9.2. Стадии развития конфликта
9. 2. Стадии развития конфликта В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиции можно привести типичный конфликт подростка и взрослого, в котором за внешне агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости своего «Я», неосознаваемая им самим. Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента. Инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия вих интересах и целях. Инцидент – это осознаниеконфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах: скрытый инцидент разворачивается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях; открытый инцидент разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу. Динамика конфликта, то есть закономерности его развития находятся в полном соответствии с его структурой. Можно выделить четыре основных стадии развития конфликта: 1 стадия – возникновение конфликтной ситуации; 2 стадия – осознание конфликта; 3 стадия – конфликтные действия; 4 стадия – разрешение конфликта. Появлением объективного противоречия в целях и интересах участников, становится для них психологической реальностью после осознания противоречия, проходит стадию конфликтных действий и приходит к определенному разрешению. Естественно, что две промежуточные стадии не являются обязательными. На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур конфликта. Объект конфликта, как правило, расширяется за счет «втягивания» в конфликт близлежащих зон взаимоотношений (так, конфликт из деловой сферы переходит в личностную, область несовпадений мнений кажется его участникам гораздо шире, чем вначале). Изменяются и стороны конфликта. В частности, они меняют свой статус по отношению к оппоненту (попытки давить по служебной линии, через юристов, суд, общественность) и привлекают на свою сторону сочувствующих, за счет чего межличностный конфликт очень часто превращается в межгрупповой.
Изучая конфликт с самых различных точек зрения, исследователи выделяют различные основания для классификации его типов (табл. 9). Таблица 9 Классификация конфликтов
Конфликт может выполнять как деструктивную, так и конструктивную функции. Конфликт деструктивен, если он: · уводит в сторону от решения более важных проблем и дел, · укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс, · поляризует различия в ценностных ориентациях, · вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение. Конфликт конструктивен, если он: · раскрывает важную проблему, · вовлекает индивидов в решение проблемы, · дает выход скопившимся негативным эмоциям, · помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт. Таким образом, конфликты представляют собой сложное социально-психологическое явление. Они отличаются большим разнообразием. Анализ и оценка конфликтов предполагает их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам.
Предложенная классификация не является исчерпывающей. Однако с практической точки зрения, классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценивать возможные пути их разрешения. 9. 3. Условия конструктивного разрешения конфликтов Многие конфликты могут быть разрешены еще на стадии их объективного возникновения за счет постоянного и глубокого анализа всей системы связей людей данной группы или коллектива, прогнозирования конфликтогенного влияния всех производимых изменений, тщательного продумывания заинтересованными сторонами своих шагов и слов. Для анализа и поисков путей выхода из конфликтной ситуации мы можем применить следующий алгоритм (рис. 8).
1. Оценка информации по следующим проблемам: · объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон); · оппонент (общие данные о нем, его психологические особенности; цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем – нет и др. ); · собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др. ); · причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту; · вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, «как он воспринимает меня», «мое представление о конфликте» и т. д. ). 2. Прогноз вариантов разрешения конфликта: · наиболее благоприятное развитие событий; · наименее благоприятное развитие событий; · наиболее реальное развитие событий; · как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте.
3. Мероприятия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив и новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок). 4. Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы: · зачем я это делаю? · чего хочу добиться? · что затрудняет реализацию намеченного плана? · справедливы ли мои действия? · какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта? 5. По завершении конфликта целесообразно: · проанализировать ошибки собственного поведения; · обобщить полученные знания и опыт решения проблемы; · попытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом; · снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими; · минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственном состоянии, деятельности и поведении. Большое значение имеет выбор стратегии разрешения конфликта. Наиболее эффективными являются компромисс и сотрудничество. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными и простить. Компромисс эффективен в случаях: - понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; - наличия взаимоисключающих интересов; - удовлетворения временным решением; - угрозы потерять все. Сегодня компромисс – наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в следующем: · заявить, что конфликт невыгоден обоим конфликтующим; · предложить конфликт прекратить; · признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте (они наверняка есть, и признать их для Вас почти ничего не стоит);
· сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для Вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных вещах; · высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны оппонента (они, как правило, касаются Ваших основных интересов в конфликте); · спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их; · если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан. Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно оно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников. Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу «принципиальных переговоров». Он сводится к следующему: · отделение людей от проблемы: разграничьте взаимоотношения с оппонентом от проблемы; поставьте себя на его место; не идите на поводу своих опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми по отношению к проблеме и мягкими к людям; · внимание интересам, а не позициям: спрашивайте «почему? » и «почему нет? »; фиксируйте базовые интересы и их множество; ищите общие интересы; объясняйте жизненность и важность Ваших интересов; признавайте интересы оппонента частью проблемы; · предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единственный ответ на проблему; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона; · используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только принципу; по каждой части проблемы используйте объективные и справедливые критерии. Если Вы оказались участником конфликта, то лучше пойти по пути его конструктивного разрешения. К условиям конструктивного разрешения конфликтов относятся: прекращение конфликтного взаимодействия, поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов, снижение интенсивности негативных эмоций, выявление и признание собственных ошибок, объективное обсуждение проблемы, учет статусов (должностного положения) друг друга, выбор оптимальной стратегии разрешения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|