Дополнительные материалы для учителя
Мы говорим «камни», а в науке различаются минералы и горные породы. Минералы — это природные вещества, имеющие однородный состав, а горные породы — это соединения нескольких минералов. Гранит — это горная порода, состоящая из нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды. Каждый из минералов имеет вид зернышка определенного цвета: кварц — полупрозрачное или прозрачное сверкающее зернышко; черное зернышко, тоже блестящее, — это слюда; непрозрачные зернышки — это полевой шпат. Из-за того, что гранит состоит из зернышек, он и получил свое название («гранум» по латыни «зерно»). Гранит очень прочная и долговечная порода, поэтому им облицовывают набережные и дома, из него создают скульптуры. Селенит — это «родственник» того самого гипса, который накладывают на сломанную руку или ногу, используют в строительных работах, при ремонте квартир. Мы привыкли к тому, что гипс — это порошок, а на самом деле это камень, который добывают в шахтах, размалывают и прокаливают, чтобы из него испарилась вода. Тогда-то гипс и превращается в знакомый нам порошок. Но стоит его смочить водой, и он через некоторое время становится твердым камнем. Природный гипс тоже красивый камень, но селенит еще красивее. Селенит красив своими переливами, он как будто пронизан лунным светом. Поэтому его иногда называют лунным камнем (у древних греков богиню Луны звали Селена). Селенит — мягкий камень, поэтому его используют только для маленьких поделок, украшающих жилище людей. Малахит — минерал зеленого цвета, содержащий медь. Его издавна добывали на Урале вместе с медной рудой. Академик А. Е. Ферсман писал, что малахит — это «камень яркой, сочной, жизнерадостной и вместе с тем шелковисто-нежной зелени». Этот удивительно красивый и легкий в обработке камень очень любили камнерезы Урала. Обычно из малахита делали не очень большие вещи: броши, запонки, шкатулки, но потом уральские умельцы научились так подбирать и скреплять плашки из малахита, что из них стало возможно создавать и большие вещи: столешницы, большие вазы, облицовку каминов и колонн. В Эрмитаже есть малахитовая гостиная, в которой все облицовано уральским малахитом. В настоящее время малахит на Урале почти не добывают, так как его осталось мало. В Ильменском заповеднике он находится под охраной.
Бирюза — камень, известный с глубокой древности: украшения и талисманы из бирюзы находят при раскопках в Египте, Америке, Средней Азии. В переводе с персидского слово «бирюза» («фируза») обозначает «камень счастья». Бирюза — камень небесно-голубого, голубовато-зеленого и даже зеленого цвета. У нас в стране бирюзы немного, добывается она в Дагестане и Прибайкалье. Цвет бирюзы очень нестойкий. Под воздействием солнечных лучей он бледнеет, а под воздействием мыла, духов, спиртов зеленеет. Поэтому с украшениями из бирюзы надо очень бережно обращаться. Лазурит у нас в стране добывают в горах около озера Байкал. Он темнее бирюзы — ярко-синего, бледно-синего и сине-фиолетового цвета. Как и бирюза, лазурит известен с глубокой древности. Изделия из него (украшения, амулеты) также находят в раскопках в Египте, Греции. В России из лазурита изготавливали не только поделки, но и большие вазы, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. В Эрмитаже есть зал с колоннами, облицованными лазуритом. Янтарь — это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Отличительные особенности камня — золотистый цвет, напоминающий солнечный свет, прозрачность или полупрозрачность. Размеры янтаря колеблются от 1 мм до размера лимона или гусиного яйца. Но изредка встречаются куски большего размера — с голову человека и даже больше (до 12 кг). В Калининграде есть музей янтаря.
Урок 28. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ У НАС ДОМА Задачи урока: продолжить знакомство с комнатными растениями, научить распознавать их на фотографии, рисунке и в натуральном виде, пользоваться атласом-определителем. Планируемые достижения учащихся: вспомнить растения, с которыми познакомились при изучении раздела «Наш класс», узнать названия нескольких новых комнатных растений. Оборудование. У учителя — образцы камней с прошлого урока; магнитофон, кассета с записью «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; карточки с изображениями растений, изученных на уроке «Природа в классе», комнатные растения, изображенные на с. 62—63 учебника. У учащихся — атлас-определитель «От земли до неба». Ход урока В начале урока дети определяют по образцам камни, с которыми познакомились на предыдущем уроке, а также демонстрируют свои рисунки, выполненные в рабочей тетради (с. 47). Музыкальной заставкой данного урока, так же как и предыдущих, посвященных изучению растений, служит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». В начале основной части урока проводится повторение ранее изученного материала о комнатных растениях. Учитель демонстрирует карточки с изображениями кактуса, фиалки, драцены, пальмы, сансевьеры, молочая, бегонии, папоротника, просит назвать их и показать среди растений класса. Если учащиеся затрудняются, учитель предлагает открыть учебник на с. 32—33 и найти нужный рисунок с подписью. После этого дети знакомятся с новыми для себя комнатными растениями. Сначала проводится коллективная работа с фотографиями на с. 62 учебника. Задача детей — соотнести изображения растений и названия, ориентируясь по номерам. Соответствующие растения дети находят в классной комнате и говорят, есть ли такие растения у них дома. Учитель обращает внимание на особенности растений, важные для их распознавания. В частности, необходимо сказать, что у кротона листья могут быть не только зелеными, как на фотографии в учебнике, но и темно-фиолетовыми (эта информация пригодится детям при выполнении задания в рабочей тетради). Можно проверить внимание учащихся, спросив, какое растение им уже знакомо (фиалка); теперь дети узнали его второе название (сенполия).
Полученные знания применяются при самостоятельной работе по заданию № 1 рабочей тетради (с. 48). Можно предложить провести стрелки сначала простым карандашом, а после самопроверки с помощью учебника — цветным. Затем можно снова вернуться к учебнику. Задание на с. 63 (вверху) лучше всего выполнить в группах. Одной группе можно поручить определить растения, изображенные в верхнем ряду (аспарагус, цикламен, традесканция), другой группе — растения в нижнем ряду (глоксиния, алоэ, фуксия). Та группа, которая раньше справится с работой, докладывает классу о результатах. Ученики из другой группы исправляют и дополняют ответы. Важно, чтобы дети сказали, какие из этих растений есть у них дома. Учитель или кто-либо из хорошо читающих детей читает об этих растениях тексты по атласу-определителю. Для закрепления полученных знаний все учащиеся в парах выполняют задание № 2 в рабочей тетради (с. 49). При этом можно пользоваться атласом-определителем. В конце урока учащиеся рассказывают, как они дома ухаживают за комнатными растениями. Учитель предлагает дома выполнить задание на с. 63 учебника (определить 1—2 комнатных растения у себя дома), а также задание № 3 в рабочей тетради (с. 49). Эти задания взаимосвязаны: пусть дети нарисуют или сфотографируют те растения, которые определят с помощью атласа-определителя. Ф изкультминутки можно выполнить под музыку «Вальс цветов» (потягивания, наклоны и т. д. в соответствии с детской фантазией на тему жизни цветов). Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребенку определить с помощью атласа-определителя 1—2 комнатных растения, сделать фотографию этих растений, наклеить ее в рабочую тетрадь (с. 49) и подписать. Потренируйте ребенка в распознавании комнатных растений с использованием любой имеющейся литературы по комнатному цветоводству (при этом не следует требовать запоминания названий растений).
Урок 29. ВЫЙДЕМ В САД Задачи урока: научить различать значение слов «сад» и «огород», «фрукты», «ягоды» и «овощи» 1; продолжить работу по усвоению понятий «дерево», «кустарник», «травянистое растение» на примере садовых культур. Планируемые достижения учащихся: различать сад и огород, фрукты и ягоды, фрукты и овощи; научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево — кустарник — травянистое растение». Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записями «визитных карточек» урока (русская народная песня «Калинка» или песня Е. Мартынова «Яблони в цвету»); карточки с изображениями изученных комнатных растений. Ход урока В начале урока повторяется материал предыдущей темы. Учитель демонстрирует карточки с изображениями изученных комнатных растений, учащиеся называют их, показывают среди растений класса. Музыкальной заставкой к теме урока может служить либо русская народная песня «Калинка», либо песня Е. Мартынова «Яблони в цвету». Изучение нового материала можно начать с краткого вступительного слова учителя: «У нас в стране любят не только комнатные растения, но и сады. Нет такого деревенского дома, дачи, около которых не было бы садового участка. У кого из вас есть сад возле дома или дачный участок? Что вы и ваши родители там выращиваете?» (Ответы детей.) Скорее всего, учащиеся будут называть как садовые, так и огородные культуры, ведь в большинстве случаев на приусадебных или дачных участках выращивают и то и другое. Чаще всего такие садово-огородные участки называют собирательно «сады», «садовые участки», а слово «огород» употребляется реже. Уточнить значение слов «сад» и «огород» поможет словарь: сад — участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами; огород — участок земли под овощами, обычно вблизи дома. Далее предлагается игровое задание, развивающее воображение детей. Учитель: «Представьте, что из дома мы вслед за волшебным клубочком вышли в сад. Передавайте волшебный клубочек друг другу. Пусть каждый, кто его получит, назовет одно растение, которое он хотел бы вырастить в своем саду». После этого коллективно выполняется задание с рисунком на с. 64 учебника. При необходимости нужно повторить материал о группах растений на с. 36—37 учебника, зачитать слова, напечатанные на голубой плашке. Правильность выполнения задания проверяется по Приложению (с. 92). Затем учитель говорит: «В саду, куда привел нас волшебный клубочек, выращен богатый урожай фруктов и ягод. Вот они на фотографиях в учебнике (с. 65). Назовите их. (Ответы детей.) А чем отличаются друг от друга фрукты и ягоды? Прочитаем в словаре: фрукты — плоды садовых деревьев; ягоды — сочные, сладкие плоды травянистых растений и кустарников. Какие же фрукты показаны на фотографиях в учебнике? (Сливы, яблоки.) А какие ягоды? (Красная смородина, крыжовник, малина.) Приведите другие примеры фруктов и ягод. Какие из них растут у вас в саду?
Рассмотрите фотографию в правой части страницы. Что делает мальчик? Помогаете ли вы взрослым работать в саду? Что вы делаете?» Полученные знания применяются и закрепляются с помощью задания № 1 в рабочей тетради (с. 50), которое предлагается для работы в парах, а затем коллективно проверяется. Прежде чем перейти к заданию № 3 в рабочей тетради (с. 51), учитель читает детям отрывок из стихотворения Н. Кончаловской:
В конце урока учитель предлагает детям индивидуально или по вариантам выполнить задания № 2 и № 3 в рабочей тетради (с. 50—51). По окончании работы ученики демонстрируют рисунки классу, называют изображенные фрукты и овощи. При недостатке времени на уроке эти задания предлагаются для выполнения дома. Физкультминутки. Под музыку музыкальной заставки к уроку учащиеся выполняют движения, имитирующие сбор урожая в саду и огороде. Рекомендации для занятий в семье. Расскажите ребенку, какие садовые и огородные культуры выращиваются на вашем садово-огородном участке. Прочитайте рассказы из детских книг о фруктах и овощах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|