Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание (методы, средства).




Воспитание – (питание) это управление процессом социального развития личности через включение человека в различные виды социальных отношений: в учебе, общении, игре и практической деятельности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно-организованное воспитание.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные влияния общественной и природной среды. Там, где есть воспитание, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды. Там, где есть воспитание, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов. Там, где есть воспитание, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории затем был и немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач совместной деятельности. Выбор методов и их исполнение всегда осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые ставятся с учетом общественно-воспитательных задач, с учетом влияния общественно окружающей среды, а также с учетом возрастных и психических особенностей учащихся.

Методы воспитания:

1. Методы убеждения – это путь воздействия на сознание воспитанников для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, для формирования взглядов: относятся различные виды изложения информации в форме рассказа, диалога, инструктажа, обращения, внушения. Убеждение – это воздействие на сознание, а внушение – это специфическая форма воздействия, направленная на подсознание.

2. Методы упражнений (или приучений) – это метод управления деятельностью воспитанников, помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные задачи: относятся различные виды заданий на деятельность: индивидуальную, групповую в виде поручений, требований, состязаний, показа образцов и примеров создания ситуации успеха (они указывают положительные действия, если подобраны правильно).

Метод примера – воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников впечатляющим образом, помощь в воспитании и достижении педагогических целей.

3. Методы оценки и самооценки (контроля): относятся различные виды поощрений и наказаний, замечаний, ситуаций контроля и самоконтроля, доверия, критики и самокритики.

Метод поощрения – это положительная оценка лучших качеств, которые проявились в учебе и поведении воспитанников.

Метод наказания – это выявление ошибок в поведении и оценке антиобщественных поступков.

Средства воспитания можно определить, как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Любой предмет материальной и духовной культуры выполняет функцию средств воспитания если:

1. Если с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности.

2. Если она выделена в образной или наглядной (устной или письменной) форме.

3. Если объект информации включен в соответствующую деятельность воспитателя и воспитанников.

Чем богаче набор средств воспитания, тем лучше результат.

Зависимость уровня воспитания от системы средств воспитания один из фундаментальных законов педагогики. Система средств воспитания разрабатывается воспитателями соответственно цели воспитания.

Методы и средства воспитания неразрывно связаны с формами и соответствуют одно другому и часто объединены названии (экскурсия (форма) в музей (средство)).

Средства материальной культуры: игрушки, одежда, посуда – развивают практический интеллект и служат для воспитания убеждений, навыков, привычек культурного поведения.

Средства духовной культуры: речь, книги, газеты, живопись. Являются основными в воспитании сознания (нравственного, эстетического, бытового), а также в развитии теоретического мышления и других высших психических функций.

Вопрос 2.

.

Вопрос 2.

Мышление.

Мышление – есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Структура мышления:

1. Условные рефлексы – формируются в течение жизни.

2. Безусловные рефлексы – врожденные.

3. Интеллектуальная деятельность.

На чувственной ступени познания внешние воздействия непосредственно, прямо приводят к возникновению соответствующих образов в нашем сознании. Отражение объективной действительности на логической ступени познания значительно сложнее. Оно носит не непосредственный, а опосредствованный характер, т. е. совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания.

Если предложить ученикам представить себе, как выглядят жилища различных народов, то, вероятно, перед мысленным взором одних предстанут современные, другие увидят чум, третьи – избу, и т.д. Возникшие в этом случае представления есть результат чувственного отражения действительности. Такие представления являются непосредственным воспроизведением тех реальных предметов или изображений, которые имелись в прошлом опыте человека.

Процесс мышления:

1. Анализ – условное разделение на части, выделение признаков.

2. Синтез – средства для объединения отдельных элементов, которые выделяются в результате анализа.

3. Сравнение – сопоставление объектов между собой, выявление сходства или различия.

4. Абстрагирование – мысленное выделение какого-либо свойства, отличного от всех других.

5. Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений по какому-либо признаку.

6. Классификация – разбиение множества каких-либо объектов на группы по определенным признакам.

7. Систематизация – разбиение, а затем объединение по классам, видам.

Если изменить задание и предложить ученикам ответить на вопрос: «Что такое жилище человека?», то для этого обязательно нужно представить себе, как выглядят различные жилища, но этого недостаточно. Необходимо сравнить между собою различные виды жилищ, а для того чтобы сравнить их, нужно выделить признаки, присущие тем или иным из них. При этом, очевидно, окажется, что одни признаки будут общими, другие – резко различными. Для того чтобы сказать, что такое жилище вообще, нужно будет отвлечься от особых признаков и объединить то общее, что присуще каждому из видов жилищ. Только совершив подобные мыслительные операции, окажется возможным дать общее определение тому, что такое жилище человека. Создание такого определения является уже не чувственной, а логической ступенью познания, является результатом мышления человека. Решение поставленной задачи оказалось возможным только с помощью определенной системы мыслительных операций.

Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредствованное отражение действительности.

Кроме того, мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т. е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления.

Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и словом. Вернемся к примеру. Представления конкретных жилищ возникают в сознании человека в виде соответствующих образов. Общее же определение жилища может быть дано только посредством слова.

Для того чтобы дать определение какого-либо явления, предмета или события, обычно недостаточным бывает его одноразовое восприятие. Поэтому оказывается важным накопить какой-то опыт, сохранить в памяти целый ряд подобных представлений. Но и этого недостаточно. Чтобы определить какой-то новый предмет, надо иметь опыт определения других объектов. Имеющиеся в нашей памяти представления, словарный запас, необходимый для формулирования определений, и составляют тот фонд знаний, посредством которых совершается процесс мышления.

Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.

Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер. Такое обобщение является результатом анализа и сравнения отдельных объектов, выделения и абстрагирования того, что в них является общим. Выделяя общее, мы обычно опираемся не только на те объекты, которые воспринимаем в данный момент, но используем и те представления, которые имеются в нашем прошлом опыте. Чем шире, богаче прошлый опыт, тем более широким и глубоким оказывается и обобщение человека.

Действительно, чтобы найти общее у разных предметов, должны быть совершены анализ и сравнение этих объектов, должно совершиться отвлечение и абстрагирование общего. Кроме того, отразить общее невозможно в виде конкретных образов. Это может быть выполнено только в словесной форме. Все это дает право говорить, что обобщенное отражение действительности теснейшим образом взаимосвязано с опосредствованным характером отражения действительности.

Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности Благодаря мышлению, человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения. Особенно большое значение имеет установление причинно-следственных связей, раскрытие которых, с одной стороны, позволяет понять, как и почему возникают те или иные явления, а с другой – создает возможность прогнозировать будущее.

Выявление существенных признаков оказывается возможным далеко не при любом сравнении и анализе того или иного объекта. Если сравнение будет идти только на основе чувственно воспринимаемых признаков, сущность раскрыта не будет. Для ее раскрытия необходимо включить отражаемый объект в различные системы связей и отношений. Так, в нашем примере для раскрытия сущности того, что такое жилище человека, необходимо рассмотреть конкретные виды жилищ в связи с определенными географическими, климатическими, социально-экономическими условиями их создания, соотнести с конкретно-историческими потребностями людей и т.д. Только в процессе установления всего многообразия подобных связей оказывается возможным раскрыть сущность явления. Именно раскрытие сущности явления путем включения его в различные системы связей и отношений есть третья отличительная особенность мышления.

Формы результата мышления.

1. Суждение – мы утверждаем что-либо (положительное, отрицательное).

Ø общие

Ø частные

Ø утвердительные

2. Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие и существенные сведения о чем-либо.

3. Умозаключение

Ø Индуктивно (от частного к общему).

Ø Дедуктивно (от общего к частному).

4. Аналогия – сходство в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами, понятиями.

Мышление не может развиваться без общества и без речи. Именно поэтому важно развивать свой словарный запас и именно поэтому глухонемых людей учат общаться при помощи знаков и жестов.

Билет №11

Вопрос 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...