Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.2. Стадии развития конфликта




9. 2. Стадии развития конфликта

В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиции можно привести типичный конфликт подростка и взрослого, в котором за внешне агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости своего «Я», неосознаваемая им самим. Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента.

Инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия вих интересах и целях.

Инцидент – это осознаниеконфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах: скрытый инцидент разворачивается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях; открытый инцидент разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу. Динамика конфликта, то есть закономерности его развития находятся в полном соответствии с его структурой. Можно выделить четыре основных стадии развития конфликта:

1 стадия – возникновение конфликтной ситуации;

2 стадия – осознание конфликта;

3 стадия – конфликтные действия;

4 стадия – разрешение конфликта.

Появлением объективного противоречия в целях и интересах участников, становится для них психологической реальностью после осознания противоречия, проходит стадию конфликтных действий и приходит к определенному разрешению. Естественно, что две промежуточные стадии не являются обязательными.

На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур конфликта. Объект конфликта, как правило, расширяется за счет «втягивания» в конфликт близлежащих зон взаимоотношений (так, конфликт из деловой сферы переходит в личностную, область несовпадений мнений кажется его участникам гораздо шире, чем вначале). Изменяются и стороны конфликта. В частности, они меняют свой статус по отношению к оппоненту (попытки давить по служебной линии, через юристов, суд, общественность) и привлекают на свою сторону сочувствующих, за счет чего межличностный конфликт очень часто превращается в межгрупповой.

Изучая конфликт с самых различных точек зрения, исследователи выделяют различные основания для классификации его типов (табл. 9).

Таблица 9

Классификация конфликтов

Типизация конфликтов Виды конфликта
По сферам проявления   · экономические · идеологические · социально-бытовые · семейно-бытовые
По субъектам взаимодействия   · внутриличностные · межличностные · личность-группа · межгрупповые
По социальным последствиям · конструктивные · деструктивные
По масштабу · общие · локальные
По длительности и напряженности конфликта · бурные быстротекущие · острые длительные · слабовыраженные вялотекущие · слабовыраженные быстротекущие

 

Конфликт может выполнять как деструктивную, так и конструктивную функции.

Конфликт деструктивен, если он:

· уводит в сторону от решения более важных проблем и дел,

· укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс,

· поляризует различия в ценностных ориентациях,

· вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.

Конфликт конструктивен, если он:

· раскрывает важную проблему,

· вовлекает индивидов в решение проблемы,

· дает выход скопившимся негативным эмоциям,

· помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

Таким образом, конфликты представляют собой сложное социально-психологическое явление. Они отличаются большим разнообразием. Анализ и оценка конфликтов предполагает их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам.

Предложенная классификация не является исчерпывающей. Однако с практической точки зрения, классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценивать возможные пути их разрешения.

9. 3. Условия конструктивного разрешения конфликтов

Многие конфликты могут быть разрешены еще на стадии их объективного возникновения за счет постоянного и глубокого анализа всей системы связей людей данной группы или коллектива, прогнозирования конфликтогенного влияния всех производимых изменений, тщательного продумывания заинтересованными сторонами своих шагов и слов. Для анализа и поисков путей выхода из конфликтной ситуации мы можем применить следующий алгоритм (рис. 8).

 

1. Оценка информации по следующим проблемам:

· объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);

· оппонент (общие данные о нем, его психологические особенности; цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем – нет и др. );

· собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др. );

· причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;

· вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, «как он воспринимает меня», «мое представление о конфликте» и т. д. ).

2. Прогноз вариантов разрешения конфликта:

· наиболее благоприятное развитие событий;

· наименее благоприятное развитие событий;

· наиболее реальное развитие событий;

· как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте.

3. Мероприятия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив и новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок).

4. Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы:

· зачем я это делаю?

· чего хочу добиться?

· что затрудняет реализацию намеченного плана?

· справедливы ли мои действия?

· какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта?

5. По завершении конфликта целесообразно:

· проанализировать ошибки собственного поведения;

· обобщить полученные знания и опыт решения проблемы;

· попытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом;

· снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими;

· минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственном состоянии, деятельности и поведении.

Большое значение имеет выбор стратегии разрешения конфликта. Наиболее эффективными являются компромисс и сотрудничество.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными и простить. Компромисс эффективен в случаях:

- понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями;

- наличия взаимоисключающих интересов;

- удовлетворения временным решением;

- угрозы потерять все.

Сегодня компромисс – наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в следующем:

· заявить, что конфликт невыгоден обоим конфликтующим;

· предложить конфликт прекратить;

· признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте (они наверняка есть, и признать их для Вас почти ничего не стоит);

· сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для Вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных вещах;

· высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны оппонента (они, как правило, касаются Ваших основных интересов в конфликте);

· спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их;

· если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно оно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников. Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу «принципиальных переговоров». Он сводится к следующему:

· отделение людей от проблемы: разграничьте взаимоотношения с оппонентом от проблемы; поставьте себя на его место; не идите на поводу своих опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми по отношению к проблеме и мягкими к людям;

· внимание интересам, а не позициям: спрашивайте «почему? » и «почему нет? »; фиксируйте базовые интересы и их множество; ищите общие интересы; объясняйте жизненность и важность Ваших интересов; признавайте интересы оппонента частью проблемы;

· предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единственный ответ на проблему; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона;

· используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только принципу; по каждой части проблемы используйте объективные и справедливые критерии.

Если Вы оказались участником конфликта, то лучше пойти по пути его конструктивного разрешения. К условиям конструктивного разрешения конфликтов относятся: прекращение конфликтного взаимодействия, поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов, снижение интенсивности негативных эмоций, выявление и признание собственных ошибок, объективное обсуждение проблемы, учет статусов (должностного положения) друг друга, выбор оптимальной стратегии разрешения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...