Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

частная физиология центральной нервной системы

Учебное пособие

 

 

Уфа

                                             

УДК 612. 8(075. 8)

ББК 28. 707. 3 я 7

Ч-25

 

           Рецензенты:

1. Зав. кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО Южно-Уральского государственного медицинского университета МЗ РФ, академик РАН, профессор Захаров Ю. М.

2. Зав. кафедрой нормальной физиологии ГБОУ ВПО Оренбургской государственной медицинской академии МЗ РФ, профессор, д. м. н. Мирошниченко И. В.

 

 

Частная физиология центральной нервной системы: учебное пособие  / сост.: А. Ф. Каюмова, О. В. Самоходова, Г. Е. Инсарова, И. Р. Габдулхакова. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2015. - 49 с.          

Учебное пособие составлено на основании рабочей программы (2015 г. ), действующего учебного плана (2014 г. ) и в соответствии с требованиями ФГОС ВО  по специальности 31. 05. 01. – Лечебное дело.

Учебное пособие является дополнением к основному учебнику. В издании на современном и доступном уровне излагаются теоретические вопросы частной физиологии центральной нервной системы. Даны вопросы к собеседованию, практические работы, примеры тестовых заданий и ситуационных задач, перечень основной и дополнительной литературы, вопросы к итоговому занятию, а также эталоны ответов к тестовым заданиям и ситуационным задачам.

Пособие предназначено для аудиторной работы обучающихся по специальности 31. 05. 01. – Лечебное дело дисциплины «Нормальная физиология».

Рекомендовано в печать Координационным научно-методическим советом и утверждено решением Редакционно-издательского совета ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России.

 

 

УДК 612. 8(075. 8)

ББК 28. 707. 3 я 7

 

                                                                                                                          

                                                  

 

© А. Ф. Каюмова, О. В. Самоходова, Г. Е. Инсарова, И. Р. Габдулхакова 2015

                                                      © ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I. Введение…………………………………………………………..... ……. 4

 

II. Физиология вегетативной нервной системы……. ………….. …. …... …. 7

 

III. Роль ЦНС в регуляции позы и движения……………………………... 18

 

IV. Тестовые задания………… …………………. ………. ………. ………. 34

 

 

V. Эталоны ответов к тестовым заданиям…………….. …………………38

 

 

VI. Ситуационные задачи…………. ……. …. ……………….. …………... 39

 

VII. Эталоны ответов к ситуационным задачам………. …. ………………43

 

VIII. Приложение (вопросы к итоговому занятию)………. ………. …….. 46

 

IX. Рекомендуемая литература…………. ……….. ……………... ……….. 48

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Центральная нервная система (ЦНС) – это совокупность нервных образований спинного и головного мозга, обеспечивающих восприятие, обработку, передачу, хранение и воспроизведение информации с целью адекватного взаимодействия организма с изменениями окружающей среды, организации оптимального функционирования органов,  систем и организма в целом.

ЦНС человека представлена спинным, продолговатым, средним, промежуточным мозгом, мозжечком, базальными ганглиями и корой головного мозга. Каждая из этих структур имеет морфологическую и функциональную специфику. Наряду с этим, у всех структур нервной системы есть ряд общих свойств и функций, к которым относятся: нейронное строение, электрическая или химическая синаптическая связь между нейронами; образование локальных сетей из нейронов, реализующих специфическую функцию; множественность прямых и обратных связей между структурами; способность к параллельной обработке разной информации; способность к саморегуляции; функционирование на основе рефлекторного доминантного принципа.

Все выше названные структуры принимают участие в организации движений. Эти структуры взаимосвязаны как морфологически, так и функционально. Наличие связей между центрами организации движений позволяет создавать и реализовывать специальную программу управления движениями. Программа должна позволять изменять, корректировать последующий двигательный акт от результата предыдущего движения. Таким образом, создаются условия для саморегуляции движений.

У нервной системы имеется особый отдел, который называется вегетативной нервной системой. Вегетативная нервная система регулирует вегетативные функции гладкой мускулатуры и железистой ткани, тем самым, поддерживая постоянство внутренней среды при различных воздействиях на организм.

Вегетативная нервная система рассматривается как автономная, т. к. ее деятельность в слабой степени регулируется произвольно. Однако следует отметить, что в целостном организме вегетативные функции всегда тесно взаимосвязаны с соматическими, а их деятельность регулируют высшие отделы головного мозга.

Изучение раздела «Частная физиология ЦНС» направлено на формирование у обучающихся следующих общих и профессиональных компетенций:

1. Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. (ОК-1).

2. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5).

3. Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).

4. Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5).

5. Готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7).

6. Способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9).

7. Способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1).

8. Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5).

9. Способность к участию в проведении научных исследований (ПК-21).

Роль различных отделов ЦНС в осуществлении двигательных и вегетативных функций в учебной литературе представлена разрозненно и в недостаточном объеме, что затрудняет восприятие студентами такого важного раздела физиологии. В связи с вышесказанным, возникла необходимость создания данного пособия.

В пособии на современном уровне и на основе жесткого отбора учебного материала рассмотрены основные механизмы поддержания мышечного тонуса, осуществления фазных движений, а также пусковые и корригирующие механизмы регуляции деятельности внутренних органов. Знания основных закономерностей регуляции физиологических  функций различных отделов центральной нервной системы, и умение проводить простые клинические пробы, необходимы будущему врачу любой специальности для понимания механизмов регуляции движений и деятельности внутренних органов и систем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...