Урок 42. Что растет в городе
Задачи урока: познакомить с растениями, которые наиболее часто используются для городского озеленения, учить различать лиственные и хвойные деревья, продолжить обучение распознаванию растений. Планируемые достижения учащихся: научиться различать часто встречающиеся растения города, усвоить, чем различаются лиственные и хвойные деревья. Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью мелодии песни Ю. Антонова «Пройду по Абрикосовой...»; гербарий с образцами изучаемых растений, демонстрационные карточки с изображениями растений, которые высажены в городе, но не упоминаются в учебнике (региональный компонент). У учащихся — веточки лиственных и хвойных деревьев; атлас-определитель «От земли до неба». Ход урока «Визитной карточкой» данного урока, так же как и предыдущего, является мелодия песни Ю. Антонова «Пройду по Абрикосовой...». На данном уроке следует опираться на те знания о разнообразии растений, которые получены детьми ранее. Нужно учитывать региональный компонент, так как на юге европейской части России в озеленении используются несколько иные породы деревьев, чем в средней полосе (платаны, конский каштан, кипарисы, пирамидальный тополь, тис, самшит и т. д.), а в условиях Сибири преобладают хвойные деревья. Важно также активно использовать лексику, освоенную на прошлом уроке: парк, сквер, бульвар, аллея. В начале урока по материалам учебника (с. 20—21) проводится знакомство с разнообразием растений города. Работу можно организовать фронтально или в группах. При фронтальной работе учитель просит рассмотреть отдельно каждое растение, демонстрирует гербарий с его веточкой сообщает самые необходимые сведения о нем. При работе в группах каждая из них получает карточку с названиями 2—3 растений. Их нужно рассмотреть в учебнике, гербарии и атласе-определителе, прочитать в атласе текст об этих растениях (в каждой группе должен быть хорошо читающий ученик). Затем представители групп делают сообщение классу. После этого учащиеся самостоятельно или в парах выполняют задание № 1 в рабочей тетради (с. 12) с последующей коллективной проверкой.
Изучение нового материала о лиственных и хвойных деревьях проводится по заданию на с. 20 учебника (внизу). Работа с учебником дополняется рассматриванием в гербарии натуральных веточек лиственных и хвойных деревьев и выполнением задания № 2 в рабочей тетради (с. 13). Эту работу также можно выполнять в группах. (На каждую группу выдается одна веточка хвойного дерева, которая после урока ставится в воду.) Делается вывод о различии лиственных и хвойных деревьев, который сопоставляется с выводом учебника на с. 21. После этого дети приводят свои примеры лиственных и хвойных деревьев. Учитель сообщает, что, в отличие от лиственных деревьев, почти все хвойные зимой остаются зелеными, среди снегов они напоминают о лете:
Далее проводится практическая работа по распознаванию растений своего города. Задача детей — определить по гербарным образцам (с помощью атласа-определителя) 2—3 дерева или кустарника. Учитель с помощью демонстрационных карточек может познакомить детей и с другими характерными растениями своего региона. В конце урока в игровой форме закрепляются сведения о разнообразии растений в зеленом убранстве города. Передавая друг другу волшебный клубочек, дети называют по одному растению. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям растения не будут названы.
Дома предлагается выполнить задание № 3 в рабочей тетради (с. 13). Учитель поясняет, что можно нарисовать и те деревья и кустарники, которые дети, помогая взрослым, сажали на своих дачных участках. Физкультминутки проводятся под музыку песни Ю. Антонова (перед этим учитель предупреждает, чтобы дети вслушались в слова песни). После физкультминутки учитель задает вопрос, почему так названы улицы (Абрикосовая, Виноградная). Сообщает, что в Сочи, например, имеются еще улица Роз, Клубничная, и спрашивает, видел ли кто-нибудь эти растения. В средней полосе России и Сибири неплохо показать демонстрационные карточки с изображением южных растений. Рекомендации для занятий в семье. Во время прогулки по городу рассмотрите с детьми деревья и кустарники, постарайтесь определить их. Помогите ребенку выполнить задание № 3 в рабочей тетради (с. 13). Урок 43. ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТНИКИ Задачи урока: продолжить знакомство с растениями цветников, прививать эстетическое отношение к природе в городе, стремление украсить свой город; развивать творческие способности учащихся. Планируемые достижения учащихся: запомнить новые для них растения цветника, усвоить, что они относятся к культурным растениям. Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; демонстрационные карточки с изображениями растений цветника; костюмы цветов для сценок и игр; гербарии для распознавания цветов. У учащихся — атлас-определитель «От земли до неба»; ножницы. Предварительная работа. Подготовьте учащихся для выступления на уроке в роли цветов. Изготовьте соответствующие костюмы. Ход урока «Визитной карточкой» урока может быть «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Данный урок продолжает знакомство детей с культурными растениями, поэтому в начале урока целесообразно задать вопросы: «Чем отличаются культурные растения от дикорастущих? Как вы думаете, дикорастущими или культурными являются цветы, которые высаживают на клумбах?» Выслушав ответы детей, учитель предлагает сравнить изображения тюльпанов (хризантем, астр, георгин и т. д., в зависимости от тех демонстрационных карточек, которые у него имеются) разных форм и окраски. В результате дети приходят к выводу, что растения цветников являются культурными, так как человек сумел вывести множество культурных сортов.
Учитель просит внимательно рассмотреть фотографии на с. 22—23 учебника и говорит: «Представьте, что вы стоите рядом с этими чудесными цветниками. Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам?» Затем учитель задает вопрос: «Для чего же человек создает цветники?» После обсуждения дети читают первое предложение на с. 22 учебника: «Цветники украшают город, радуют жителей». Учитель зачитывает стихотворные строки:
Затем можно перейти к знакомству с конкретными растениями цветника. Пусть дети сначала вспомнят растения, которые они видели на экскурсии «Что растет у школы» (при необходимости учитель может напомнить, показав демонстрационные карточки). Затем учащиеся рассматривают растения на рисунках в учебнике, читают их названия. Для получения информации об этих растениях учащиеся обращаются к атласу-определителю «От земли до неба». Поиск информации о том или ином растении можно распределить между учащимися по вариантам. Затем в классе разыгрываются сценки: заранее подготовленные учащиеся в соответствующих костюмах играют роли цветов, сообщая «о себе» дополнительные подробности, чтобы создать яркий, запоминающийся образ каждого растения. Далее проводится работа по заданиям № 2 и № 3 в рабочей тетради (с. 14—15). Задание № 2 целесообразно выполнить в парах, а затем коллективно проверить. Задание № 3 выполняется индивидуально. При этом учитель поясняет: раскрасить цветы можно не только так, как нарисовано в учебнике, но и так, как дети сами видели. При нехватке времени задание № 3 можно выполнить по рядам (один ряд раскрашивает лилии, другой — гладиолусы, третий — флоксы). Затем выполняется практическая работа: распознавание по гербарным образцам (при их отсутствии — по демонстрационным карточкам) 2—3 растений цветника, не показанных в учебнике, но имеющихся в атласе-определителе. Задание выполняется коллективно или в группах. Его цель не запоминание детьми еще нескольких растений, а развитие умения работать с атласом-определителем.
В заключительной части урока можно провести игру «Превратись в цветок». Учитель выдает нескольким ученикам (не тем, которые были заняты в сценках) костюмы цветов. Задача ребенка — быстро войти в образ и, опираясь на те сведения о цветке, которые узнал в ходе урока, рассказать о себе. При этом следует поощрять фантазию детей, а также артистичность выступления. Можно предложить детям разыграть сценки знакомства цветов друг с другом. В конце урока предлагается задание № 2 в рабочей тетради (с. 14). При недостатке времени на уроке его можно выполнить дома. Кроме того, на дом дается задание № 4 (с. 15). Закрепляется материал при выполнении заданий № 1 и № 3 в рабочей тетради (с. 14—15). Физкультминутки можно провести под музыку «Вальса цветов». Рекомендации по работе в семье. Еще раз просмотрите с ребенком атлас-определитель на с. 34—43. Посоветуйтесь, какие цветы посадить весной на садовом участке. Помогите нарисовать любимый цветок (задание № 2 рабочей тетради).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|