Права человека. Документы о правах ребенка.
1948 г. – Всеобщая декларация прав человека. 1950 г. – Европейская конвенция о защите прав человека. 1959 г. – Декларация прав ребенка. 1960 г. – Пакт об экономических, социальных культурных павах. 1966 г. – Пакт о гражданских и политических правах. 1989 г. – Конвенция о правах ребенка. Эти документы легли в основу Конституции РФ (12 декабря 1993 г.). 1996 г. – Всемирный конгресс о правах ребенка. 1999 г. – Конвенция об искоренении форм детского труда, которые не могут позволить ребенку получать знания. Международные документы о правах человека условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции. Декларация (от латинского слова declaratia – провозглашение) не имеет обязательной силы. это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция (от латинского слова conventio – договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Права человека. Понятие «ценность» является одним из основных в философии, социологии и педагогике. Среди общечеловеческих ценностей прогрессивные мыслители, философы и педагоги всегда выделяли на первое место права человека, его свободу и соответствующие им воспитание и образование. Идеи общечеловеческих ценностей, родившиеся в античном мире, получили свое развитие в трудах многих мыслителей от эпохи Возрождения до наших дней. Философская, историческая, педагогическая и художественная литература свидетельствует, что в центре внимания прогрессивных идей каждого народа всегда была идея признания человека высшей ценностью, уважения к личности человека, его достоинству, идеи добра, духовности. Прогрессивные педагогические концепции каждого народа утверждали уважение к маленькому человеку – ребенку, защиту его прав на свободу и развитие, демократические и гуманистические принципы его воспитания и образования. Они явились существенной побудительной силой развития общества.
Общечеловеческие ценности – это те, которые сближают, роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Они потому и называются общечеловеческими, что они постепенно складывались и к концу XX века они выработаны мировым сообществом и нашли свое отражение в основополагающих документах ООН о правах человека. Принципы этих документов не только близки, но и разделяются всеми историческими общностями людей. Современная цивилизация выдвигает на первый план общечеловеческие ценности, где демократия, права человека, толерантность, отход от конфронтации является их важнейшими компонентами. В современных исторических условиях международное сообщество впервые в мировой истории разработало документы (Всеобщая декларация прав человека ООН, конвенция о правах ребенка и другие документы), в которых отражены общечеловеческие ценности, основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. В настоящее время они определяют новые тенденции в развитии методологии и теории воспитания, призванных создать современную парадигму воспитательной и образовательной деятельности, с ее обновленным целеполаганием, идеалами и духовными ценностями. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) основные идеи этих документов положены в основу государственной политики в области образования в нашей стране. Следует отметить, что в нашей стране до последнего времени не было достаточно широкой информации о содержании международных документов, касающихся прав человека. О содержании Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., граждане нашей страны узнали широко, пожалуй, только через 40 лет, о Декларации прав ребенка (принята в 1959 г.) через 20 лет, в период подготовки к Международному году ребенка (1979 г.).
Права ребенка. Будущее каждого народа, страны зависит от того, в каком положении находятся дети сегодня. У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего. Во Всеобщей декларации прав человека (1948 год) отмечается, что «материнство и младенчество дает право на особое попечение и помощь». Международное сообщество, обеспокоенное бедственным положением детей во многих регионах мира, принимает Декларацию прав ребенка (1959 г.) и Конвенцию о правах ребенка (1989 г.). В России проживает более 40 млн. детей. Юридически к этой категории населения относят всех людей в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических прав и обязанностей. Такие правила заключены в кодексы разных отраслей права (Семейный, Уголовный, Кодекс законов о труде и др.). В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которую подписала также и Россия. Согласно российскому законодательству, все дети равны между собой. Родившись, ребенок сразу становится гражданином РФ. А значит, на него распространяются все права и свободы, записанные в Конституции. Юристы говорят: с рождения человек является правоспособным. Правоспособность — способность иметь права и обязанности. Все права ребенка имеют юридический смысл и защищаются родителями, органами опеки и попечительства, прокурором, судом. Нарушение прав ребенка влечет юридическую ответственность. Однако помимо правоспособности ребенку необходима дееспособность. Дееспособность — способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности. Среди прав ребенка, необходимых для его всестороннего развития и воспитания, формирование высоких нравственных качеств, право на образование имеет исключительное значение. Его значимость в жизни человека, государства закрепляют на конституционном уровне Конституция РФ и другие законодательные акты достаточно полно включают правовые принципы сферы образования.
Законодательство РФ, особенно с принятием закона РФ «Об образовании» (1992 г.), в основном соответствует международным стандартам, в том числе положениям Конвенции о правах ребенка. Закон РФ «Об образовании» провозглашает сферу образования приоритетной в системе общественных отношений. Вопрос 2. Психология как наука. Понятие о предмете психологии Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. (Сам термин психология происходит от двух греческих слов: «психе» – душа и «логос» – слово, учение.) Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества. Материалистическое и идеалистическое понимание психикиЕще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Общая психология: 1. Конкретной деятельности. Ø Труда Ø Инженерная Ø юридическая 2. Психология развития Ø Возрастная Ø Олигофрено-психология (умственно-отсталые) Ø Сурдопсихология Ø Сравнительная психология 3. Отношение человека к обществу. 4. Психология малых групп. 5. Психология личности. 6. Психология отношения человека к обществу (социальная психология). Связь психологии с другими науками: 1. Естественные. Ø Физиология Ø Анатомия 2. Общественные. Ø Социология Ø Этика Ø Эстетика Ø Языкознание Ø Диалектология Билет №12 Вопрос 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|