Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные материалы для учителя




Создание Московского и Санкт-Петербургского ботанических садов было инициировано царем Петром I, который, будучи в поездке по Европе, интересовался тем, чего не было в тогдашней России. Так, например, он приказал создать в Москве и Санкт-Петербурге аптекарские огороды, где должны были выращиваться лекарственные растения для аптек города. Кроме того, в аптекарских огородах по велению Петра I были обязаны выращивать необычные иноземные растения и особо беречь их зимой.

В Москве аптекарский огород был создан в 1706 г. и считается старейшим ботаническим садом России. В Санкт-Петербурге он был создан позднее, в 1712 г. Петр лично присылал семена и растения для этих огородов. Так, например, он прислал из Голландии картофель, которого до этого в России не выращивали, томаты, лилии и махровые пионы. Кроме того, он приказал доставить в Санкт-Петербург липы из Нарвы, кедры с Урала, яблони из Швеции. Для того чтобы теплолюбивые растения не вымерзли зимой, для них построили первые в России оранжереи. Оранжерея — это стеклянная теплица, которая зимой отапливается. В ней разбрызгивается вода для создания необходимой влажности и ставятся ульи с пчелами, чтобы они опыляли растения.

В дальнейшем последователи Петра I завели оранжереи в своих усадьбах. В этих частных оранжереях выращивали томаты, апельсины («оранж» — апельсин), пальмы и другие теплолюбивые растения.

Сейчас ботанический сад в Москве принадлежит Московскому государственному университету. В нем собраны растения из Европы, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, Китая, Японии, Северной Америки. Некоторым липам, вязам и ивам уже более 200 лет, и они являются памятниками природы. В основном Московский ботанический сад собирает растения умеренной зоны земного шара, но в его оранжереях есть и тропические растения. Возраст некоторых пальм достигает 100 лет.

Санкт-Петербургский ботанический сад специализируется на выращивании тропических растений. В нем есть уникальная оранжерея для пальм высотой 26 метров (высота восьмиэтажного дома!). В специальной оранжерее выращиваются водные растения: тропические кувшинки, лотосы, виктория-круциана, листья которой так велики, а стебли так мощны, что на листе может сидеть, как на плоту, трехлетний ребенок. Кроме того, этот ботанический сад имеет коллекцию из 600 сортов роз и 1000 видов, форм и сортов ирисовых.

Во время Великой Отечественной войны в годы блокады погибли многие коллекции теплолюбивых растений ботанического сада, но после войны они были восстановлены.

Кроме Московского и Санкт-Петербургского ботанических садов большую известность имеют два сада в городе Сочи — знаменитый дендрарий и парк «Южные культуры», в которых теплолюбивые растения растут без оранжерей, на открытом воздухе, так как климат Сочи это позволяет (там практически нет зимы). Такой же сад есть и на Украине, в Крыму. Это Никитский ботанический сад.

На с. 24—25 учебника изображены растения, собранные из разных стран и выращенные в одном из ботанических садов на юге. Поэтому теплолюбивые растения здесь растут под открытым небом.

Секвойя — самое высокое дерево в мире. Родина этого дерева — Северная Америка. Секвойя охраняется в национальных парках США. В этих парках есть экземпляры деревьев, возраст которых 6000 лет, высота достигает 150 метров, а диаметр ствола у земли 15 метров (шире торца пятиэтажного дома). В Сочинском дендрарии представлены молодые и не столь мощные экземпляры.

Кипарис родом из Средиземноморья и Ближнего Востока. На Черноморское побережье завезен переселенцами из Греции. У этого дерева хвоя в виде чешуек, плотно прилегающая к стволу. Пирамидальная крона очень эффектна. Широко применяется в садово-парковых ландшафтах на Черноморском побережье Кавказа. Из-за ароматной древесины часто используется в поделках (шкатулки, портсигары, подставки под горячее). Дерево отражено в мифах и легендах, считается деревом скорби. На фотографии в учебнике кипарис — на правом верхнем снимке на заднем плане.

Банан в диком виде произрастает в Китае, Индии, Африке. Это одно из первых культурных растений тропической Азии. Сейчас выращивается не только в Азии, но и в Центральной и Южной Америке, на Антильских островах. Эти гигантские травянистые растения с огромными листьями очень быстро растут. Каждый стебель приносит гроздь плодов только один раз, потом погибает, а от корня идут новые побеги. На Черноморском побережье Кавказа широко применяется в садово-парковых ландшафтах. Там он цветет, но не плодоносит.

Пальмы. Особое значение для жителей южных стран имеют кокосовая, финиковая и веерная пальмы. Веерная пальма в ботанических садах Черноморского побережья и в садово-парковом ландшафте используется гораздо чаще других (на фотографии учебника слева внизу на с. 25).

Юкка — уроженка пустынь юга Северной Америки. У нее длинные узкие кожистые листья, собранные в широкие розетки на невысоких стволах. При цветении образует на длинном цветоносе пышную кисть белых цветов, по форме напоминающих ландыши. Листья расходятся вверх, чаще всего веером, и напоминают острые пики. Поэтому индейцы Мексики часто используют юкку в качестве живой изгороди. Древесина стволика юкки идет на изготовление газетной бумаги, из корней получают крахмал. Мексиканцы используют юкку при укусе змей: острый конец листа вгоняют в ранку, что вызывает сильное кровотечение, вместе с кровью выходит яд (на верхнем правом снимке на с. 24 на куртинах вдоль дорожек).

Земляничник мелкоплодный — красивое вечнозеленое дерево. Уроженец Средиземноморья, Закавказья и Крыма. Название дерево получило из-за некоторого сходства плодов, которые растут на рыхлых свисающих кистях, с ягодами земляники. Эти плоды съедобны, из них варят варенье, делают вино. Летом дерево сбрасывает кору. Листья держатся один год и опадают вместе с корой. Если стоит сильная засуха, то листья остаются на дереве еще на год.


Урок 45. КТО ЖИВЕТ В ПАРКЕ

Задачи урока: познакомить учащихся с животными парка, раскрыть их значение для человека; прививать любовь к животным.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, какие животные обитают в парках и скверах города, как нужно вести себя, чтобы не нарушить их жизнь.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных», кассета с записями голосов птиц. У учащихся — атлас-определитель «От земли до неба».

Ход урока

«Визитной карточкой» урока является мелодия музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных».

В начале урока повторяются изученные ранее сведения о животных, готовящие детей к восприятию нового материала: «Какие группы животных мы знаем? По каким основным признакам мы узнаем насекомых, рыб, птиц, зверей? Каких животных называют дикими, а каких — домашними?»

Затем учитель объявляет тему урока и предлагает рассмотреть иллюстрации на с. 26 учебника. Учитель: «Подумайте, каких животных можно встретить в этом парке. (Ответы детей.) В парках есть места, где дети катаются на аттракционах, играют в мяч, бегают. Но есть и такие места, где люди неторопливо гуляют, спокойно сидят на лавочках. Как вы думаете, в каких местах мы скорее всего встретим животных? Почему?»

Затем учитель предлагает представить, что дети пришли в парк, изображенный на с. 27 учебника, и говорит: «Присядем тихонько на лавочку. Вряд ли мы сразу увидим животных. Но если посидим подольше и не будем нарушать тишины, то вокруг появятся...» Учащиеся начинают называть животных, изображенных на рисунках, находят среди них насекомых, птиц, зверей. Учитель обращает внимание на то, что в пруду можно заметить рыбу, лягушку. Однако выясняется, что не всех животных дети могут назвать. Например, едва ли они верно назовут всех птиц. Тогда учитель предлагает воспользоваться атласом-определителем. Дети определяют зяблика, дрозда, поползня. Результаты работы проверяются по Приложению (с. 74).

Затем учитель предлагает найти насекомых и птиц, с которыми только что познакомились, на рисунках в рабочей тетради (с. 18). Дети выполняют задания № 1 и № 2 самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах. После этого учитель просит отыскать в атласе-определителе сведения об этих насекомых и птицах. Поиск информации может быть организован по вариантам или в группах. Найденные тексты зачитывают классу хорошо читающие учащиеся. Затем дети прослушивают запись голосов птиц (зяблика, певчего дрозда, большой синицы).

Заключительную часть занятия следует посвятить морально-этическим проблемам взаимоотношений человека и животных и правилам поведения в парке. Проводится беседа по вопросам на с. 27 учебника (под рисунком). Затем вырабатываются правила поведения в парке:

1. В тихой зоне парка не будем бегать и кричать, чтобы не распугать животных. Постараемся вести себя так, чтобы животные проявили к нам доверие.

2. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников, рвать цветы, ловить насекомых.

3. Постараемся определить названия животных, которых встретим, будем наблюдать за ними, фотографировать, слушать их голоса.

В конце урока учитель просит ответить на вопрос: «Кто живет в парке?» Ответ сопоставляется с выводом учебника (с. 27).

Дома предлагается выполнить задания № 3 и № 4 в рабочей тетради (с. 19).

Физкультминутки можно провести под мелодию музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных».

Рекомендации для занятий в семье. Погуляйте с ребенком по аллеям парка (для сельских жителей — в ближайшем лесу). Послушайте голоса птиц, постарайтесь определить встреченных животных, сфотографируйте их. Помогите ребенку выполнить задания № 3 и № 4 в рабочей тетради (с. 19).


Урок 46. В ЗООПАРКЕ

Задачи урока: познакомить детей с зоопарком как образовательным и научным учреждением, с некоторыми животными зоопарка, правилами поведения в зоопарке; развивать речь детей и их творческие способности.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что зоопарк — это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных», видеофрагмент фильма о московском зоопарке, слайды или демонстрационные карточки экзотических животных.

Предварительная работа. Если в городе есть зоопарк, организуйте туда экскурсию. Пригласите на урок сотрудника зоопарка для рассказа о целях организации зоопарков, наиболее интересных животных, правилах поведения в зоопарке. Подготовьте детей, которые выступят на уроке с сообщениями о животных зоопарка.

Ход урока

«Визитной карточкой» урока является мелодия музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных».

Во вступительной беседе задаются вопросы, подготавливающие детей к работе над новой темой: «Где могут жить животные? У нас в стране живет много диких животных, но не все. Например, у нас не живут обезьяны, слоны, жирафы, страусы, пингвины. Как и где мы можем их увидеть? (На иллюстрациях в книгах, в телепередачах, в кино, в зоопарке.) Итак, сегодня мы с вами заочно побываем в зоопарке».

Если приглашен работник зоопарка, то он рассказывает о своем учреждении, показывает либо видеофильм, либо слайды, беседует с детьми о правилах поведения в зоопарке. Если пригласить работника зоопарка невозможно, учитель проводит весь урок сам с опорой на впечатления детей, которые бывали в зоопарке.

Как и урок «В ботаническом саду», данный урок может быть проведен в форме воображаемой экскурсии по зоопарку. Путеводителем служат иллюстрации учебника, а экскурсоводом — учитель, который привлекает из числа учащихся помощников, заранее подготовивших сообщения о том или ином животном.

Начинается экскурсия с обсуждения вопроса о том, что можно, а чего нельзя делать посетителям зоопарка. (Нельзя бегать, шуметь, дразнить животных, кормить их, перелезать через ограду, просовывать руки в решетки.) Затем выполняется задание учебника (с. 28, вверху), которое проверяется по Приложению (с. 75). После этого можно перейти к более подробному знакомству с животными, изображенными на фотографиях: сначала с теми, которые живут в нашей стране, затем с обитателями других уголков Земли.

Воображаемая экскурсия завершается выяснением вопроса, для чего нужны зоопарки.

Поскольку дети гораздо чаще посещают зоопарки, чем ботанические сады, следует больше внимания уделить обсуждению личных впечатлений учащихся о посещении зоопарка. Возможно, кто-то бывал в зоопарках других городов или стран. Важно дать возможность высказаться как можно большему числу учащихся.

Учитель может дополнить материалы учебника показом видеофильма, слайдов, открыток, книг, сувениров, приобретенных в зоопарке, а также рассказом о деятельности зоопарков по сохранению исчезающих видов животных.

На следующем этапе урока выполняются задания рабочей тетради (с. 20—21). Задание № 1 лучше выполнить в парах с последующей коллективной проверкой; возможно — по вариантам: первый вариант вырезает и размещает изображения животных в овалах и кружках, второй — в прямоугольниках. Задания № 2 и № 3 предлагаются для индивидуальной работы. Задание № 3 можно выполнять по вариантам: первый вариант раскрашивает попугая, а второй — тигра.

В заключительной части урока учитель может загадать загадки об обитателях зоопарка, используя, в частности, известные стихи С. Я. Маршака:

 

Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. (Жираф) Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. На морях в былые годы Обгонял я пароходы. А теперь я здесь в саду Тихо плаваю в пруду. (Пингвин)
У нас просторный водоем. Мы с братом плаваем вдвоем. Вода прохладна и свежа. Ее меняют сторожа. Мы от стены плывем к стене То на боку, то на спине. Держись правее, дорогой, Не задевай меня ногой! (Белые медведи)

 

В конце урока делается вывод о том, что такое зоопарк, который сопоставляется с выводом в учебнике (с. 29).

Физкультминутки можно провести под музыку заставки к телепередаче «В мире животных» (дети изображают движения фламинго, пингвина, медведя, попугая).
Рекомендации для занятий в семье. Если есть возможность, сводите ребенка в зоопарк. Понаблюдайте за животными, особенно за теми, о которых шла речь на уроке. Сделайте фотографии.


Урок 47. ВОЙДЕМ В МУЗЕЙ!

Задачи урока: систематизировать и расширить представления детей о музее как хранителе культурных ценностей; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев; закрепить практические знания о правилах поведения в музее.

Планируемые достижения учащихся: понимание необходимости посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил.

Оборудование. У учителя — бирка «экскурсовод»; портреты А. В. Суворова и М. И. Кутузова; по возможности, запись исполнения вокального произведения Л. В. Собиновым либо запись произведения из его репертуара, магнитофон.

Предварительная работа. Подготовьте бирку «экскурсовод». Договоритесь с родителями о коллективном посещении музея. Предложите организовать музей класса (где будут собраны рисунки, поделки, фотографии, рассказывающие о жизни ребят), а также устраивать экспозиции предметов или книг (возможно и одного предмета), о которых захочет рассказать кто-то из детей.

Ход урока

Учитель начинает урок: «Сегодня волшебный клубочек приглашает нас в... А вот куда, вы сами догадаетесь. Послушайте разговор наших кукол-помощников: «Я буду задавать вопросы, а ты на них отвечать». — «Хорошо». — «Это место находится в городе или селе?» — «Оно может находиться и в городе, и в селе». — «Там живут или работают?» — «Там работают люди, а вот живут — угадай кто». Кукла просит помощи у ребят. Дети высказывают свои догадки: «Там живут вещи». — «А вещи дорогие?» — «Дорогие. Но для сердца и памяти». — «Там бывают гости?» — «Да». — «А на какую букву начинается название?» — «На “м”». — «Это магазин!» — «Нет. Вещи там не продаются». — «Почему?» — «Потому что они принадлежат всем людям». — «А зачем они людям?» — «Чтобы знать свое прошлое. Любоваться красотой. Думать. Познавать окружающий мир». — «Ничего не понимаю! Ребята, помогите!» Ученики высказывают предположения. Вместе с учителем определяют, что это музей.

Учитель: «Наши помощники все правильно сказали. В музее живут вещи. Дорогие. Но дорогие они не потому, что дорого стоят, а потому, что они дороги сердцу, памяти. Одни из них могут подарить посетителю новые знания, другие просто радуют глаз своей красотой. Третьи заставляют задуматься. Музеи бывают самые разные. Мы с вами уже побывали в музеях. Давайте вспомним, как назывались эти музеи. Что мы там увидели? Что вам особенно запомнилось? Почему?

Давайте теперь заглянем в залы того музея, в который поведет нас волшебный клубочек». Звучит торжественная маршевая музыка. Дети открывают учебники на с. 30—31. Учитель «ведет экскурсию по экспозиции». Называет экспонаты на с. 30, дает их краткое описание, зачитывает пояснения из Приложения (с. 76). Затем показывает портреты А. В. Суворова и М. И. Кутузова — кавалеров ордена Святого Георгия. Обращает внимание на ленточку, которая обвивает наградную серебряную Георгиевскую трубу, и объясняет, почему на ней чередуются черные и оранжевые полоски. (Черный цвет символизирует порох, оранжевый цвет означает пламя. Это цвета сражения на поле битвы.) Учитель просит запомнить, как выглядит ленточка, что означают цвета ее полосок. Это будет необходимо для следующего урока.

Далее учитель спрашивает детей, какой из экспонатов им понравился больше всего и почему. Предлагает желающим мальчикам «поработать экскурсоводами» и описать предметы на с. 31. (Отвечающему на грудь прикрепляется бирка «экскурсовод».) Звучит запись вокального произведения в исполнении Л. В. Собинова или другого певца-тенора, исполняющего произведение из репертуара прославленного артиста. Учитель помогает отвечающему вопросами: «Старинная это вещь или новая? Для чего служила? Как называется?» Дети также могут сами задавать вопросы. Учитель предлагает пофантазировать, кто мог быть хозяином той или иной вещи. Читает из Приложения (с. 76) рассказ о Л. В. Собинове. Спрашивает, что объединяет все эти разные предметы на одном развороте (эти предметы принадлежали мужчинам разного возраста и разных профессий, создают мужской облик), и уточняет, можно ли судить по предметам этой экспозиции, какие качества в мужчине всегда ценили люди? (Мужество, верность Родине, порядочность, трудолюбие, чувство долга, ответственность.)

Затем учитель предлагает детям «перейти в другой зал (с. 32—33 учебника), посмотреть другую экспозицию» и выяснить, какой теме она посвящена. Звучит нежная классическая музыка. Работа идет по такому же принципу, как в «мужском зале». Учитель исполняет роль экскурсовода, рассказывая о предметах на с. 32, затем предлагает одной из девочек (по желанию) провести экскурсию и рассказать детям о предметах женского туалета на с. 33 (так, как будто дама собирается пойти в театр). Можно сделать музыкальную заставку — отрывок из музыки к популярной оперетте. Дети-«посетители» задают вопросы, девочка-«экскурсовод» отвечает, а учитель помогает, если та затрудняется с ответом. Затем учитель спрашивает: «Какой теме посвящена экспозиция на с. 32—33? (Образ женщины в культуре прошлого времени.) Можно ли судить по предметам этой экспозиции, какие качества в женщине всегда ценили люди?» (Женственность, чистоту, умение уютно обустроить свой дом, аккуратность и изящество в одежде, заботливость, чувство долга, любовь к природе и культуре.)

В заключение учитель спрашивает «экскурсоводов», приятно ли им было вести экскурсию, как их слушали «посетители». Обсуждает с детьми правила поведения в музеях.

Учитель: «Представьте себе, ребята, что прошло много-много лет. Наступил XXII век. А в нашем классе организовали музей. И вот в него пришли посетители. (Учитель достает кукол-помощников.) Все им кажется необычным. Многое непонятно. Проведите для них экскурсию. Кто хочет попробовать свои силы первым?» Куклы выбирают предмет и задают вопросы желающим ответить.

Урок заканчивается выполнением задания № 1 в рабочей тетради (с. 22).

Учитель подводит итог: «В музее хранятся сокровища культуры и документы о людях — ее творцах. Рассматривать экспонаты музея нужно очень внимательно. Тогда они раскроют секреты красоты и мудрости».

Примечание. На следующем уроке можно инсценировать таким же образом посещение библиотеки и театра, чтобы познакомить детей с правилами поведения в других центрах культуры (кроме музея). Если есть возможность, сводите учащихся в настоящую библиотеку (в школьную, районную). Организуйте коллективное посещение спектакля в театре с детьми и их семьями. Выполните задания на с. 24—25 рабочей тетради.

Национально-региональный компонент. Организуйте с детьми импровизированный музей, в котором могут быть собраны реальные вещи, книги или рисунки, поделки детей, рассказывающие о самобытности вашего края, его традициях.

Физкультминутки можно провести по принципу игры «Море волнуется раз». После команды дети застывают в позах, изображающих те или иные музейные экспонаты (фарфоровые фигурки пастуха и продавщицы цветов, военный мундир и дамское платье, полковая труба и дамский зонтик).

Рекомендации для занятий в семье. Выполните вместе с ребенком задания № 2, 3, 4 в рабочей тетради (с. 23).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...