотов «Растения цветника» (с. 34—43 атласа-определителя). Разумеется, при этом не следует требовать от учащихся запоминания названий растений.

В заключительной части урока, если будет время, можно провести игру с волшебным клубочком. Пусть дети, передавая его друг другу, по очереди называют дикорастущее и культурное растение. Эта игра не только поможет усвоить материал, но и послужит развитию внимания учащихся.

При подведении итогов урока учащиеся объясняют значение ключевых понятий, помещенных на с. 73 на голубой плашке, после чего зачитывается вывод на этой же странице.

Дома предлагается с помощью взрослых выполнить задания № 3 и № 4 в рабочей тетради (с. 57).

Закрепление материала проводится при выполнении заданий учебника.

Физкультминутки. Дети выполняют движения, имитирующие уход за растениями в саду или огороде (полив, рыхление почвы т. д.) или сбор урожая (например, рвем яблоки в саду, складываем их в корзины, собираем малину, клубнику и др.).

Рекомендации по работе в семье. Помогите ребенку выполнить задания № 3 и № 4 в рабочей тетради (с. 57). Если есть возможность, приобретите изображенные на фотографиях фрукты и дайте ребенку их попробовать. Помогите ребенку подписать рисунки к заданию № 4.


Урок 33. СОБАКА В НАШЕМ ДОМЕ

Задачи урока: познакомить детей с происхождением собак и с наиболее распространенными породами, учить различать их с помощью атласа-определителя; познакомить с правилами ухода за собакой; воспитывать любовь к домашним питомцам и чувство ответственности за них.

Планируемые достижения учащихся: научиться различать некоторые породы собак, усвоить основные правила ухода за ними.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; предметы, необходимые для содержания собак. У учащихся — атлас-определитель «От земли до неба»; ножницы, клей.
Предварительная работа. На урок может быть приглашен кинолог или ветеринар для рассказа о породах собак, условиях их содержания, основных правилах ухода за собаками и правилах безопасности при общении с ними.

Ход урока

В начале урока кратко повторяется материал, изученный на предыдущем уроке. Дети отвечают на вопросы: «Какие растения называются дикорастущими, а какие — культурными? Для чего человек выводит новые сорта культурных растений?»

Затем проверяется выполнение заданий в рабочей тетради (№ 3 и № 4, с. 57). Каждый ученик демонстрирует сделанные дома рисунки, остальные определяют, какие растения нарисованы, правильно ли они отнесены к дикорастущим или культурным.

«Визитной карточкой» темы данного урока может быть музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных».

Во вступительном слове учитель связывает тему окультуривания растений с темой одомашнивания животных. Затем кто-либо из хорошо читающих учеников зачитывает материал на с. 74 учебника. Дети рассматривают фотографию волков и наскальный рисунок первобытного человека, отвечают на вопрос, поставленный в учебнике. Дополнительно можно спросить: «Как доказать, что на рисунке изображена собака, а не волк? Может быть, этот человек охотится на волка?» (У волка, чувствующего свою силу, прямой хвост поднят вверх, а у испуганного волка хвост опущен вниз. У животного на рисунке хвост загнут колечком, что характерно для некоторых собак, так что здесь изображен охотник с собакой.)

Затем учитель предлагает рассмотреть фотографии внизу с. 74 и спрашивает: «Кто из вас, ребята, бывал на выставках собак? Чем интересны такие выставки?» (Ответы детей.) Учитель: «Действительно, на выставках можно увидеть собак разных пород, понаблюдать за ними. Кто может определить, собаки каких пород участвуют в этой выставке?» (На левом снимке — немецкая овчарка, на правом — ротвейлер.)

Далее выполняется задание на с. 75 учебника (вверху) с использованием атласа-определителя «От земли до неба». Дети работают в парах или группах.

Полученные знания применяются и закрепляются при выполнении заданий № 1 и № 3 в рабочей тетради (с. 58—59).

Если на урок приглашен кинолог или ветеринар, он рассказывает об особенностях собак некоторых пород, правилах ухода за собаками, мерах безопасности при обращении с ними.

Если нет возможности пригласить специалиста, эту часть урока учитель проводит сам при помощи детей, у которых дома содержится собака. Так, говоря о той или иной породе, учитель пользуется «консультацией» детей, у которых в доме есть собака данной породы. Демонстрируя предметы, необходимые для содержания собаки, учитель просит детей назвать их и рассказать об их назначении. Учащиеся могут сообщить, сколько раз в день и чем нужно кормить собаку, какие игрушки должны быть у щенка, сколько раз в день нужно выгуливать собаку, как и чем ее мыть и расчесывать.

Заключительную часть урока следует посвятить морально-этическим проблемам: обсудить, какова ответственность того, кто содержит собаку, откуда в городе появляются бездомные собаки. Можно напомнить детям знаменитую фразу А. де Сент-Экзюпери (учебник, с. 40), прочитать стихотворение А. Барто «Уехали». При этом важно подчеркнуть, что если собаку заводят в качестве партнера, то не обязательно покупать породистую собаку, так как дворняжки нередко оказываются более умными, верными и ласковыми, чем элитные собаки. В благодарность хозяину за любовь и ласку они служат от всей души и готовы отдать за него жизнь.

Дома предлагается выполнить задания № 2 и № 4 рабочей тетради (с. 58—59).

Физкультминутки можно провести под музыку заставки к телепередаче «В мире животных». Дети могут изобразить собак разных пород, особенности их движения, лая и т. д.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите детям выполнить задания № 2 и № 4 в рабочей тетради (с. 58—59).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...