Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключ к тесту. Упражнение «Я – лидер». 9. Природа конфликтов и пути их разрешения. 9. 1. Конфликт как особая форма взаимодействия




Ключ к тесту

Вопросы

Роли

I II III IV V VI VII VIII
Г Е В З Ж Б А Д
Б Д Ж Г А Е В З
А В Г Ж З Д Е Б
З Б Д В Г А Ж Е
Е Г З А Б В Д Ж
В Ж А Д Е Б З Г
Ж А Е Б Д З Г В
Сумма

Обработка (интерпретация) результатов

1. Впишите по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа.

2. Найдите сумму баллов по каждому из I – VIII столбцов.

3. Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие сум­мы. Эти роли Вы чаще выполняете в группе.

Характеристика ролей в команде:

I –  председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения. Свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный. Тип: спокойный, стабильный тип лич­ности, нуждается в высокомотивированной группе.

II –  формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия чле­нов группы в единое целое. Свойства: динамичный, решитель­ный, напористый. Тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе.

I и II – два противоположных под­хода к общему управлению группой.

III –  генератор идей. Функции: источник идей. Свойства: умен, богатое воображение, креативность[7]. Тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое бу­дет воспринимать его идеи.

IV –  оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль. Свойства: аналитичность, интеллектуаль­ность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реально­сти; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V – организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личнос­ти, нуждается в предложениях и идеях группы.

VI – организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы. Свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность. Тип: эмпативный[8] и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном кон­такте со всеми членами группы.

VII – исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой. Свойства: общительный, увлекающийся, энер­гичный, привлекательный. Тип: «напористый экстраверт», нуж­дается в свободе действий.

VIII – завершитель. Функции: побуждает группу все делать вов­ремя и до конца. Свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность. Тип: педантичный тип личнос­ти, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

Упражнение «Я – лидер»

Вспомните известных Вам людей, которых Вы считаете лидерами. Какими качествами обладают эти люди? Напишите выделенные качества.

Выберите из этих характеристик те, которые Вы считаете важными для лидера, расположите их в порядке значимости.

Оцените по 10-бальной шкале, в какой степени лидерские качества развиты у Вас. Наметьте программу работы над развитием лидерских качеств, имеющих наименьшую оценку.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте характеристику понятия «социальная группа».

2. Какие виды групп Вы знаете?

3. Дайте социально-психологическую характеристику малой организованной группе.

4. Какие уровни в своем развитии может проходить группа?

5. Каково содержание понятий: «лидерство», «лидер»?

6. Охарактеризуйте лидеров с различной самооценкой.

7. Раскройте содержание понятия «авторитет лидера».

8. Охарактеризуйте психологические типы лидеров и стили лидерского поведения.

9. Дайте характеристику групповой эффективности.

9. ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

9. 1. Конфликт как особая форма взаимодействия

В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.

Отметим важнейшие моменты данного определения:

· во-первых, под конфликтными подразумеваются те взаимодействия и отношения, в которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности;

· во-вторых, можно выделить внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликт, в зависимости от того, в каком пространстве возникли и развиваются объективные противоречия;

· в-третьих, конфликт сопровождается для его участников негативными эмоциональными состояниями, осложняющими и без того непростую ситуацию объективного противоречия.

    Конфликт (от лат. conflictus столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Выделяют четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию (Петровская Л. А., 1977). Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуаций и инцидента.

Конфликтная ситуация – объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон.

По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия. Конфликтная ситуация имеет весьма пределенную структуру. В объективной конфликтной ситуации присутствуют объект конфликта – реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора, и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте.

Внешняя позиция – эта та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам (так чаще всего называются участники конфликтного взаимодействия). Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться вконфликт.

Отметим, что внутренняя позиция зачастую скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъекта, так как является неосознаваемой. Забегая вперед, скажем, что осознание внутренней мотивации – это важный шаг к продуктивному разрешению конфликта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...