Урок 50. Россия — наша Родина
Задачи урока: представить детям образ Родины как великой духовной ценности; познакомить с Государственными символами России — гербом, флагом, гимном; формировать первоначальные представления о географической карте и глобусе. Планируемые достижения учащихся: уметь приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поется российский гимн. Оборудование. У учителя — Государственная символика России, запись Государственного гимна, магнитофон; карта России с отмеченными на прежних занятиях городами, глобус. У учащихся — ножницы, клей. Предварительная работа. Подготовьте изображения герба России, Государственного флага, запись Государственного гимна. Ход урока Урок начинают куклы-помощники: «Я сегодня слышал пословицу «На родной стороне весна красна». И никак не пойму, о чем в ней говорится». — «Как о чем? О родной стороне». — «А что это такое — родная сторона?» — «А мы об этом у ребят спросим». Учитель спрашивает у детей, как они понимают выражение «родная сторона». Дети рассуждают. Учитель: «Родная сторона по-другому называется... (Дети дополняют: «Родина».) А теперь давайте подумаем, какая бывает Родина. С чего она начинается?» Учитель продолжает: «Вот представьте себе, что живет семья. Мама, папа, дочь и сын. (Желающей паре — мальчику и девочке — учитель дает кукол.) Представим себе, что дети еще очень маленькие. Они не ходят ни в детский сад, ни в школу. Что для этих малышей будет родной стороной? (Семья.) И когда они вместе с мамой и папой, вместе с родными, то тогда им весело, хорошо, спокойно. Вспомните, мы с вами говорили, что самое важное в семье для нас всех. (Любовь, уважение друг к другу, взаимное понимание и помощь.) И когда это все есть, то и на душе у нас — весна. А что узнает ребенок в семье? Чему он учится? (Говорить — родной речи, узнает родные сказки, слышит родные песни.) Всему родному ребенок учится от родных людей. Значит, самой первой родной стороной, Родиной, человеку приходится родная семья. Но вот человечек подрастает. Он уже много гуляет, часто далеко от дома (конечно, тоже с родными), и узнает те места, где живет его семья. Он узнает родную улицу, район, а потом и родной город или село, где ему довелось родиться и жить. Вот для нас с вами какой город (село) родной? (Дети отвечают.) Кто помнит, где находится наш город на карте? (Ученик или учитель показывает расположение города на карте стенда, с которой дети работали на предыдущих занятиях.) Давайте сейчас каждый отметит его на карте в своей рабочей тетради на с. 30—31.
А что же дальше случается с ребенком? Он еще подрастает, становится умнее и самостоятельнее — таким, как вы. И узнает, что кроме его родного города или села существуют другие города. Вы, например, уже знаете много других городов. Кто помнит, о каких городах мы говорили с вами на уроках? (Желающие отвечают, показывают запомнившиеся города на карте, говорят, чем они запомнились. Все ученики работают в рабочей тетради, выборочно подписывая названия городов.) Ребята, раз эти города вам запомнились, значит, они тоже стали для вас родными. Эти города теперь тоже ваша родная сторона. А можем ли мы назвать жителей этих городов нашими земляками? (Да, они наши соседи по родной земле, родной стороне, родные по земле нашей общей страны.) Ребята, а кто знает, как называется наша родная земля, наша общая родная сторона, всех жителей которой мы можем назвать земляками?» (Россия.) Читающий ребенок читает название темы из учебника и заключительный абзац: «Россия — наша страна, где мы родились и живем. Велики и прекрасны ее просторы!»
Учитель: «Ребята, мы совсем забыли о том маленьком человеке, историю которого мы рассказывали. Что же с ним происходит дальше? Он вырастает, много и хорошо учится, выбирает себе профессию. Как вы думаете, какую? Профессию космонавта. И однажды, после долгих тренировок и занятий, он на космическом аппарате поднимается в космос. И что он видит из окна-иллюминатора своего космического корабля? (Дети высказывают предположения.) Он видит прекрасный голубой шар. Это Земля, на которой мы все живем, где находится и наша страна — Россия. (Учитель обращает внимание детей на глобус, приводит его в движение.) Космонавт смотрит на нее, любуется и думает о том, что где-то там, на этом прекрасном голубом шаре, его Родина. И он вспоминает, что там, в России, сейчас весна. Как вы думаете, какие картины ему представятся? Что он вспомнит? (Дети отвечают. Учитель вопросами подводит их к пониманию второго значения слова «красный» — красивый, прекрасный.) А когда космонавт вернется на землю, то в честь него на космодроме будет звучать гимн нашей страны, гимн России. Будет развеваться на ветру ее флаг. И обязательно будет герб России». Во время рассказа учитель прикрепляет к доске или стенду изображения Государственной символики России и говорит: «Ребята, вы знаете, как нужно вести себя, когда исполняется гимн России? Сейчас я включу запись гимна, и все мы будем слушать его так, как слушают свой Государственный гимн в каждой стране на Земле: стоя, с почтением. Так же ведут себя при поднятии Государственного флага». Дети встают из-за парт. Учитель включает запись Государственного гимна (в зависимости от общего настроения класса дает полную запись либо постепенно сводит звучание на нет). Он спрашивает о том, какими словами можно описать музыку гимна. (Музыка торжественная, величественная, она похожа на великие просторы, которые Россия занимает на земном шаре.) Дети садятся за парты. Далее учитель разучивает с ними куплет гимна, предлагаемый в учебнике. Учащиеся прочитывают его хором или по возможности поют в сопровождении записи. Затем вырезают из Приложения рабочей тетради (с. 57) и наклеивают на с. 30—31 герб и флаг России.
Учитель: «Ребята, в нашей рабочей тетради (с. 31) есть загадка. Давайте ее прочитаем. Если вы сумеете отгадать, то сразу же запишем ответ. Если нет, то вы подумаете над ней дома». Учитель или кто-то из читающих учеников читает загадку, дети высказывают предположения. Учитель: «Ну вот, мы завершили первый урок нового раздела. Давайте прочитаем его название на шмуцтитуле, рассмотрим фотографии (с. 41)». Кукла-помощник: «Подождите, подождите, вы же не объяснили мне пословицу!» Учитель: «Ребята, как же можно объяснить ее смысл? Кто попробует?» (Там, где ты родился, на Родине, лучше всего.) Национально-региональный компонент. Обсудите с детьми, в чем заключается исключительная роль вашего региона для всей страны, в чем его уникальность. Физкультминутки можно провести по принципу следующей игры:
Дети произносят текст и в такт шагают на месте. После произнесения последних слов учитель показывает на кого-то из детей, и тот стучит по парте задуманное число раз (не больше 10). Тот из детей, кто первым правильно назовет число, становится в следующий раз ведущим. Рекомендации для занятий в семье. Завершите задание № 3 на с. 31 в рабочей тетради — вырежьте и приклейте фотографию столицы России из Приложения (с. 57). Помогите ребенку отгадать загадку и записать отгадку (задание № 4 на с. 31 в рабочей тетради).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|