Отличие ПД-ких методов от исследовательских
Стр 1 из 39Следующая ⇒ В современно психологии применяется немало различных методов ПД-ки, однако далеко не все из них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и психодиагностические методы. Психодиагностические методы - только к той группе методов, которые используются в оценочных целях, то есть позволяют получать точные количественные и качественнее характеристики изучаемых психологических свойств. Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых – получение достоверных знаний. Эти методы ПД-ки применяются в самых разных областях психологии и в самых различных сферах человеческой деятельности. В научной психологии они обычно используются в процессе организации и проведения исследовательских экспериментов, а в практической психологии – в психологическом консультировании, психокоррекции, а также других областях деятельности профессионального психолога, таких, например, как профессиональный отбор, профессиональная подготовка
6 Классификация основных психодиагностических методов. Выделяют четыре основных типа методик: тесты, опросники и анкеты, проективные техники и психофизиологические методики. Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначеное для установления индивидуальных различий. В состав теста кроме системы заданий входят стандартизованная процедура проведения и технология обработки результатов. Тесты применяют главным образом для изучения познавательных процессов, восприятия, мышления, памяти и т. п. Чаще всего используется тест интеллекта. При исследовании интеллекта важно проводить грань между тестами умственного развития и тестами достижений. Всё здесь зависит от цели исследования, которую ставит перед собой психолог. Опросники и анкеты обычно предназначены для описания и оценки человеком самого себя. К ним обращаются тогда, когда необходимо изучить такие стороны человеческой психики, как мотивы, установки, интересы, отношения и т. д. По форме опросники могут быть открытыми (предполагаются ответы в свободной форме) и закрытыми (ответы: “да”, “нет”, “не знаю” или иного типа). Затруднение связано с тем, что респондент (отвечающий) иногда невольно пытается представить себя в лучшем или худшем свете. Это так называемый “эффект фасада”, который испытуемым может не осознаваться. Проективные методики предназначены для диагностики личности. В них испытуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например, дать толкование фигур или пятен неопределенных очертаний (тест Роршаха), интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест ТАТ), нарисовать человека или животное и т. д. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие общие инструкции. Проективная методика требует широкой теоретической подготовки психолога и большого опыта по применению методики. Психофизиологические методики выявляют формально-динамические особенности психики и поведения человека. Согласно сложившимся в современной дифференциальной психофизиологии представлениям, темп, выносливость, работоспособность и другие динамические характеристики человека определяются основными свойствами нервной системы (ее силой, лабильностью, подвижностью, динамичностью). Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в клинической психологии для тестирования лиц с соматическими и нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т. д. Необходима она и в таких случаях, когда испытуемые плохо знают или совсем не знают языка, на котором изложены задания, не умеют читать и писать или когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности (например, если нужна корректировка промежуточных результатов). Наиболее известные индивидуальные тестовые методики: тесты Станфорд - Бине, Д. Векслера.Групповая диагностика. С помощью групповых тестов можно одновременно обследовать несколько сотен человек. Обычно такие формы имеют несколько (две или три) эквивалентных форм. Проведение этих тестов требует меньших затрат сил и времени в расчете на испытуемого. В зависимости от характера стимульного материала в большинстве из указанных типов выделяют вербальные и невербальные методики. Вербальные методики. Это методики, в которых задания представлены в словах, предложениях и т. п. Пример вербального теста - тест Р. Амтхауэра. Невербальные тесты. Это такие методики, задания в которых даны в виде рисунков, чертежей, схем и т. п. Они могут быть как составными частями общих тестов (Векслера, Амтхауэра), так и специальными отдельными тестами (прогрессивные матрицы Равена). Такие тесты используются в основном для исследования интеллекта. К бланковым (“карандаш - бумага”) можно отнести большинство тестов интеллекта, умственного развития, опросников, проективных и психофизиологических методик, для выполнения которых требуются только специальные тесты (брошюры), бланки для ответов и карандаш (авторучка). В аппаратурных методах используются специальные технические средства. Примером таких тестов являются различные методики изучения ручной ловкости и пальцевой моторики, где используются специальные приспособлений
7 Основные диагностические подходы объективный, субъективные, проективный) Основная особенность психодиагностики – измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого психического явления. Выделяют три основных психодиагностических подхода: 1. “Объективный” подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Объективный подход к диагностике проявлений индивидуальности привел к появлению тестов личности, тестов интеллекта, тестов специальных достижений и тестов способностей. 2. “Субъективный” подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Подход представлен опросниками, которые могут быть подразделены на опросники личностные (опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники установок, опросники интересов, опросники ценностей), опросники состояния и настроения и опросники-анкеты. 3. “Проективный” подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным, материалом, становящимся в силу его известной неопределенности объектом проекции. Различают следующие группы проективных методик:1 конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест Роршаха); 2конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира); интерпретативные – истолкование события, ситуации (тест Тематической апперцепции, ТАТ); 3катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама); 4экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему (“Дом – дерево – человек”); 5импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (тест Сонди, тест Люшера)
8 Этап сбора данных. Сбор данных с помощью диагностических методик предшествует период ознакомления с комплексом объективных и субъективных сведений (беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д.) об обследуемом, в ходе которого формируется исследовательская задача. Необходимо обратить особое внимание на тщательное предварительное изучение испытуемого, учесть его прошлое и настоящее. Этим создается основной фон исследования, намечаются предположения диагноза и прогноза. Поскольку психодиагностическое обследование всегда образует систему взаимодействия «экспериментатор—испытуемый», то необходимо обратить внимание анализу влияния различных переменных, включенных в эту систему. Обычно выделяются ситуационные переменные, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого. Влияние переменных должно учитываться при планировании и проведении исследований, обработке и использовании полученных результатов. В отечественной психодиагностике разработана классификация психодиагностических ситуаций. В. И. Дружинин (1990) полагает существование четырех вариантов таких ситуаций: 1)добровольное участие в обследовании и самостоятельный выбор дальнейшего поведения (например, психологическая консультация); 2) принудительное участие в обследовании, но самостоятельный выбор дальнейшего поведения (например, обследования студентов-психологов при разработке тестов); 3) принудительное участие в обследовании и выбор поведения после обследования навязан (например, тестирование для определения соответствия требованиям занимаемой должности); 4) добровольное участие в обследовании, но выбор дальнейшего поведения навязан (например, профессиональный отбор). От базового уровня зависит выборность теста, указывающая на его роль в повышении точности диагностики. Это позволяет ответить на вопрос о том, насколько будет оправдано его использование.
Известно также, что валидность теста зависит от особенностей обследуемых групп (подгрупп) или так называемых модераторов. В роли модераторов выступают, в частности, такие показатели, как пол, возраст, уровень образования, интересы, мотивация. 9.Этап переработки и интерпретации данных Большинство специалистов в области психодиагностики согласны с тем, что количественная оценка полученных результатов полезна. Однако существуют противоречивые мнения о том, какие данные исследования ведут к более надежному прогнозу: клинический, более ориентированный на субъективный опыт, интуицию, или статистический, основанный на объективных, формализованных критериях. Клинический подход опирается на анализ в основном качественных показателей, охватывая их во всей полноте. Его существенной особенностью является доверие к «субъективному суждению» и профессиональному опыту. В «чистом» виде клинический подход недалеко уходит от суждений здравого смысла. Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных показателей, их статистическую обработку в виде, например, уравнения регрессию или факторного анализа. Роль субъективного суждения сводится к минимуму. Прогноз осуществляется на основе эмпирически определенных статистических соотношений. Вопрос об эффективности клинического и статистического прогноза неоднократно обсуждался психологами и до сих пор служит предметом дискуссий. В полноценном диагностическом исследовании необходимо сделать обоснованные психологические заключения, а тем самым осуществить выход за рамки статистических данных. Без субъективной обработки, т. е. без мышления, без интерпретации, расшифровки результатов, обсуждения данных нет научного исследования. В большинстве диагностических ситуаций необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противопоставление
10 этап принятия решения по результатам исследования выделяют три уровня диагностических заключений. На первом уровне диагностическое заключение производится непосредственно из имеющихся об обследуемом данных. Например, установлено, что успешность выполнения заданий методики позволяет сделать вывод об отсутствии расстройств мышления. Это и служит основой для отбора. При таком «селекционном» подходе психолога не интересует, почему отдельный испытуемый не смог выполнить заданий теста. Индивидуальный диагноз, а тем более прогноз, не осуществляется. Диагноз на этом уровне в известном смысле замкнут в порочный круг, он возвращает клинике ее же данные, но только выраженные в иной системе понятий. Еще Л. С. Выготский отмечал, что такого рода диагноз сводится к пересказу другими словами исходных данных, причем снабжается «ярким, большей частью иностранным и непонятным ярлычком» Именно такой широко распространенный тип диагностики, когда психолога вполне можно заменить машиной или специально обученным для проведения тестирования человеком, неоднократно был объектом критики, особенно в советской психологии. Соглашаясь с критикой, необходимо все-таки заметить, что данный уровень следует понимать как сугубо рабочий, ориентировочный, а в некоторых случаях и соответствующий поставленным задачам (например, исследование значительного числа лиц в целях их дифференциации).Второй уровень предусматривает создание своего рода посредников между результатами отдельных исследований и диагнозом. В качестве таких посредников Н. Сандберг и Л. Тайлер указывают на описательное обобщение и гипотетический конструкт. Это означает, что, установив снижение уровня обобщения, замедленность темпа психических процессов, обобщают эти данные как расстройство мышления. В качестве гипотетического конструкта может выступать раскрытие психологической структуры расстройства. На этом уровне исследователь получает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия. На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности. Создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретные особенности данного индивида представлены в целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность явления, егоструктуру. Исследователь, стремящийся построить модель личности, сталкивается со многими трудностями. Большинство затруднений «возникает в результате отождествления вербализованного конкретного образа (или их совокупностей) с моделью, теоретическим построением. Когда исследователи, например, говорят о таких качествах личности, как отвага, агрессивность, целеустремленность и т. п., они нередко имеют в виду только синдромы — совокупности нескольких генерализованных конкретных образов, не обладающие свойствами теоретических построений. В результате игнорирования отличий между образами и моделью легко отождествить психологические свойства индивида со стилем его поведения. Разнообразие поведенческих проявлений одного и того же свойства личности столь же обширно, сколь велико число способов реализации определенных социальных идеаловПсиходиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить в связи с полученными результатами, рекомендациями по выбору оптимальных методов терапии заболевания, реабилитации и т. д. Еще Л. С. Выготский обращал внимание то, что подобная программа или, как он пишет, «назначение», вносит элемент практики в исследование, «является его конечной целевой установкой, оно сообщает смысл всему исследованию» Итоги диагностического исследования должны быть представлены в объясняющих понятиях, т. е. описываются не результаты, полученные с помощью конкретных методик с привлечением специальнойтерминологии, аихпсихологическая интерпретация. Используемые термины должны «доопределяться» путем отнесения к соответствующей теории, например «интроверт по Айзенку» 11. Планирование психодиагностической работы. Основанием для проведения психодиагностических мероприятий служит перспективный план работы учреждения образования. Конкретная дата и время проведения психодиагностических исследований согласовываются с заместителем директора по учебной работе. Ежегодно педагогом-психологом проводится три обязательных психодиагностических минимума: 1.на начальном этапе обучения в школе; 2. на этапе перехода из начальной в среднюю школу; 3)на этапе перехода учащихся в профильные классы. Психодиагностический минимум – схема диагностического исследования, имеющая четко определенные цели с соответствующим набором инструментов. Общая цель психодиагностических минимумов – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе. Все психодиагностические минимумы в школе проводятся в режиме группового исследования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|