Ключ к тесту. Упражнение «Я – лидер». 9. Природа конфликтов и пути их разрешения. 9. 1. Конфликт как особая форма взаимодействия
Ключ к тесту
Обработка (интерпретация) результатов 1. Впишите по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа. 2. Найдите сумму баллов по каждому из I – VIII столбцов. 3. Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли Вы чаще выполняете в группе. Характеристика ролей в команде: I – председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения. Свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный. Тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе. II – формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое. Свойства: динамичный, решительный, напористый. Тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе. I и II – два противоположных подхода к общему управлению группой. III – генератор идей. Функции: источник идей. Свойства: умен, богатое воображение, креативность[7]. Тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи. IV – оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль. Свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.
V – организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы. VI – организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы. Свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность. Тип: эмпативный[8] и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы. VII – исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой. Свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный. Тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий. VIII – завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца. Свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность. Тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности. Упражнение «Я – лидер» Вспомните известных Вам людей, которых Вы считаете лидерами. Какими качествами обладают эти люди? Напишите выделенные качества. Выберите из этих характеристик те, которые Вы считаете важными для лидера, расположите их в порядке значимости. Оцените по 10-бальной шкале, в какой степени лидерские качества развиты у Вас. Наметьте программу работы над развитием лидерских качеств, имеющих наименьшую оценку. Вопросы для самопроверки: 1. Дайте характеристику понятия «социальная группа». 2. Какие виды групп Вы знаете? 3. Дайте социально-психологическую характеристику малой организованной группе. 4. Какие уровни в своем развитии может проходить группа? 5. Каково содержание понятий: «лидерство», «лидер»? 6. Охарактеризуйте лидеров с различной самооценкой. 7. Раскройте содержание понятия «авторитет лидера».
8. Охарактеризуйте психологические типы лидеров и стили лидерского поведения. 9. Дайте характеристику групповой эффективности. 9. ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 9. 1. Конфликт как особая форма взаимодействия В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Отметим важнейшие моменты данного определения: · во-первых, под конфликтными подразумеваются те взаимодействия и отношения, в которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности; · во-вторых, можно выделить внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликт, в зависимости от того, в каком пространстве возникли и развиваются объективные противоречия; · в-третьих, конфликт сопровождается для его участников негативными эмоциональными состояниями, осложняющими и без того непростую ситуацию объективного противоречия. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. Выделяют четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию (Петровская Л. А., 1977). Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуаций и инцидента. Конфликтная ситуация – объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия. Конфликтная ситуация имеет весьма пределенную структуру. В объективной конфликтной ситуации присутствуют объект конфликта – реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора, и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция – эта та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам (так чаще всего называются участники конфликтного взаимодействия). Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться вконфликт.
Отметим, что внутренняя позиция зачастую скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъекта, так как является неосознаваемой. Забегая вперед, скажем, что осознание внутренней мотивации – это важный шаг к продуктивному разрешению конфликта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|