Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 51. Москва — столица России




Задачи урока: представить детям образ сердца России — Москвы как великой духовной ценности; познакомить с главными московскими достопримечательностями — Кремлем и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над темными силами зла.

Планируемые достижения учащихся: уметь по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия; знать образ герба Москвы и своего города (области).

Оборудование. У учителя — символика Москвы, герб населенного пункта (края), в котором находится школа; материалы прошлых уроков «Мы помним наших земляков», «Россия — наша Родина», «Красота любимого города»; магнитофон, запись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов; набор открыток или значков с видами Москвы; флажок для карты. У учащихся — ножницы, клей.

Предварительная работа. Подготовьте наглядные материалы предыдущих уроков, магнитофонные записи, комплект открыток или значков.

Ход урока

Урок начинается с того, что учитель проверяет, как дети выполнили домашнее задание прошлого урока — в рабочей тетради приклеили фотографию Москвы. Спрашивает, может ли кто-нибудь узнать здания на фотографии. Если ответов нет, учитель предлагает прочитать название темы в учебнике, объясняя, что это надпись на билете для путешествия, и говорит: «Мы побываем вслед за волшебным клубочком в Москве, и тогда вы сможете найти ответ на мой вопрос». Спрашивает, кто мог бы показать расположение Москвы на карте России. Помогает одному из учеников прикрепить опознавательный значок на карту.

Учитель: «Сегодня волшебный клубочек поведет нас в город, о котором говорят так: «Москва — белокаменная, златоглавая, краснозвонная, хлебосольная да приветливая». Давайте пройдем по самому центру Москвы, по Кремлю и Красной площади, и разберемся, что значит каждое из этих слов».

Учитель последовательно выписывает на доске каждое из определений. Разбирает их значение с детьми, опираясь на наблюдения детей во время «прогулки» по Москве: «Сначала «прогуляемся» по старинной Москве — рассмотрим старинные рисунки слева, на с. 44 учебника. (Учитель и дети отмечают, что и в прежние времена Москва была украшена величественными зданиями.) Но хочется узнать, что это за здания. Для этого побываем в современной Москве. Встречает нас Москва в наши дни так же, как и прежде, хлебом с солью. Что изменилось? Что осталось прежним? Попробуем найти одинаковые здания на старинных рисунках и современных фотографиях, где есть подписи. Сравним изображения и так узнаем, какие именно здания мы увидели в старинном Кремле и на Красной площади.

А еще Москва по особенному разговаривает с горожанами и своими гостями. (Учитель включает запись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов.) На что похож голос города? (На биение большого сердца.)

Вот теперь мы сможем ответить, что значат слова о Москве. Почему Москву назвали белокаменной, златоглавой, краснозвонной, хлебосольной? (За каждый правильный ответ учащиеся получают открытку с видом Москвы или значок.)

Москва — столица России. Кто знает, что значит слово «столица»? (Столица — главный город страны.) Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным?» (Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.)

Учитель вывешивает на доске изображение герба Москвы и говорит: «Вот и в гербе Москвы изображен герой — святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные. (Белый, красный, синий, золотой.) Что они могут значить?» (Золотой — цвет хлеба, золото куполов; синий — цвет мирного неба; красный — цвет победы, силы; белый — цвет чистоты, добра. А все вместе напоминает хлеб-соль на красной скатерти — знак уважения к гостям, открытой, щедрой души города.)

Далее дети выполняют задания № 1, 2, 3 в рабочей тетради (с. 32—33).

Учитель делает вывод: «Москва — столица России. В каждой стране есть главный город, столица. Теперь мы знаем, чем интересна Москва, чем она примечательна».

Национально-региональный компонент. Учитель: «А чем примечателен наш родной город (село)? Чем мила нам наша родная сторона? За что мы любим наш родной город (село)? Давайте вспомним, о чем мы говорили на наших уроках. О чем рассказывали вам дома? Что вы сами заметили, гуляя по нашим улицам? Представьте себе, что вас об этом спрашивают люди, приехавшие из другой страны, и вам нужно рассказать все самое лучшее. Рассказать так, чтобы гости тоже полюбили наш город». Дети рассказывают, а учитель помогает, используя наглядный материал прошлых уроков (материалы стендов, фотографии, детские рисунки). Предлагает примерно показать на карте расположение родного города (села) и определить, насколько далеко он находится от Москвы. Учитель: «Мы столько хорошего сказали о нашем городе. Как вы думаете, сумеют ли жители других городов найти такие же сердечные слова для своих городов, для своей малой Родины? В наших сердцах главный город тот, в котором мы родились. Давайте рядом с гербом Москвы поместим герб нашего родного города. Кто из вас знает, как он выглядит, когда возник, что означает?» Учитель рядом с гербом Москвы вывешивает изображение герба города, рассказывает о нем и выслушивает ответы детей. Затем предлагает выполнить вторую часть задания № 3 на с. 33 рабочей тетради.

Физкультминутки проводятся по принципу игры в хлопки. Дети стоят парами у столов и хлопают в ладоши в такт считалки:

 

Катилася торба с великого горба. В этой торбе — Хлеб, соль, вода, пшеница. С кем ты хочешь поделиться? Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей!

 

Кто в конце текста вслед за последним хлопком успеет первым произнести имя своего партнера, тот и «поделился».

Рекомендации для занятий в семье. Выполните с детьми задание № 4 на с. 33 рабочей тетради.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...