Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этнопедагогика и современная школа.




Этнопедагогика (народная педагогика) – ценности: честь, достоинство, религия, гостеприимство.

Этнопедагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившегося в устном народном творчестве, обычае, обрядах, детских играх, игрушках, традициях и т.д.

Этнопедагогика представляет собой исследование педагогической культуры народных масс. В этнопедагогике анализируются социальные ценности, что представляет собой научные знания на явление воспитания.

Народная педагогика – духовный феномен каждого народа.

Основные идеи этнопедагогики:

1. Достижение гармонии природно-экологического социального и духовного в развитии человека. Принцип природосообразности в этнопедагогике сильно прослеживается.

2. Формирование нравственных качеств.

3. Экологическое воспитание.

Основные методы и средства: метод примера; поговорки, сказки.

Народная педагогика – важная, значимая, актуальная вещь, которой нельзя пренебрегать в воспитании людей.

Правила этнопедагогики:

1. Уважение к старшим.

2. Обожествление природы (хлеба, воды, земли).

3. Уважение чужого труда, бережное отношение к продуктам.

4. Доброта, гостеприимство.

5. Скромность.

Принципы, учитывающиеся в современной школе (должны учитываться):

1. Для становления ЛИЧНОСТИ нужно познавать ценности и культуру народов.

2. Необходима терпимость к мировоззрению личности.

3. Интернационализм – это терпимость к разным нациям и национальностям.

4. Учет специфики различных социальных движений в России, в мире, значение и использование традиций, обычаев, возможностей различных национальностей для развития ЛИЧНОСТИ.

Привести примеры из: Домострой, Послание Владимира Мономаха детям, Повесть временных лет, Пчела и т.д.

 

Вопрос 2.

Характер и самооценка личности человека. Уровень притязаний.

готовимся самостоятельно.

Билет №13

Вопрос 1.

КТД. Виды КТД.

Коллективно-творческие дела – это главное воспитательное средство, так называемой коммунарской методики, способ организации жизни единого коллектива, воспитателей и воспитанников, наполненный трудом, творчеством, общением.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности:

1. учебная,

2. организационно-общественная,

3. трудовая,

4. художественная,

5. спортивная,

6. ролевые игры.

При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой – необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована.

Это должна быть такая организация, при которой:

а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);

г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества;

д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

Условия успеха КТД:

1. Необходимо включать каждого из воспитанников в действие на пользу людям, причем ребенку это должно быть не в тягость, а в радость. Общая забота.

2. Товарищество. Уважение. Заинтересованность.

3. Единство мысли и действий, воли и чувств.

4. Единый коллектив.

5. Все дела творческие. А иначе зачем? (Творчество, а не шаблон).

Вопрос 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...