8.2. Групповая динамика и лидерство в группе
Развитие малой организованной группы идет от низших уровней к высшим. Высшим уровнем развития группы считается коллектив. От момента, когда ряд незнакомых людей собирается вместе для совместной деятельности, до периода, когда малую организованную группу можно назвать коллективом, проходит иногда значительное время. На пути становления коллектива группа сплачивается, развиваются внутригрупповые связи, соответствующие развитию групповой деятельности. В зависимости от характера совместной деятельности, от степени внутреннего единства можно выделить уровни развития группы: 1. Ассоциация. Люди объединены общей целью, но не все в равной мере принимают ее, деятельность группы осуществляется, хотя действия ее членов разобщены. Группа постоянно нуждается во вмешательстве руководителя, актив ее только начинает складываться. Личностные отношения устанавливаются довольно быстро, но в форме приятельских компаний, они не определяются делом. 2. Кооперация. Более четко выражено единство действий членов группы, существуют единые взгляды на основные ее ценности, стремление к ним. Группа обладает реально и успешно функционирующей организованной структурой. Личностные отношения и общение носят деловой характер, подчинены достижению общих целей. Однако на этом уровне еще не очень значима направленность деятельности группы, и поэтому возможно как положительное ее развитие – к коллективу, так и отрицательное – к корпорации. 3. Коллектив. Ядром его жизни становится совместная деятельность. Характерной чертой коллектива является сплоченность. Она проявляется в том, что все помыслы и чувства, все усилия ее членов объединены стремлением к достижению общей цели. Групповые нормы и ценности реализуются в практических действиях при выполнении совместной деятельности. Деловые отношения максимально слаженны, четки, обеспечивают взаимодействие всех членов группы. Личностные отношения, с одной стороны, опосредованы делами, с другой – достаточно широки, гуманны, характеризуются чуткостью и внимательностью, доброжелательностью членов коллектива друг к другу. Каждый член группы чувствует себя ее частицей, удовлетворен своим положением в группе, готов к самоотдаче ради общих интересов дела.
4. Корпорация. Группа характеризуется организационной сплоченностью, четким взаимодействием, но замкнута, оторвана от других групп, ее деятельность направлена на узкогрупповые цели. В корпорациях нет согласованности цели с целями и задачами общества. Групповые цели могут быть даже антисоциальны (например, в религиозных сектах). Отношение членов группы к общему делу, друг к другу, к самим себе составляет психологический климат. При здоровом психологическом климате деловые отношения являются ведущими. Они обеспечивают нужное взаимопонимание, сочетаются с высокой дисциплинированностью, ответственностью, взаимной требовательностью, взаимопомощью, товариществом и поддержкой. Личностные отношения характеризуются теплотой, симпатией, высокой культурой общения, отсутствием психической напряженности и отрицательных эмоций. В русском языке слово «лидер» описывает весьма широкий круг явлений, это слово относят не только к людям, но и к товарам, организациям, занимающим главенствующее положение среди себе подобных. Слово «лидер» заимствовано из английского языка «leader» (ведущий, руководитель) – суффиксальное производное от «to leader» – «вести», «возглавлять». Лидер – это член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных участников группы.
Важнейшим основанием для эффективного управления людьми является создание условий для реализации ее участниками трех статусов: социального, служебного, персонального. Социального – соблюдение личностных прав; служебного – четкая регламентация служебных прав и обязанностей, использование его в соответствии с профессиональной квалификацией; персонального статуса – удовлетворенность работника своими отношениями в группе, расположенность к проявлению своих способностей и склонностей. Самому руководителю важно обладать тремя достоинствами: доступностью, доброжелательностью, добропорядочностью. Чтобы обладать этим надо: искренне уважать людей, быть принципиально требовательным к себе и адекватно воспринимать критические замечания в свой адрес. Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы. Социальные психологи установили, что всех лидеров можно разделить на три группы в зависимости от их самооценки. Лидер с низкой самооценкой оказывается более зависимым от мнения других людей. Лидер с заниженной самооценкой испытывает постоянное недовольство собой, это и может быть той силой, что толкает его на взятие все новых и новых барьеров. Он как бы все время доказывает самому себе, что он чего-то стоит, однако взятые барьеры его уже не радуют. И он стремится к новым, чтобы вновь удостовериться в собственной значимости. Заниженная самооценка толкает лидера на «великие» завоевания, неожиданные для окружения экстравагантные решения. Стремление к власти такого лидера нередко и есть одна из возможных компенсаций его низкой самооценки. Лидер с высокой самооценкой менее зависим от внешних обстоятельств. Он имеет более стабильные внутренние стандарты, на которых и основывает свою самооценку. Лидер с завышенной самооценкой переоценивает собственные качества, нередко не замечает внешней и внутренней реакции на свое поведение. Он упивается собственным успехом, как бы он ни был мал, и относится к критике как к нападкам на него его злобствующих завистников. У него явно нарушена обратная связь между ним самим и его деятельностью и поведением.
Лидер с адекватной самооценкой – наилучший вариант для такой социальной роли. Его деятельность и поведение не мотивируются стремлением к самоутверждению. Обратная связь между последствиями его деятельности и поведения и ним самим работает надежно. Такой лидер, как правило, уважительно и высоко оценивает других лидеров. Он не боится, что его унизят, обойдут. Он твердо знает собственную значимость, считает себя не хуже других, с кем ему приходится взаимодействовать. В совместной деятельности он выбирает стратегию, которая дает ему взаимную выгоду и позволяет добиваться поставленных целей оптимальными средствами. Отсутствие у него невротического компонента в самооценке приводит, как правило, к отсутствию такового и в его деятельности, и в его поведении. Общий психологический тип лидера складывается из компонентов: · эмоциональность (эмоциональный лидер); · деловитость (деловой лидер); · информированность (информационный лидер). Эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». Деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела. Информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию. Поведение лидера в группах характеризуется определенными стилями, некоторые из них считаются классическими. Авторитарный стиль –жесткое единоличное принятие лидером всех решений (минимум демократии), жесткий постоянный контроль за выполнением решений (максимум контроля); подавление инициативы последователей, отсутствие и даже игнорирование интереса к последователям, как к личностям, их потребностям, их индивидуальным особенностям. Выраженная ориентация на задачу, на дело. Кооперативный (коллегиальный, демократический) стиль – принятие решений на основе обсуждения проблемы, с учетом мнений и инициативы последователей (максимум демократии); выполнение решений – обеими сторонами, то есть лидером и последователями (максимум контроля); интерес лидера и доброжелательное внимание к личности последователей, учет их интересов, потребностей, психологических особенностей. Выраженная ориентация на людей.
Тренерский стиль –систематическое выяснение лидером сильных и слабых сторон последователей, попытка научить их самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять, недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Ориентация на людей. Нейтральный (либеральный, попустительский) стиль –с одной стороны, максимум демократии, с другой – минимум контроля. Выраженное безразличие как к делам группы (к задачам), так и к последователям, к их интересам, потребностям, к индивидуальным особенностям (людей). Поведение лидера в группе проявляется в различных тактических приемах. К ним, в частности, относятся следующие. Рациональное убеждение –лидер использует логические аргументы и факты, чтобы убедить последователей в выполнимости поставленных задач. Вдохновляющий призыв –лидер выдвигает предложение, которое вызывает энтузиазм у последователей в силу того, что оно соответствует их ценностям, идеалам и ожиданиям или усиливает их веру в собственные силы. Обращение за советом –лидер стремится привлечь последователей к планированию стратегии, к активному проведению изменений и ждет от людей поддержки. Обмен –лидер предлагает последователям обмен услугами или различные блага в ответ на их участие в выполнении задачи. Личный призыв –лидер апеллирует к чувствам лояльности и дружбы людей как мотиву их участия в выполнении задачи. Коалиционирование –лидер ищет помощи у других, чтобы убедить своих последователей принять участие в выполнении задачи. Легитимизация –лидер оправдывает свое предложение ссылками на собственный авторитет или доказывает соответствие предложения практике, правилам, традициям, нормам. Принуждение –лидер использует требования, жесткие напоминания или угрозы, чтобы заставить последователей выполнить задачу так, как он того требует.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|