Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 40. Красота родного села




Задачи урока: показать особенности облика села в зависимости от ландшафта; представить архитектурный образ села, хозяйственные и эстетические особенности сельского жилища как культурную ценность, которую необходимо сохранять; продемонстрировать эстетическое своеобразие и историко-культурное значение его архитектурной доминанты — храма (в отличие от деревни, где храма не было); познакомить со значением названия села, его происхождением.

Планируемые достижения учащихся: знать особенности ландшафта, где находится родное село (для учащихся города это может быть село или деревня, откуда родом их семьи, куда они ездят отдыхать летом); знать название села, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края.

Оборудование. У учителя — образец кружева на черном фоне.

Предварительная работа. Посетите краеведческий музей (музей под открытым небом). Рассмотрите образцы деревянного зодчества своего края.

Ход урока

Учитель показывает детям образец белого кружева, прикрепленный к черному фону, дает потрогать его. Спрашивает: «Что это такое? Из чего сделано? На что похоже в природе? (На цветы, морозные узоры, листву деревьев, переплетение ветвей, рябь воды, снежинки — принимаются любые эмоционально окрашенные ответы.) Как вы думаете, почему и зачем люди стали плести кружева? Что послужило для них примером? (Красота природы, желание украсить свою жизнь, окружить себя красотой.) А могут быть деревянные кружева? Могут. И сейчас мы в этом убедимся, когда откроем наши учебники на с. 12—13».

Дети разглядывают в учебнике резные украшения, читают их названия. Выделяют и сравнивают отдельные элементы орнамента с образами природы (солнце; голова коня-птицы; птица, похожая на орла с раскрытыми крыльями; птицы и львы, чьи перья, хвосты, гривы словно пышные вьющиеся растения; цветы). Учитель: «Как вам кажется, каким словом можно назвать создателей этой красоты? Не только строители, но и... (Художники.) А кто был учителем этих художников? У кого они учились?» (У природы.)

Учитель продолжает: «Ребята, что обычно люди больше всего украшают? (То, что любят.) О чем больше всего заботятся?» (О том, что для них дорого.)

Дети произносят вслух названия деревянных украшений и разбираются, какой смысл в них заложен. Учитель показывает фрагменты этих украшений и говорит: «Кто-нибудь из вас заметил, какие слова спрятаны в названиях? (Выслушивает предположения детей.) Давайте начнем с самого известного вам слова — «окошко». Внутри него живет слово «око». Кто знает, что оно значит? В древнерусском языке и до сих пор в стихотворениях это слово употребляется в значении «глаз». А вот слово «причелина». В нем как будто притаилось слово «чело», означающее «лоб». Ну и совсем понятно нам словосочетание «лобовая доска». Оно тоже говорит о лбе. Ребята, а где находятся глаза, лоб? (На лице.) Какое у них есть общее название? (Части лица.) Вот и слово «наличник» прямо говорит нам о лице дома, ведь слово «лик», живущее в нем, и означает «лицо».

Далее учитель спрашивает: «Так как же относились создатели и жители этих домов к своим произведениям? (Как к живым существам.) Да. И дарили им «полотенца». (Показывает фрагмент украшения.) Украшали крышу коньком — любимым героем сказок. Конь — самый верный помощник добрых сказочных героев. Он никогда не предаст. От любой беды унесет. В народе говорят, что конь самое чистое, благородное животное.

И комнату в доме одаривали названием — «светелка». Какая это комната? (Светлая.) А еще какие слова приходят на ум, когда слышишь слово «светелка»? (Уютная, добрая, теплая.)

И еще вот что интересно. У домов, как и у людей, бывали фамилии. Такие же, как у тех, кто их возвел, по имени зодчего (не просто строителя, но и художника). Или по имени доброго, трудолюбивого хозяина, фамилию которого не стыдно было сберечь в памяти односельчан и в истории села. Так и появились фамилии у таких домов, как дом Сергеева в деревне Логморучей и дом Есина в деревне Мякотино, а также дома во многих других деревнях и селах — кормильцах нашей Родины. В их обликах сочетаются красота природы и творчество людей. Посмотрите-ка еще раз на дом Есина. Его резной фронтон словно повторяет красоту живых ветвей, которые склонились над ним; живые деревья и дом из дерева родные друг другу, похожи друг на друга, как родственники. Давайте сейчас и мы попробуем свои силы в умении украшать окружающий нас мир. Тот, кто хочет, может дорисовать украшение. А кто-то раскрасит уже готовое. У кого к чему больше лежит душа».

Дети выполняют задание № 2 в рабочей тетради (с. 7) по выбору. Затем выписывают, ориентируясь на доску или на учебник, название того украшения, которое больше всего понравилось. Учитель: «Мы с вами внимательно рассмотрели отдельные дома. Но село — это целый мир. Сейчас мы погуляем по улицам разных сел. (Ученики раскрывают учебники на развороте с. 14—15.) Сравните села на старинных и современных фотографиях. Что в них общего, в чем различие? А теперь скажите, пожалуйста, дома на фотографиях вытесняют, отталкивают, гонят от себя природу или у них какие-то другие отношения? Какое слово из человеческих отношений к ним подходит? (Дружба.) Действительно, в построенных с любовью селах природа и человеческое творчество, культура дружат друг с другом, создают законченную картину. Представьте, что с фотографий исчезли дома. Как сразу станет вокруг? (Одиноко, безжизненно, грустно.) А уберите в своем воображении деревья, воду озер, рек. Что станет с домами людей? (Они станут беззащитными, тоже одинокими. Как будто уйдет жизненная сила.) А когда сочетаются вместе природа и творчество человека, смотрите, как красиво получается. Попробуем передать это словами. Вот в селе Екатериновка цветет дерево, а рядом цветут белоснежные наличники. Словно выбежало к речке село Погост, весело бежит по склону к сияющему безбрежному озеру и деревня Тарасы. Кланяется водице в колодце деревянный журавль, достает людям из земли-матушки живительную влагу. Сияет золотыми куполами, рассылая по всему селу солнечные лучи, церковь села Воскресенского.

А теперь скажите, какое строение поднимается выше всех остальных и, значит, какое было самым главным для зодчих? Какое здание видно не только для всех односельчан, но и для путников, подходящих к селу, для жителей соседней деревни? (Здание церкви.) А почему именно так строили село?» (Храм указывает вверх, на небо, и напоминает людям, что нужно стремиться не только к тому, чтобы сытно поесть и красиво одеться. Это очень важно для человека. Важнее стремиться к добру, справедливости, красоте. Без добра и справедливости никакая еда не покажется вкусной; никакая обновка не обрадует человека с нечистой совестью.)

Учитель продолжает: «Говорят, что на родной стороне сердце поет. Как вы думаете, что это значит? Почему так говорят? (Дети высказывают свои мысли.) А какое название носит твое родное село?» Дети отвечают. Ученики сельской школы могут вслед за ответом выполнить задание № 1 на с. 7 в рабочей тетради.

Учитель: «В жизни каждого человека есть свое родное село, своя родная сторона. Для одного — это село, где он родился, живет или вырос. Для другого — это село, где живут родственники или куда он ездит летом отдыхать. А для третьего — это деревня из любимого рассказа или фильма, воображаемый уголок с чистой речкой, лесом, полем и трудолюбивыми, добрыми жителями. Но без таких деревень не бывает здоровой человеческая душа, потому что деревня, село стоят на земле, это наши кормилицы, а значит, наша жизнь».

Национально-региональный компонент. Познакомьте детей с особенностями ландшафта, где находится родное село (для учащихся города это может быть село или деревня, откуда родом их семьи, куда они ездят отдыхать летом); расскажите о значении названия и его происхождении. Представьте храм как архитектурную доминанту села, расскажите, каково ее историко-культурное значение, эстетическое своеобразие. Покажите хозяйственные и эстетические особенности сельского жилища.

Физкультминутки проводятся с использованием кумулятивной песенки-игры. По мере появления в песенке каждого животного перечисление их названий, действий, звукоподражания наращиваются в обратном порядке, вплоть до первого животного (курочки):

Бабушка, бабушка, купим себе курочку.

Курочка по зернышку — кудах-тах-тах. (Клюющие движения руками.)

Бабушка, бабушка, купим себе уточку.

Уточка — кряки-кряки. (Ладони лодочкой имитируют плывущую утку.)

Бабушка, бабушка, купим себе коровенку.

Коровенка — муки-муки. (Пальцы — рога на голове.)

Бабушка, бабушка, купим себе кошечку.

Кошечка — мяу-мяу. (Умывание «лапками».)

Бабушка, бабушка, купим себе собачонку.

Собачонка — гау-гау. (Пальцы, как «ушки на макушке».)

Бабушка, бабушка, купим себе индюшонку.

Индюшонка — шолды-болды. (Руки на поясе, повороты туловища вправо и влево.)

Бабушка, бабушка, купим себе лошаденку.

Лошаденка — цоки-цоки. (Имитация движений кучера.)

Рекомендации для занятий в семье. Завершите задание № 1 на с. 7 в рабочей тетради. Побеседуйте с ребенком о значении села в жизни конкретной семьи.


Урок 41. ПРИРОДА В ГОРОДЕ

Задачи урока: раскрыть роль природы в городе, учить детей замечать и ценить ее, продолжать прививать любовь к родному городу, стремление украсить его.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что природа в городе — это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью мелодии песни Ю. Антонова «Пройду по Абрикосовой...»; фотографии парков, бульваров, скверов родного города (в сельской школе — фотографии районного центра).

Ход урока

«Визитной карточкой» темы данного урока может стать мелодия песни Ю. Антонова «Пройду по Абрикосовой...».

В начале урока работа ведется по заданиям и вопросам на с. 16 учебника: сопоставляются виды мрачного, задымленного города и городов зеленых и делается вывод, что гораздо лучше жить в городе, где много зелени, где есть не только улицы, дома, машины, но и природа.

Учитель демонстрирует фотографии родного города (в сельской местности — районного центра), с помощью которых дети рассказывают о природе в их городе, особо выделяя те места, где они бывали, где любят гулять, играть, где любят отдыхать их родители, бабушки и дедушки.

Далее выполняется проблемное задание в рабочей тетради (№ 1, с. 8—9). Задача детей — определить, чем может быть представлена природа в городе. Работу лучше выполнять коллективно, обсуждая каждый фрагмент рисунка и сверяясь с ответами в Приложении на с. 55. При затруднениях детей учитель делает необходимые пояснения (например, что такое памятник природы, ботанический сад). Можно обратиться и к словарю: сквер небольшой городской сад; парк большой городской сад с аллеями, цветниками, прудами (на рисунке в рабочей тетради показан лишь его уголок); бульвар широкая аллея посреди городской улицы.

Все то, что есть в их городе, дети обозначают, закрашивая кружочки с соответствующими номерами.

Далее учитель говорит, что природа в городе может быть представлена и замечательными цветниками. Открывается разворот «Город-сад» (с. 18—19 учебника). Пусть дети полюбуются фотографиями, обсудят их, назовут те, которые им особенно понравились, скажут, есть ли в их городе подобные зеленые украшения, расскажут о них. Учитель просит рассмотреть рисунок на с. 19 и говорит: «Каждый из нас может помочь превратить свой город в сад. Скажите, что мы можем сделать». (Высадить цветы у своего подъезда, на клумбе во дворе или возле школы.) Далее выполняется задание № 2 на с. 9 в рабочей тетради.

В заключительной части урока учитель просит подумать, для чего нужна природа в городе. Дети отвечают, опираясь на иллюстрации учебника (с. 17). Затем зачитывается вывод внизу страницы.

На дом предлагается задание на с. 19 учебника, которое выполняется с помощью взрослых, и связанное с ним творческое задание в рабочей тетради (с. 10—11).

Физкультминутки проводятся под музыкальную заставку к уроку.

Рекомендации по работе в семье. Погуляйте с ребенком по скверам и паркам города, осмотрите аллеи, наиболее старые деревья, которые можно считать памятниками природы, помогите детям сделать или подобрать фотографии на тему «Природа в городе».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...