Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 35. Дикие и домашние животные




Задачи урока: формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; развивать фантазию и творческие способности детей.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, в чем состоит различие между дикими и домашними животными, научиться классифицировать животных по признаку «дикое — домашнее», приводить примеры животных каждой группы.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; демонстрационные карточки с изображениями дикорастущих и культурных растений, молочные продукты и мед для дегустации (распознавания по вкусу). У учащихся — фигурки различных животных, принесенные из дома; клей, ножницы.

Предварительная работа. Попросите детей принести в класс фигурки и небольшие игрушки, изображающие животных, если они имеются дома.

Ход урока

В начале урока повторяется материал о дикорастущих и культурных растениях, подготавливающий к восприятию темы данного урока. Учитель: «Мы уже познакомились с дикорастущими и культурными растениями. Чем они отличаются друг от друга?» Затем учитель показывает детям демонстрационные карточки с изображением растений обеих групп (можно использовать мультимедийную презентацию), а дети определяют, что это за растение, дикорастущее оно или культурное.

«Визитной карточкой» нового урока может служить, как и ранее, музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных». Переходя к изучению нового материала, учитель говорит: «Растения делятся на дикорастущие и культурные, а животные — на диких и домашних. Подумайте, каких животных называют дикими, а каких — домашними. (Ответы детей.) На прошлых уроках мы уже встречались с домашними животными. Назовите их. (Собака, кошка.) Чем они отличаются от диких? Кто их дикие предки? На сегодняшнем уроке мы изучим новую группу домашних животных — животных сельскохозяйственных».

Затем проводится работа по заданию с рисунком на с. 80 учебника: дети классифицируют изображенных животных и проверяют себя по Приложению (с. 93). Эту работу можно сначала выполнить в парах, а затем коллективно обсудить. Важно, чтобы ученики обосновали свои выводы: не все животные, оказавшиеся во дворе сельского дома, домашние, а только те, которых специально разводят люди. Особенно показателен пример воробья: он часто встречается вблизи жилья человека, но домашним животным не является. Кроме того, рисунок позволяет детям осознать: домашние животные — это не только звери, но и птицы и даже насекомые (пчелы). На рисунке ясно видно, что пчел разводят люди, которые построили для них домики — ульи.

После этого учитель просит привести другие примеры диких и домашних животных (так, на рисунке в учебнике нет уток, индюков, кроликов, лошадей). Подобное упражнение можно провести и в игровой форме: пусть дети, передавая друг другу волшебный клубочек, называют по очереди дикое или домашнее животное.

Полученные знания применяются и закрепляются при выполнении заданий № 1, 2, 3 в рабочей тетради (с. 64—65).

Затем проводится работа с иллюстрациями на с. 81 учебника: дети определяют, какой продукт питания или предмет одежды изображен на фотографии, называют животное, от которого он получен. Следует также обсудить, как сделаны эти продукты: например, сыр, творог, масло, сметану, йогурт сделали из молока, мед взяли из улья и т. д.

Далее организуется распознавание по вкусу некоторых продуктов. Предлагаются молочные продукты и мед. Их нужно определить с завязанными глазами и сказать, какой продукт не имеет отношения к корове.

После этого по вопросам на с. 81 дети рассказывают о домашних животных, имеющихся в их семье, об уходе за ними.

Важной частью урока является работа с разворотом «Моя коллекция» (с. 82—83 учебника). С его помощью до сознания детей доводится мысль, что и дикие животные могут поселиться у нас в доме, но в виде красивых и забавных фигурок или игрушек. Пусть дети, рассматривая фотографии, сравнят настоящую лягушку, настоящего медведя с изображающими их фигурками. Сколько фантазии проявили люди, изготовившие их! Как много радости могут доставить эти необычные коллекции: одна фигурка рассмешит, другую захочется погладить, а с третьей — поговорить (есть ведь и говорящие игрушки). Лягушка в верхнем ряду слева — это лягушка-колокольчик. Ее соседка, очень похожая на настоящую лягушку, сделана по специальному заказу мастерами знаменитой дымковской игрушки! А с деревянной лягушкой, в которую вставлена палочка, связано особое поверье: если палочкой поводить по ее спинке, в доме прибудет денег.

После работы с разворотом учебника дети рассматривают принесенные в класс фигурки и игрушки, изображающие разных животных, обмениваются впечатлениями. Если эти фигурки и игрушки изображают и диких, и домашних животных, учитель просит разделить их на две группы, назвать тех и других.

В конце урока дети находят на голубой плашке учебника (с. 80) ключевые понятия и объясняют их. Затем зачитывается вывод на с. 81.

Дома предлагается выполнить задание № 4 в рабочей тетради (с. 65).

Физкультминутки проводятся под музыку заставки к телепередаче «В мире животных». Дети имитируют движения различных диких и домашних животных.

Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребенку выполнить задание № 4 в рабочей тетради (с. 65).


Урок 36. С УТРА ДО ВЕЧЕРА

Задачи урока: представить детям образ повседневной жизни в семье как культурную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течение дня; закрепить знания правил обращения с предметами домашнего обихода (электроприборами), огнем (газовой плитой), водой в доме (урок «Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество»); закрепить представление о том, что основой семьи являются любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад (понятия урока «Мы в семье»).

Планируемые достижения учащихся: развитие словарного запаса при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье; стремление самому контролировать свой распорядок дня; знать правила обращения с огнем, водой и электроприборами в доме.

Оборудование. У учителя — настольные или наручные часы, по возможности — часы с кукушкой; буквы на магнитах. У учащихся — счетные палочки, альбомные листы.

Предварительная работа. Прочитайте с детьми сказку И. Шварца «Сказка о потерянном времени», стихотворение Г. Новицкой «Сказка о времени», сказки Г.-Х. Андерсена «Старый фонарь», М. Одоевского «Городок в табакерке» (на выбор).

Ход урока

Учитель: «Ребята, когда-то давным-давно люди сумели приручить удивительную птицу. Она живет в клетке, но всегда свободна. И с тех пор эта птица помогает нам узнавать, когда пора идти на работу или в школу; когда нужно выходить из дома, чтобы не опоздать в гости на празднование дня рождения, и когда возвращаться домой. Птица особенная, она летит только вперед и никогда не возвращается назад, летит даже тогда, когда в клетке. Вот загадка так загадка! Подумайте, как зовут эту чудо-птицу. Чтобы вам легче было догадаться, давайте я кому-нибудь из вас дам послушать ее песенку». Учитель вызывает ученика и дает ему послушать тиканье часов (часы могут быть обернуты в носовой платок или спрятаны в коробку так, чтобы они не были видны детям). Условие: ученик не говорит о том, что он услышал, и остается у стола учителя. Выходят еще 1—2 ребенка, слушают таинственную птицу. Затем учитель предлагает детям у стола спеть услышанную песенку для всего класса. Под руководством учителя, организующего ритм, ребята произносят или напевают «тик-так, тик-так».

Учитель: «Какое имя у этой чудо-птицы? (Время, которое можно измерять при помощи часов.) Как вы думаете, это только мы с вами сравнили время с птицей? Нет, люди давно уже сравнили время с птицей, недаром есть устойчивое выражение «Время летит!» Есть и прекрасная песня с такими словами: «А годы летят, наши годы, как птицы, летят...» Придуманы и часы, в которых о времени сообщает птица. Кто из вас когда-нибудь видел такие часы и слышал эту птицу? Расскажите, как она сообщает, который час». Если есть возможность, учитель демонстрирует часы с кукушкой в действии.

Учитель: «Ребята, теперь давайте представим себе, что случится, если вдруг все часы на Земле остановятся». (Самолеты и поезда прибывают без расписания, один ученик идет из школы, а другой только в школу собирается, все волнуются, нервничают, все идет кувырком.) Учитель подводит итог: «Нарушился бы распорядок нашей жизни. Без порядка в жизни очень трудно. Она превращается в чехарду. Значит, распорядок жизни, режим дня необходим каждому из нас. Мы сами должны следить за ним, и часы нам в этом помогают». Учитель предлагает нескольким ученикам рассказать о своем распорядке дня, о том, как строятся в ряд дела их семьи.

Учитель спрашивает: «Как вы думаете, ребята, жизнь старинной семьи отличалась от жизни современной семьи? Чем? Давайте уточним это, разглядев рисунки учебника». Дети открывают учебник на с. 84—85, рассматривают рисунки, под руководством учителя делают вывод о том, что как раньше, так и теперь члены семьи собираются вместе за завтраком, обедом и ужином, вместе проводят свободное время, заботятся друг о друге, трудятся на общее благо. Но изменились окружающие людей предметы, их внешний вид, материалы, из которых они сделаны, способы их действия. Дети, пользуясь счетными палочками как указками, отмечают старинные предметы и находят их аналоги среди современных приборов.

Учитель: «Как вы думаете, нужна ли была в старину аккуратность в обращении с предметами домашнего быта? С какими? Почему?»

Учитель берет кукол-помощников и говорит: «Представьте себе, ребята, что вам надо дать советы нашим друзьям, как нужно обращаться с самоваром, керосиновой лампой, свечой, старинным утюгом, чтобы это было безопасно. Что бы вы посоветовали? (Дети отвечают, учитель корректирует ответы и записывает их на доске.) А какие из этих правил нужны и сейчас? Как нужно обращаться с электроприборами и другими предметами домашнего обихода?»

Учитель продолжает: «Современные приборы выполняют большую часть домашней работы, делают ее легче и приятнее. От этого у людей высвободилось время, которое они могут проводить не в домашних хлопотах, а занимаясь в семье другими делами. Каким семейным делам следует уделять больше времени? (Заботе о здоровье, совместному чтению, слушанию музыки и т. п.) Давайте откроем следующие страницы учебника (с. 86—87), рассмотрим репродукции картин и семейные фотографии. Постараемся представить себе семейную жизнь в каждом из этих домов, составим рассказ о жизни в семье с утра до вечера. Для начала прочитаем пословицы. Какая из них может стать заглавием для нашего рассказа?» (Всему свой час.) Дети с помощью учителя выкладывают на доске буквами на магнитах заглавие будущего устного рассказа.

Учитель: «Наш рассказ откроет крик птицы, которая очень точно умеет чувствовать полет времени и всегда громким криком возвещает приближение утра. Что это за птица? (Петух.)

Теперь рассмотрим репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Свежестью и бодростью веет от этой картины. И хотя мы видим в комнате только девочку, которая делает утреннюю гимнастику, мы можем многое сказать о ее семье. Родители, видно, и сами ведут здоровый образ жизни, и девочку к нему приучили. В доме любят чистоту и порядок (белоснежное белье на постели, сверкающий паркет, на котором так приятно стоять босыми ногами). В доме заботятся об уюте (круглый стол, накрытый скатертью, вьющиеся растения обрамляют балконную дверь). Впереди у девочки долгий день, наполненный интересными занятиями, которые она, бодрая, веселая после зарядки, будет делать с большой радостью. Предложите детям придумать и перечислить предстоящие занятия героини картины Яблонской, соотнести их со временем завтрака, обеда, ужина, которые обычно определяют ритм дневного распорядка.

Многое можно сказать и о семье, если внимательно рассмотреть репродукцию картины З. Е. Серебряковой «За завтраком». Мы в доме, где живет чадолюбивая семья. За столом — два мальчика и девочка. Старшие члены семьи, возможно, уже позавтракали и теперь работают. Сейчас мама кормит детей. Стол заботливо накрыт белоснежной скатертью, в центре красивая суповая миска; неподалеку кувшин с молоком, горшочек со сметаной, свежеиспеченные булочки, графин со свежей водой. И у каждого прибора салфетка в кольце. Чистые, ясные детские глаза смотрят на нас. Не будем нарушать дальше размеренный ход святых утренних часов в семье». (Помогайте детям вопросами находить как можно больше деталей, подтверждающих мысль о чадолюбии семьи, в дом которой они заглянули благодаря картине художницы З. Е. Серебряковой.)

Две фотографии на с. 86 подтверждают, что водные процедуры, свежий воздух, закалка нужны каждый день в любом возрасте, в любое время года. Предложите детям подумать, нельзя ли в этом месте вашего рассказа использовать пословицу «Часом опоздать — за день не наверстать». Учитель: «Что изменится, если переделать пословицу, допустим, так: «Часом опоздать — за год (за жизнь) не наверстать»? В каких случаях и о каких делах в семье, в родном доме можно сказать этой пословицей?

В добром семейном доме обязательно есть место для каждого, для любимых занятий, вот как у этого мальчика за столом, за которым так удобно рисовать, писать, читать, мастерить. А можно расположиться с интересной книгой и на упругих подушках на ковре в уютной комнате вдвоем, с братом или другом. Кругом комнатные растения, в этом доме любят природу; недаром на стенах висят пейзажи. (Фотография и репродукция картины И. Ф. Хруцкого «В комнате» (с. 87).) Какая пословица подойдет к фотографии или репродукции?» (Используйте пословицы народов своего края.)

Далее учитель предлагает детям рассмотреть в учебнике репродукцию картины Ю. Н. Кротова «После купания» (с. 87) и говорит: «День близится к концу. Первыми готовятся ко сну самые маленькие в семье. Как сладко после купания обнять свою заботливую ласковую маму! Она очень устала за день, но ведь впереди у нее и малыша очень нужные каждому минуты. Мама нежно несет свое чадо в кроватку, чтобы удобно уложить, укрыть теплым одеяльцем, спеть колыбельную, рассказать или прочитать сказочку, поцеловать на ночь, пожелать доброго, спокойного сна. (Вспомните колыбельные песни, которые вы узнали на уроке «Моя семья — часть моего народа».)

А вот и старший сынок, приняв вечерний душ, удобно устроился в постели (фотография на с. 87). Он с радостью вспоминает, сколько чудесных дел успел переделать за день, а сколько еще предстоит сделать завтра! (Придумайте и перечислите эти дела.) Месяц заглядывает в окошко, приветливо улыбается; звездочки ласково моргают лучистыми ресничками... Мальчик ждет: «Сейчас в комнату зайдет папа, присядет рядом в кресло, и мы обсудим с ним очень важный вопрос, который никак нельзя отложить до утра, пожелаем друг другу спокойной ночи и — спа-а-ать!» До завтра! Завтра — новый день: чудо-птица летит только вперед!»

В совместной беседе с учащимися по содержанию разворота с. 86—87 учебника поддерживайте в детях внимательное отношение к деталям, представленным на репродукциях и фотографиях. Это нужно для того, чтобы, опираясь на наблюдения, воображение, собственный опыт семейной жизни, задать итоговые вопросы: «Что же самое важное в доме? Что самое важное в семье?» Атмосфера каждого сюжета на этих страницах, лица и позы детей свидетельствуют: в семье самое главное — любовь, уважение друг к другу, согласие, лад, взаимная помощь и забота.

В конце занятия можно предложить детям нарисовать тот из старинных или современных предметов домашнего обихода, который кажется самым важным или просто нравится, кажется красивым.

Сделайте вывод, обобщающий всю работу по разделу «Наш дом и семья»: «Каждый дом, каждая семья — это целый мир, в котором дружно уживаются природа, культура и люди».

Национально-региональный компонент. Познакомьте (в общих чертах) детей с традиционным жилищем народов своего края, с повседневным укладом жизни в старинной семье. Сравните близкие по функции предметы старинного и современного домашнего обихода. Подберите пословицы о необходимости бережного отношения ко времени, о семье.

Физкультминутки можно провести парами в виде игры «В хлопки» с постепенным ускорением произнесения текста скороговорки и, соответственно, все более быстрыми ударами ладоней о ладони:

 

Ежели вы не жили возле ежевичника И ежели вы жили возле земляничника, Значит, земляничное варенье вам привычное И вовсе не привычное варенье ежевичное.

Рекомендации для занятий в семье. Выполните вместе с ребенком задания в рабочей тетради на с. 66.


 

За страницами учебника (раздел «Наш дом и семья») Устройте «сад родословных деревьев» вашего класса. Желающие приносят схемы генеалогического древа своей семьи. Из них составляется выставка на стенде. Проведите фестиваль рисунков «Дружная семья», выставку «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся, составленных детьми совместно с родителями, праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи». Побеседуйте с детьми на темы: 1. Святые наши имена. 2. Мои любимые герои. 3. Как дарить и принимать подарки. 4. Игрушки, которые ждут меня дома.

1 Учителю следует иметь в виду, что деление плодов на фрукты и ягоды условно, оно отражает преобладающую традицию и не имеет под собой строгой научной основы. Так, уже на следующем уроке дети «встретятся» с бананом и ананасом, которые, конечно, являются фруктами, но растут не на деревьях, а на травянистых растениях. Кроме того, понятие «ягода» в общеупотребительном смысле не всегда совпадает с научно-ботаническим определением ягоды. Например, с точки зрения ботаники ягодами не являются малина и земляника. Нередко в повседневной речи фрукты и ягоды называют общим словом «фрукты». Поэтому данную часть урока следует ориентировать не столько на формирование естественно-научных понятий, сколько на речевое и общекультурное развитие детей.

 


Часть 2

Раздел «Город и село»

Урок 37. МЫ В ГОРОДЕ 1

Задачи урока: познакомить детей с понятием «земляки», раскрыть культурный смысл этого понятия; на конкретных примерах показать особенности жизни горожан в старину и в наши дни, представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра.

Планируемые достижения учащихся: понимание необходимости взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию.
Оборудование. У учителя — карта России, бумажные флажки (5 штук) для крепления к карте.

Предварительная работа. По возможности пригласите на урок кого-нибудь из родственников детей, кто работал или работает, заботясь о красоте, удобстве и покое в жизни города и его жителей. Подготовьте рассказ о горожанах, оставивших добрый след в жизни города.

Ход урока

Урок начинается с диалога кукол-помощников: «Ты уже сложил свои вещи в нашу дорожную сумку?» — «Да, а ты?» — «И я. Только сумка очень тяжелая получается. И не поднять!» Учитель: «Давайте-ка, я посмотрю, что вы туда положили. Ой-ой-ой! Придется нам, ребята, помочь нашим друзьям. Сейчас я буду называть те предметы, которые ребята взяли с собой в дорогу, а вы внимательно слушайте. Если вещь подходит для путешествия, вы хлопаете в ладоши. Если нет, то сидите тихо». Учитель перечисляет предметы со с. 3 рабочей тетради, называя дополнительно еще какие-либо нужные или лишние в пути вещи. Дети обосновывают свой выбор.

Учитель знакомит детей со 2-й частью учебника и рабочей тетради, обращает их внимание на то, что начинается работа по темам нового раздела учебника. Предлагает рассмотреть изображения на шмуцтитуле, прочитать название раздела «Город и село» и выполнить задание на с. 3 рабочей тетради: «Ребята, нам с вами предстоит много путешествовать с помощью 2-й части учебника и новой рабочей тетради. Поэтому давайте каждый сам соберет свою дорожную сумку». Дети работают в тетрадях. Учитель контролирует выполнение задания.

Учитель: «Ребята, а сейчас мы отправляемся в наше первое путешествие. Для этого нам требуется стать крохотными. Чтобы волшебство удалось, вам нужно быть внимательными и правильно повторить за мной ритм хлопков. (Учитель несколько раз прохлопывает несложные ритмы, каждый раз дополняя предыдущий новым ритмическим рисунком. Дети стараются повторить.) Ну вот, вы постарались, как следует, превращение произошло, можно отправляться вслед за волшебным клубочком». Учитель пускает по столу волшебный клубочек. Дети открывают учебники, делают «пальчиковых человечков».

Учитель: «Сегодня я приглашаю вас прогуляться по некоторым городам и познакомиться с их жителями. (По мере работы учитель отмечает города флажками на карте России.) Сначала «посетим» города на с. 4 учебника. Это города, которые и сейчас украшают нашу страну, но мы заглянем в их прошлое. Давайте неспешно пройдемся по старинным улицам. Посмотрите вокруг. Что вам кажется необычным? Что нравится? (Дети описывают старинную фотографию улицы в Нижнем Новгороде и репродукцию акварели, где художественно воссоздан уголок старинного Челябинска.) Чем вымощена улица в этом городе? (Обратите внимание детей на слово «мостовая», которое мы до сих пор используем в нашей речи (мостовая улица, дорога, вымощенная, выложенная камнями).) Как выглядят жители этих городов? Как одета продавщица платков? (Женщины одеты в длинные платья; люди неспешно идут посередине улицы; видно, что не опасаются машин, экипажей.) Какой вид транспорта помогает жителям передвигаться по городу?»

Далее учитель может рассказать детям, что люди всегда очень ценили тишину, спокойствие в городе. Особенно заботились об этом, если кто-либо в семье заболевал. Тогда мостовую перед окнами дома устилали сеном, чтобы цоканье копыт было не таким звонким и не беспокоило больного. Учитель: «Как вы думаете, кто заботился о красоте, чистоте этих улиц, о спокойствии в городе? (Строители, дворники, сами жители.) А еще были особые люди, которые заботились о спокойствии в городе. Их называли словом, которое сейчас в нашей речи не встречается, — городовые. Это, по сути, милиционеры. А как можно назвать жителей города одним словом? (Горожане.) (Учитель выписывает слово на доске.) Ребята, нам очень приятно гулять по старинным улицам, но пора идти дальше. Давайте подумаем, как можно попрощаться с горожанами, чтобы было понятно, с кем именно мы прощаемся. Как обратиться к жителям Нижнего Новгорода? (Нижегородцы. До свидания, дорогие нижегородцы!) А как — к жителям Челябинска? (Челябинцы. До скорой встречи, дорогие челябинцы!) Ребята, можем ли мы обратиться к кому-нибудь из них так: земляки? (Дети разбирают понятие «земляки» (люди, которых объединяет общее место жительства, земля, на которой стоит родной город или село; земляками могут быть люди разных национальностей, которых объединяет одинаково сильная любовь к земле, где они родилась и живут). Учитель выписывает новое слово на доске.) А как нам ответили бы наши собеседники, с которыми мы сейчас прощаемся?»

Дети совместно с учителем подбирают название жителям своего города. Учитель отмечает этот город на карте. Дети сельской школы выполняют такое же задание, подбирая название жителям ближайшего к селу города, районного или областного центра.

Учитель: «Теперь давайте представим себе, что мы жители этих городов, и попрощаемся друг с другом». Можно провести игру: класс делится на три группы. Каждая группа исполняет роль жителей одного из городов. Между группами проводится прощальная перекличка.

Далее ученики отправляются в «путешествие» по с. 5 учебника. Учитель: «Переносимся в наше время. Для этого вам придется опять проявить внимательность. (Повторяется игра с ритмичными хлопками и пальчиковая гимнастика.) Ребята, давайте поздороваемся с жителями Вологды и Москвы, тех городов, куда нас привел волшебный клубочек. (Дети подбирают обращение к жителям этих городов. Учитель отмечает названные города на карте.) Сравните жизнь горожан раньше и теперь». Дети находят сходство и отличая в особенностях жизни горожан старинных и современных городов. Высказывают мнение о том, что им кажется наиболее привлекательным.

Учитель: «Ребята, вы заметили, что многое изменилось в облике домов, улиц. Очень изменился транспорт, ходить и ездить по современному городу надо, выполняя определенные правила для пешеходов и для автомобилистов. Изменилась одежда людей. Изменились названия профессий у тех горожан, которые следят за красотой, чистотой, спокойствием в городе. Но многое досталось нам в наследство. (Обратите внимание детей на сочетание старого и нового: древний собор Святой Софии в центре Вологды, на его фоне — современный автомобиль и стражи порядка: милиционеры, работники ГИБДД; старинный дом, автомобили и дворник.) Как вам кажется, кого можно назвать культурным человеком, любящим свой город? Любите ли вы сами чистоту в городе, спокойствие на улицах, красоту улиц, парков, скверов? Кто из вас может назвать себя культурным человеком, который заботится о родном городе?»

Если на урок приглашен гость, то после обсуждения вопросов его представляют детям, и урок продолжается в форме беседы: «Ну вот, дорогие земляки, и закончилась прогулка по городам нашей страны. Пора нам вернуться в наш родной город (село) и подумать о том, что каждый из нас может сделать полезного и нужного для его благополучия, а значит, и для благополучия каждого из нас. Ведь все мы в нашем месте жительства как листики на дереве. Здорóво дерево — хорошо и листьям; здоровы листья — хорошо и дереву». Дети обсуждают вместе с учителем вопрос о добром деле для жителей города — своих земляков. Учитель: «А может быть, кто-то из вас или вашей семьи уже потрудился на благо нашей малой родины? А если нет, то ведь каждый из вас может представить себе, помечтать о том, чем помочь родному городу и его жителям».

Далее учитель вместе с детьми читает вывод в учебнике на с. 5 («Мы в городе — это я, мои соседи, мои земляки») и дополняет: «И только от нас зависит, каким будет наш город сегодня и завтра. Давайте оставим память об этом в нашей рабочей тетради». В рабочей тетради выполняется задание № 3 (с. 5).

Национально-региональный компонент. Раскройте для детей понятие «земляки» на примере жителей главного города своего региона. Покажите особенности жизни горожан — представителей разных народов России и мира, любящих город, в котором они живут.

Физкультминутки включены в занятие как ритмические хлопки.

Второй вариант физкультминуток: дети хлопают в ладоши, произнося прибаутку и выполняя некоторые действия соответственно тексту:

Чики-чики, чикалочки,

Верхом еду на палочке. (Хлопают в ладоши и подпрыгивают.)

Чок, чок, чок, чок,

Стань, как этот мужичок,

Чтобы был ты прост,

Чтобы этаким был рост. (Показывают от пола сантиметров пять.)

На твои на ножки

Купим мы сапожки, (Хлопают по ногам.)

Купим красный кушачок, (Руки на талии.)

По колени армячок, (Показывают длину «армяка».)

Красную рубаху, (Проводят ладонями по груди.)

Белую папаху! (Берутся за голову двумя руками, словно за папаху.)

Рекомендации для занятий в семье. Выполните вместе с ребенком задание № 2 на с. 4 рабочей тетради. Побеседуйте с ним о городе (селе) своего детства, каким он запомнился вам.


Урок 38. МЫ В СЕЛЕ

Задачи урока: закрепить понятие «земляки», детализировать культурный смысл этого понятия с помощью уточнения «односельчане»; на конкретных примерах показать особенности жизни человека в селе (деревне) в старину и в наши дни, представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль села (деревни) как хранителя непосредственной связи человека с природой, землей-кормилицей.

Планируемые достижения учащихся: понимание взаимной связи людей в селе (деревне), важности культурного смысла понятия «земляки — односельчане»; умение образовать общее название жителей определенного села (деревни) по его (ее) названию.

Оборудование. У учителя — физическая карта России.

Предварительная работа. Прочитайте с детьми книгу Ю. Коваля «Чистый Дор» (или любые другие книги, описывающие привлекательную сторону жизни села, деревни). Договоритесь с почетным жителем села или старожилом о встрече с детьми.

Ход урока

Учитель: «Ребята, посмотрите на с. 6—7 учебника и попробуйте догадаться, куда сегодня поведет нас волшебный клубочек. Давайте об этом спросим наших помощников, благодаря которым мы познаем мир. Вспомним, какие это помощники. (Зрение, слух, обоняние, осязание, речь — для объяснения того, что мы чувствуем.) Присоединим к ним воображение и представим себе, что бы мы услышали, увидели, какие запахи почувствовали бы, что ощутили бы босыми ногами, если бы эти картинки вдруг ожили. (Запах травы, цветов, дуновение ветра, колыхание деревьев и шум их листвы, мычание коров, пение птиц, перекличку людей на поле.) Эти картинки так и манят пробежаться по полю, погладить мягкий, шелковистый бок козы, дойти до леса и проверить, много ли там грибов и ягод, поговорить с этими веселыми, приветливыми людьми, окунуться в ароматное щедрое лето. Давайте подберем слова, какими можно описать настроение этих страниц. Я предлагаю слово «лад». Следующий, кто будет отвечать, называет мое слово и свое. Третий — два предыдущих и свое слово. Так у нас получится большой букет или венок из добрых слов». (Мир, покой, простор, труд, помощь, дружба, согласие, любовь, свобода, счастье, щедрость.)

Далее работа проходит по типу игры в снежный ком. Учитель помогает в подборе слов, выписывает их на доске, помогая детям свободно выражать впечатления и мысли. В случае затруднений учитель сам называет слово, просит найти подходящую к этому слову иллюстрацию, спрашивает у детей об уместности выбранного определения. Затем повторение проходит по принципу снежного кома с перекидыванием волшебного клубочка от одного отвечающего к другому.

Учитель: «Ребята, а теперь давайте позовем других наших помощников, без которых невозможно познание мира. Кто помнит их имена? (Память, мышление.) И сравним, как жили крестьяне раньше и как живут сейчас».

Дети отвечают с помощью опорных вопросов учителя: «Что изменилось во внешнем облике жителей села? Как облегчился труд доярок, земледельцев? Как помогает в сельском труде электричество, газ? Значит ли это, что труд на селе стал легким, не требует усилий? Почему землю называют матушкой-кормилицей? Почему тех, кто работает на земле, называют земледельцами, кормильцами?» Учитель показывает детям карту России, обращает внимание на широкие просторы Родины, пригодные для земледелия, ждущие добрых и трудолюбивых рук.

Учитель: «Ребята, как можно назвать людей, живущих в одном селе? (Односельчане.) И вот представьте себе, что где-то далеко от родного села неожиданно встречаются два односельчанина. (Учитель приглашает к себе двоих детей, по желанию, и предлагает им разыграть сценку, в которой двое прохожих неожиданно узнают друг в друге односельчан, обнимаются, здороваются. Сценка может быть разыграна с помощью кукол-помощников.) Ребята, как могут назвать друг друга эти люди? (Земляками, т. е. людьми, которых соединила одинаково сильная любовь к земле, где они родились и живут (жили).) Посмотрите еще раз на с. 6—7 учебника и скажите, кто из этих людей как будто говорит: “Мы в селе — это я и мои земляки-односельчане”». Принимаются и поощряются любые ответы. Учитель обращает внимание детей на общее спокойное, умиротворенное настроение, характерное для рисунка, репродукций картин, фотографий и спрашивает: «Можно ли сказать, что все эти люди любят то место, где они живут, что они счастливы?»

Класс делится на группы. Учитель предлагает форму работы, в которой детям предстоит объяснить отличие сельской жизни от городской. Они должны привести доказательства привлекательности сельской жизни и высказать свои предложения по благоустройству сельского быта корреспонденту газеты. Его роль выполняет учитель, подходя к группам и предлагая отвечать в импровизированный «микрофон». Если занятие проходит в реальном классе сельской школы, ребята представляются жителями своего села или воображаемого, образовывая общее название жителей от соответствующего названия. Если класс в городской школе, то каждая группа выбирает или придумывает себе название и образует от него название (например, село Михеево — михеевцы и т. д.). Каждая группа рассказывает, что дает хозяйство его села для жителей города.

Если занятие проходит в сельской школе, то далее на уроке с детьми беседует почетный житель села. И в городском, и в сельском классе возможно проведение фестиваля «Мое село». Дети придумывают название села, в котором бы им хотелось жить, и дают устно краткое его описание.

Национально-региональный компонент. Закрепите понятие «земляки» на примере рассказа о жителях одного из сел (деревень) своего региона; покажите, как живут сельчане, любящие свое село (деревню).

Физкультминутки. Можно использовать текст детской заклички дождю. Дети прыгают попеременно то на одной, то на другой ножке и выкликают:

Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи! Брызжи в поле пуще, Станет травка гуще!

Рекомендации для занятий в семье. Для городских семей — вспомните с ребенком и побеседуйте о родственниках, живущих в селе, посмотрите их фотографии. Для сельских семей — расскажите или напомните ребенку историю рода.
Выполните в рабочей тетради задание № 2 на с. 5.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...