Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Селим III – Мехмед I Челеби




  Рождение Селима   Рождение Мехмеда  
  Селим становится турецким султаном   Мехмед Челеби становится турецким султаном  
  Смерть Селима   Смерть Мехмеда  

 

Историческими предшественниками турок-османов были турки-сельджуки, основавшие на территории современной Турции Румский султанат. Хронология султанов Рума, естественно, зависит от хронологии османов, но интересней не эта связь, а другая.

Султанат своим названием очень напоминает античный Рим. Тем более что расположился турецкий Рум на территории бывшей Восточной Римской империи, называемой также Ромейской или Византийской. Связь здесь очевидна.

Упоминая о Румском султанате, невозможно не показать, как связаны его султаны с античными римскими императорами, а, следовательно, история Турции с историей Древнего Рима. Очень коротко. Начало правлений. Султаны слева, императоры справа.

Кылыч Арслан I   Нерва
Масуд I   Адриан
Кай-Хусрау I   Септимий Север
Кай-Каус I   Каракалла
Кай-Хусрау II   Гордиан III
Кай-Каус II   Филипп Младший
Кылыч-Арслан IV   Деций
Кай-Кубад II   Постум
Масуд II   Максимиан Геркулий
Кай-Кубад III   Флавий Север
Масуд III   Лициний

Естественно, что раз римляне связаны с турками-сельджуками, то какая-то связь должна быть у них и с османами. И она, конечно же, есть. Наивысшего расцвета и могущества Римская империя достигла при императоре Траяне, а Турция - при султане Сулеймане I Кануни, которого в Европе называли Великолепным. Если из хронологии правления османских султанов выделить фрагмент, соответствующий той эпохе, то для него без труда можно найти соответствие в списке римских императоров.

Баязид II   Клавдий I
Селим I   Домициан
Сулейман I Кануни   Траян
Селим II   Адриан
Мурад III   Марк Аврелий

Интересно, что все время существования Римской империи, насчитывающее полтысячи лет – от Августа, начавшего править в 43 году до н.э., и заканчивая Ромулом Августулом, ставшего императором в 475 году, - точно укладывается в хронологические рамки Османской Турции, если рассматривать ее историю до эпохи наполеоновских войн. При этом основной хронологический интервал равняется 1332 годам. Этот интервал складывается из двух составляющих – 999 и 333 лет, отображающих «расстояния», соответственно, между римлянами и сельджуками, и сельджуками и османами. Ниже приводится начало и конец списка османско-римского соответствия.

Осман I   Август
Муса   Тит
Мехмед I   Домициан
... ... ...
Мустафа III   Валентиниан II
Селим III   Майоран
Мустафа IV   Ромул Августул

Удивительно, но в основе построения турецкой хронологии лежит все та же формула Скалигера.

История Турции – это, в основном, история турок-османов, ведущих свою государственность с конца XIII века. В хронологии правления османских султанов можно обнаружить целые отрывки, послужившие оригиналами для копирования и удлинения их списка.

1730 Махмуд I

1754 Осман III

1757 Мустафа III

1774 Абдул-Хамид

Это – сравнительно поздняя часть списка турецких султанов. И вот что получается.

Махмуд I   Мехмед III
Осман III   Осман II
Мустафа III   Мустафа I
Абдул-Хамид   Мехмед IV Авчи

Еще один отрывок, и еще одно удвоение:

1512 Селим I

1520 Сулейман I Кануни

1566 Селим II

1574 Мурад III

1595 Мехмед III

Селим I   Мурад I
Сулейман I Кануни   Сулейман Челеби
Селим II   Мехмед I
Мурад III   Мурад II
Мехмед III   Мехмед II
Осман I   Кир II
Мурад I   Смердис
Мурад I   Дарий I
Мурад I   Ксеркс I
Баязид I   Артаксеркс I
Сулейман Челеби   Ксеркс II

 

В книге Вячеслава Лопатина доказано, что истории и всех других государств: Испании, Португалии, Польши, Скандинавии, королевств Италии, – также носят искусственный характер и посажены на нумерологическую девятку!

А.М. Трухин

 

Краткий словарь древнерусских (арабских) слов и фраз (по книгам Н.Н. Вашкевича)

ЧАСТЬ I.

ААРОН, Аарон и Моисей – "два брата, согласно библейской легенде, возглавившие исход (песах) евреев из египетского рабства." ♦ Если взять арабские версии их имен (Гарун и Муса), то оказывается, что функция первого, старшего брата, раскрывается через русский язык, а функция второго – через арабский. Как известно, Гарун отличался от своего косноязычного брата красноречием и потому его имя происходит от русского говорун. В имени Моисей зашито, во-первых, арабское موسع мусаъ "получивший силу от Бога", и, во-вторых, موصى муса: "получивший завет", что в точности соответствует сюжету легенды. Интересно, однако, то, что при переводе имени "Говоруна" на арабский язык, выясняется, что этот перевод (فصيح фас#и:х#) по согласным звукам совпадает с русскими словами пасха, посох, и "пройти аки посуху" – понятия, которые сопровождают всю сюжетную линию легенды.

АВАНГАРД -♦ За военным названием скрывается арабское آوان 'ава:н "время" + جرد гаррад "абстрагировать, сдирать, оголять", откуда арабское جرداء гарда: "голая, не родящая о земле", جراد гара:д "саранча", русское град.

АДАМ – « первочеловек», от арабского آدم 'адам – Адам, человек.

АИСТ, аист принес – ответ на вопрос ребенка: "откуда я появился?". ♦ Аист по-арабски означает "змеелов, искатель змей", от арабского حية х%аййа "змея", производного от арабского корняحوي х#вй (или ХУЙ), родственно Ева, прародительница человека. Сравните: в капусте нашли.

АНАФЕМА, предать анафеме – клеймить, подвергать осуждению. ♦ От арабского النفي ан-нафй "отлучение, удаление, ссылка".

АНИКА, Аника-воин – о бахвалящемся своей храбростью, находясь вдали от опасности. ♦ Аника от арабскогоأنكى ' анка: "победить".

АРБУЗ, поднести (дать) арбуз – отказать кому-либо при сватовстве. ♦ В арабских странах, в Украине и в южных районах России существовал обычай при сватовстве подносить арбуз (на Украине гарбуз "тыква") со стороны жениха. При отказе девушка, к которой сватались, подавала арбуз к столу или возвращала его. За русским арбуз скрывается арабское (в обратном прочтении) зубр "половой член". У немцев место арбуза занимала корзина, по-немецки Korb (от русского короб), за которым русское брак или арабское قرابة к#ара:ба "породнение". Отсюда оборот арбуз получить "получить отказ при сватовстве". Арабское название арбуза بطيخ бат#т#и: х в обратном прочтении дает خطاب х ит#а:б "сватовство".

АРГУМЕНТ, аргументы защиты (обвинения) – доводы, приводимые для доказательства. ♦ От арабского أرجم 'аргуму – "бросаю камни в виновного". Сравните русское бросать камень в огород, то есть "обвинять", где огород – замаскированное арабское حجرة х#агарат, "камень".

АРИИ, арийцы – по-арабски означает "голые». ♦ За именем Арина скрывается арабское حرينة х#ари:на "упрямая, о лошади, ослице", при том, что осел в арабском языке прежде всего символизирует глупость.

АСТРОНОМИЯ – наука о строении Вселенной. ♦ От сложения арабского أسطورة ' уст#у:ра "описание" (производного от سطر сат#ара – "писать") + نجوم нужу:м (нуйу:м с последующим падением слабой й) "звезды", буквально "описание звезд".

АТЫ-БАТЫ, аты баты шли солдаты – припев солдатской песни, приговор из детской считалочки. ♦ Происходит от арабского آتي بطل ' а:ти бат)ал "идет герой".

АХИНЕЯ, нести ахинею – нести вздор, бессмыслицу, чепуху. ♦ От арабского междометия يا اخينا انت йа: х и:на:-нта дословно "О, брат наш, ты", выражающего возмущение словами собеседника, что можно перевести: "какой вздор ты несешь, братец!".

БАНЯ, задать (устроить) баню кому-либо – сильно ругать кого-либо, делать выговор. ♦ За словом баня арабское أنب ' аннаб (в обратном прочтении) "делать выговор", "упрекать, порицать".

БАРАБАН, мне (ему) по барабану – я (он) не имеет к этому отношения, мне (ему) все равно. ♦ За барабаном скрывается арабская "непричастность": بانت براءة бара:'а ба:нит "непричастность ясна".

БЕЗЗАВЕТНО, беззаветно любить, быть беззаветно преданным, сюда же беззаветная верность. ♦ От арабского إنكار الذوات' инка:р а з - з ава:т "самозабвение", буквально: "отрицание себя", где арабское إنكار ' инка:р "отрицание", заменено русским без, которое сложено с арабским названием души, которое в некоторых языках (арабском, английском) выражает значения себя, сам.

БЕРЕДИТЬ, бередить рану – вызывать тягостные воспоминания, тревожить, беспокоить. ♦ Слово бередить от арабского برد барада "точить напильником".

БЕШЕНСТВО МАТКИ – от греческого histera "матка". ♦ Греческое название матки идет от арабского ستر сатара "скрывать, хранить", того же происхождения, что и русское стручок, где сохраняются вызревающие плоды фасоли, гороха и т.п. Сравните арабское رحم рах#м "матка", производное от حمى х#ама: "хранить, защищать". Медицинский термин истерия происходит от арабского استعر истаъара "воспламеняться", "взбеситься", производное от سعر саъара "возгораться", того же корня, что и русское сера.

БЕШЕНЫЕ, бешеные деньги – большие, нажитые быстро и не собственным трудом. ♦ За словом бешеные арабское بشأن би-ша'н "значительный" + прочитанное в обратную сторону арабское نشب нашаб "богатство", при обычном чередовании Х/Ш: نهب нахаб "грабить".

БИЗНЕС, заниматься бизнесом. ♦ В обратном прочтении арабское نصب нас#аб «мошенничество».

БИТЬ 1, бить баклуши – бездельничать. ♦ От арабского شي بكلاوي بعث баъат би-кала:ви ши "поигрывать яичками". Сравните: когда коту делать нечего…

БИТЬ 2, бить в набат – о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что–н". (Ожегов). ♦ От арабского نوبة بعث баъат наубат "посылать сигнал".

БИТЬ 3, бить ключом (фонтаном) – бурно протекать, проявляться. ♦ От арабского نبعت العين ал-ъайн набаът "бить о ключе", последний звук Н в арабском названии ключа совпадает с первым согласным глагола, отчего в русском этот первый согласный утрачивается, а оставшаяся часть баът созвучна с русским бить.

БЛАГОВЕСТ – колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии. ♦ Сложение ар. بلاغ бала:г# "весть" с русским вест. Билингва, где идея оповещения именуется дважды, один раз по-арабски, другой – по-русски. Греческое евангелие (см.) – калька с русского.

БЛАГОДАРНОСТЬ, выразить благодарность, поблагодарить. ♦ От арабского داره بلغ балаг# да:ру:х "пусть достигнет он дома своего". Здесь та же семантическая модель, что и в русском спасибо (спаси его Бог). Арабское слово то же, что в заблаговременно (см.).

БЛАГОЙ, кричать благим матом – неистово, исступленно кричать, орать, вопить. ♦ Благой от арабского بلغ балг# "крайняя степень чего-либо", либо от арабского بلاغة бала:г#а "красноречие", т.е. "красноречивым", буквально "достигающим", мат – от арабского مط мат%т) "ругань".

БЛАГОРОДНЫЙ, благородный человек. ♦ За русским благородный кроется арабское بلا غرض била: г#арад#ин "без корысти".

БЛАТ, по блату – по знакомству, по связям. ♦ От обратного прочтения арабского طلب т#алаб "просьба".

БОГ, богом убитый – несообразительный, глуповатый, в умственном отношении неполноценный человек. ♦ От арабского بكم عبطاء букм ъубат#а:' "немые идиоты".

БРАК, таинство брака – одно из семи канонических таинств христианства. Брак происходит от обратного прочтения арабского قرب к#араба "приближаться, породняться".

БРОСИТЬ, бросить перчатку – вызвать на борьбу, на состязание; первонач. знак вызова на дуэль. ♦ Бросить от арабского بارز ба:раз "участвовать в дуэли", перчатку – от русского персты.

БУХТЫ-БАРАХТЫ, с бухты барахты – вдруг, без видимой причины, без основания, необдуманно (поступать, делать что-л.) ♦ Сложение арабских слов بهت бухита "быть застигнутым врасплох" и диалектного براحتك би-ра:х#так "спокойно", "запросто".

 

В, в кои-то веки – очень редко. ♦ За русским в кои-то арабское واقعة ва:киъат "случай, событие" + توقع товок#к#иъ (… то веки) "требует ожидания", т.е. случай, который надо ждать, в смысле: "происходит не часто".

ВАЛЯТЬ, валять дурака (ваньку) – дурачиться, паясничать, потешать глупыми выходками. ♦ За русским валять скрывается арабское وله валах "безумие". Лексема дурак иногда заменяется "ванькой" по мотивам русских сказок, где главным героем выступает Ванька-дурак.

ВАСЬ-ВАСЬ – полюбовно. ♦ От арабского واسى ва:са: "утешать", "выражать сочувствие", "соболезновать".

ВЕНЕЦ, венец брачный – по церковному обряду необходимая принадлежность брака. ♦ Венец то же что корона. Последнее от арабского قرن к#арана "связывать", откуда арабское قرينة к#ари:на "супруга" и откуда корона, т.е. венец. В прежнее время обряд венчания был обязательным для бракосочетающихся, иначе брак не считался законным. Идти под венец – "бракосочетаться законным браком".

ВОДА, воды не замутит – о человеке тихом, скромном безобидном. ♦ За русским воды скрывается ар. وضيع вад#и:ъ "скромный, тихий". Добавление "не замутит" призвано мотивировать выражение, хотя выбор именно "воды" для передачи идеи скромности обусловлен арабским языком.

ВОЛК, хоть волком вой – выражение отчаяния, бессилия, невозможности что-нибудь предпринять. ♦ От арабского ويلك واي вайлак ва:й "о горе тебе".

ВОЛОСЫ, волосы на себе рвать ­– о внешнем выражении крайней степени горя. ♦ За русским рвать, арабское روى рава: "говорить, рассказывать", остальное надо читать в обратную сторону: عبثا صلوات ебе с ан с#олов (а:т) "напрасны молитвы", т.е. напрасно говорить (читать) молитвы. Или русское напрасные слова, сравните словами горю не поможешь.

ВЫГОРЕЛО, дело выгорело – кто-либо победил, добился успеха, все устроил. ♦ За русским выгорело арабское وأجري в'угрийа "и сделано (проведено, исполнено)".

 

ГАМБИТ, королевский (ферзевый) гамбит – начало шахматной партии, в которой жертвуют фигуру или пешку ради получения активной позиции и скорейшей возможности перейти в атаку шахматный термин гамбит происходит от итальянского выражения dare il gamdetto "дать подножку". ♦ За итальянским выражением скрывается арабское دار العبيط да:р ил-ъаби:т# буквально: "делать идиота", т.е. притворяться дураком.

ГАСТЕРБАЙТЕР – иностранный рабочий; от нем. Gastarbeiter. ♦ В немецком от сложения русских слов гость и работать. Русское гость от арабского جس гасс "выведывать, прощупывать". Ранее на Руси гостями называли заезжих купцов.

ГАУПТВАХТА – специально оборудованное помещение для содержания военнослужащих под арестом. ♦ От арабского عقوبة ъук#у:ба, ъугуба(т) "наказание" + وقت вак#т "время, срок", буквально "срок наказания". Примечательно, что русское жаргонное сокращение губа в звуковом отношении соответствует арабскому عقوبة ъугу:ба "наказание".

ГВОЗДЬ, никаких гвоздей – и больше ничего, только так и никак иначе. ♦ За русским гвоздь скрывается арабское جواز гава:з "дозволение", "прохождение".

ГЕСТАПО – фашистская тайная полиция в гитлеровской Германии. Сложение Geheime Staatspolizei. ♦ За фрагментом гес данной аббревиатуры скрывается арабское جس гасс "шпионить, выведывать". Оставшаяся часть: от русского: ТАйная ПОлиция.

ГИГАНТ, гигант мысли – о (псевдо)незаурядном человеке, (псевдо)мыслителе. Выражение из романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев", которым главный герой Остап Бендер называет своего компаньона Воробьянинова. Бендер выдает последнего за главу подпольной монархической организации, чтобы вымогать у напуганных нэпманов деньги". ♦ Греческое гигант от арабского تنجع танаггаъ "жиреть", производное от نجع нагаъ "идти на пользу о пище". В романе есть еще один смысловой уровень. Дело в том, что за русским мысли скрывается арабское مثـلي ми с ли "такой же как я, подобный мне". В таком случае гигант надо сопрягать с другим арабским корнем نجو нгв, "выходить из задницы о воздухе или говне", تنجى танагга: "вляпаться в говно". За фамилией Воробьянинов стоит арабское وارب ва:раб "обманывать, хитрить", За фамилией Бендер скрывается арабское بند баннад "завязывать", понятие, от которого идет غلف г#аллаф "завязывать, помещать в чехол, оглуплять", откуда русское глупость. За именем Остап арабское استعف истаъафф "искать невинных", т.е. дурачков, баранов, последнее от арабского برآن бар'а:н "невинный". Таким образом, фраза Остапа Бендера – гигант мысли - означает "он такой же как и я, обманщик, плут, ищущий дураков".

ГОРОХ, при царе Горохе – очень давно. ♦ Горох – от арабского جه وراح гай ва-ра:х# "был да сплыл", буквально: "пришел да ушел", царь – от арабского صار с#а:р "стал". Все выражение буквально переводится: "стал тем, кто был да сплыл", т.е. при царе, который был, а сейчас нет.

ГОРОХ, ставить (в угол) на горох – раньше существовала традиция ставить провинившихся детей на колени в угол на горох. ♦ Внешне для того, чтобы было больней, на самом деле за словом горох по созвучию скрывается грех, арабское جراح гира:х# "грехи". На созвучии грех/горох строится старый анекдот о том, как супруги договаривались за каждый грех откладывать по горошине.

ГОРОХ, как горох об стенку (как об стенку горох) – ничего не действует, бесполезно говорить с кем-либо. ♦ За русским горох скрывается арабскоеهاوره ха:варах "говорить с кем-л", т. е. говорить как со стенкой.

ГРАМОТА 1, почетная грамота. ♦ Обычай награждать почетной грамотой обусловлен созвучием русского слова грамота с арабским كرامة кара:мат "почет". По сути дела билингва. Арабское أكرم ' акрама "оказать честь" cовпадает с русским кормить.

ГРАМОТА 2, охранная грамота – ♦ От арабского حرمة х#армат "охранение", х#арам или х#урмат "защита". Билингва.

ГРЕХ, чего греха таить – вводные слова, означающие, что человек говорит очень откровенно, не скрывая своей ошибки. ♦ Буквальное понимание слова грех не сообразуется с фактами употребления фразеологизма, который подразумевает не грехи, а мелкие промахи, неудачи. На самом деле за русским греха таить скрывается арабское (в обратном прочтении) تحرج тах#арраг (в настоящем времени: титх#арраг) "стесняться, чувствовать себя неловко". Буквально "чего стесняться".

ГУБА 1, губа не дура – ♦ От арабской фразы أعجب ما ندر ' аъгаб ма надура "нравится то, что редко, то что высшего качества".

ГУБА 2, губы раскатать – возыметь желание получить то, что мало доступно. Первая часть от арабского أعجوبة ' уъгу:ба "то, что нравится", вторая – от رسخت раса х ат "утвердиться", прочитанного в обратном направлении: تخسر та х сар "проиграть", "потерять". Буквально: "утвердиться в том, что нравится, но потерять", т.е. "сильно захотеть, но потерять".

ГУБА 3, сидеть на губеармейский жаргон, "отбывать наказание на гауптвахте". Гауптвахта – заимствование из немецкого Hauptwache "главный караул". ♦ За немецким Haupt скрывается арабское عقوبة ъук#у:ба (ъугу:ба) "наказание", а за wache (русское вахта); арабское وقت вак#т "время", буквально: "отсиживать время наказания", сравните русское отсиживать срок.

ГУЛЛИВЕР, Гулливер и лилипуты – о чем-либо большом и о чем-либо крошечном, малом, противопоставленных друг другу по размерам или значимости. Оборот связан с сатирическим романом Дж. Свифт "Путешествие Гулливера", где моряк Гулливер попадает в страну лилипутов, ростом с палец, по сравнению с которыми он кажется великаном. ♦ За именем моряка (часть гул) скрывается арабское جولة гу:ля "путешествие", "круг, "тур" +حور х#вр "ивер") "вокруг", как переезжая сваха (см.). За лилипут скрывается арабское (в обратном прочтении) طفيل т#уфейл "ребеночек", + علة ъилла "слабость", букв. "слабый ребеночек".

ГУСЬ, гусь лапчатый – о ловком человеке, пройдохе. ♦ От сложения арабского جس гасс "прощупывать, разведывать" и ألف ' аллафа "сочинять, лгать" или لف лаффа "вертеть".

 

ДА, вот это да – выражение восхищения и удивления. ♦ За русским да скрывается арабское أداء ' ада:' “исполнение”, буквально "вот это исполнение!"

ДВОР 1, двор короля (монарха) – все, что относится к окружению монарха (царя, короля и пр.), придворные круги. ♦ От арабского يدور йду:р "окружать", корень: двр.

ДВОР 2, прийтись не ко двору – не подойти, не соответствовать чьим либо требованиям, вкусам, интересам, приходиться некстати. ♦ За русским ко двору скрывается арабское قده к#адду "в соответствии с" + ورعه вараъу "его набожности, вере". Арабское ورع вараъ "богобоязнь" является синонимом арабскому слову اتقاء ' иттик#а:', от которого происходит этика и название столицы богобоязненных японцев – Токио.

ДЕГОТЬ, мазать дегтем – позорить девушку, обвинять ее в бесчестии, за словом деготь арабское غط ده да г#ат#т# "это порча", за словом мазать арабское ميزة ми:за "отличительная черта, откуда ماز ма:з "отличаться". Сюда же: ложка дегтя в бочке меду.

ДЕД, Дед-Мороз – известный персонаж русских сказок, связан с образом богатыря, кузнеца, который сковывает воду железными морозами. ♦ Первая часть от арабского حداد (х#а)дда:д "кузнец". Из-за созвучия арабского слова с русским дед деда Мороза изображают старцем. Мороз – от арабского мараз "щипать", сравни также арабское قرص к##арас#а "щипать" قرس к##араса "быть сильным о морозе".

ДЕКАРТ, декартова система координат – прямоугольная система координат на плоскости, предложенная французским математиком и философом Рене Декартом. (БСЭ). ♦ В имени Декарт записано "две координаты". Ордината – от арабского عارضة ъа:рид#а "поперечина". По этой же причине его философия представляет собой дуализм души и тела.

ДЕМОКРАТИЯ – народовластие, политический строй, при котором верховная власть принадлежит народу; от греч. demos народ + kratos власть. ♦ Помимо официальной этимологии, этот термин может иметь и другие сокрытые значения в рангу управляющих. Так, греческое demos происходит от арабского أدميين 'адамиййин "люди", производное от أدم ' адам "человек". Вторая часть термина – от арабского قهرة к#ахарат "угнетение", буквально "людей угнетение".

ДЕРЕВО 1, дерево познания добра и зла – дерево, растущее в раю, от которого Адам и Ева вкусили плодов (яблок). ♦ За русским (!) дерево скрывается арабское دراية дира:йа "познание". Имеет место обычный для арабского языка повтор понятия для усиления: познание познанием типа ходить ходуном.

ДЕРЕВО 2, за деревьями не видеть леса – не видеть главного из-за множества деталей, калька с английского one can not see the wood for the trees. ♦ Хотя выражение выглядит мотивированным, его навеяло то, что за английским wood скрывается арабское وضوح вуд#у:х# "видимость, ясность", а за английским trees арабское تارس та:рис "сокрывающее".

ДО, до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до – название музыкальных звуков октавы; от арабской фразы مفصلة دورة доре мифас#с#аля "градуированный период" + صدى с#ада: "эхо, отзвук", буквально "градуированный период отзвука".

ДОБР, будь добр – этикетная формула вежливости при обращении к кому-либо с просьбой оказать услугу, что-нибудь сделать, достать, принести и т.п. ♦ В русском добр зашито арабское دبر даббер "достань, сделай".

ДОСУГ, не досуг кому-либо – некогда, нет времени заняться чем

либо. ♦ За русским досуг арабское يسوغ دع даъ йсу:г## "пусть пройдет свободно (о пище)", "дать проглотить, повремени", где даъ "пусть", йсу:г "быть свободным", "свободно проходить о пище по горлу".

ДОТЛА, сгореть (сжигать, сжечь) дотла – сгореть без остатка, до самого основания, окончательно, вконец. ♦ За русским тло арабское طل т#аллу (н) мн. число: طلول т#улу:л "остатки, следы жилья".

ДРОЗД, дать дрозда – сильно ругать, отчитывать кого-либо. ♦ За русским дрозд арабское دروس дуру:с (дрос) "уроки", т.е. дать урок.

ДУБ, дать дуба – помереть. ♦ От арабского طوبة т#у:ба: "блаженство", откуда الذكرطيب т#аййиб а з - з икр "блаженной памяти, светлой памяти". Родственно утопия, от ар. джази:рат ут-ту:ба: "остров Блаженства", т.е. "царство небесное".

ДУРАК, выпить не дурак – большой любитель выпить. ♦ Русское выражение не дурак идет от арабского يضرك ما ма йд#уррак "не повредит" из выражения مايضرك صغير بق бук#к#и с#г#еййар майд#уррак "маленький стаканчик не повредит".

ДУША, души не чаять в ком-либо – очень сильно, безгранично любить кого-либо. ♦ Сложение арабского أشد ' ашудд "крайний предел" (в обратном прочтении) и نعس наъас "склоняться, иметь симпатию (тама:йал)". Сравните арабское أميل ' ами:лу "склоняюсь, имею симпатию" и русское милый.

 

ЕЛЕ, еле-еле – то же, что едва. ♦ От арабского علة ъилла "слабость".

ЕМЕЛЯ, Брось Емеля не твоя неделя (пословица. Даль) – За именем Емеля арабское عمل ъамал "работа".

ЕРЕМЕЙ, всяк Еремей про себя разумей (пословица. Даль) – себе на уме. ♦ За именем Еремей арабское آمر 'а:мара "устраивать заговор".

ЕРМИЛ, деревенщина Ермил, да посадским бабам мил (пословица. Даль). ♦ за именем Ермил арабское أرمل ' армал "вдовый".

ЕРУНДА, нести ерунду – говорить неправду, болтать глупости. ♦ За русским ерунда скрывается арабское ده غير г#ерун да "не то это", т.е. неправильно. За русским нести арабское نصت насса(т) (ж. род) "произносить текст", "гласить". Грамматический термин латинской грамматики происходит от ар. جرد гаррада "образовать исходную простейшую грамматическую форму слова".

 

ЖАБА, грудная жаба – обиходное название стенокардии. ♦ От арабского صدرية ذبحة з абх#а с#адриййа "стенокардия", буквально "грудной забой", производное от глагола з абах# "забивать (скотину)"; без определения грудной арабский термин означает "ангина".

ЖАРЕНЫЕ ФАКТЫ – в словарях не отмечено. ♦ За рус. жареный скрывается арабское جار жа:рин (жа:рен) "текущий о событиях" + عاوي ъа:вй "кричащий, вопиющий", за русским факт арабское وقعت вак#аъат "происходить", откуда в арабском языке واقعة ва:киъат "факт". Буквально: "вопиющие текущие события".

ЖЕНЩИНА, ищите женщину – виновницей всякого события является женщина. Выражение часто употребляется в русской литературе и по-французски: Большинство названий французских кулинарных изделий связаны с эротическим началом. Например, яйца под майонезом, где за словом майонез скрывается арабское مي май "жидкость" + جنس йинс (джинс) "секс", т.е. сексуальная жидкость, или эклер, где зашито арабское экл ер "кушать член", а прижившееся у нас слово батон означает просто палка.

ЖИЛКА, поэтическая жилка – о чьей-либо склонности и способности к поэзии, калька с латинского vena poetica. ♦ За рус. словом жилка арабское (в обратном прочтении) خالج х а:лиж "то, что волнует, заботит, захватывает все внимание", откуда النفس خوالج х ава:лиж ан-нафс "душевные переживания". Сюда же иметь жилку "иметь природные склонности, способности к чему-либо".

ЖРЕБИЙ БРОСАТЬ – гадать на чем-л. чтобы принять решение. ♦ Бросать жребий все-таки более экзотичный способ распределения по жребию, чем его, например, тянуть. За русским словом жребий скрывается арабское جرب жарраб "испытывать, пробовать", а за бросать арабское صرف с#арраф "распределять, раздавать".

ЖУК, жук навозный – пройдоха, плут. Выражение получено в результате "освежения" метафоры жук "ловкий человек". ♦ За русским жук арабское جاق жа:к#а ( настоящее время: يجوق йажу:к#) "быть кривым", т.е. жук – это тот, кто ловчит, сравните арабское لوى лава: "быть кривым", откуда русское левый и ловкий. За русским навозный – арабское ناوى на:ви: "намеревающийся" + زنأ зана' "надоедание, приставание", т.е. "плут надоедливый".

 

ЗАБЛАГОВРЕМЕННО, сделать что-либо заблаговременно – сделать загодя, наперед. ♦ В слове заблаговременно часть – благ- от арабского بلغ балаг# "достигать", т.е. "до того, как достигнет (придет) время".Здесь арабское слово то же, что в благодарю (см.).

ЗАБУБЕНЫЙ, голова забубенная – отчаянный, бесшабашный, разгульный. ♦ От арабского زبوبة забу:ба "волосатая", или زباء заббба:' "непокорная, шальная о верблюдице". Не стриженная голова является символом дикости, невоспитанности, неуправляемости. По этой причине в армии, тюрьме и психушках, а иногда и в школах, стригут наголо. В смысловом плане эквивалентом такого поведения является красноречивый жест по причине созвучия данного арабского корня арабскому слову зубб (зубр или зобб) – "половой член".

ЗАЕДАТЬ, заедать чужой век – неодобрительно "жить излишне долго, переживать своих сверстников". ♦ Здесь за русским заедать арабское زائد за:'ид, в диалектах за:ед "плюс", "излишек".

ЗАЗРЕНИЕ, без зазрения совести - бесстыдно, нагло, фразеологизм является производным от устаревшего оборота совесть зазрила "стало совестно, стыдно". ♦ Русское зазрить – родственно зазорный – происходит от арабского زرى зара: "порицать, осуждать".

ЗАКАДЫЧНЫЙ, закадычный друг – близкий, задушевный друг, приятель. ♦ За частью кадыч- скрывается арабское (в обратном прочтении) صداقة с#ада:к#а "дружба", откуда صديق с#ади:к# "друг". Билингва. За русской приставкой за – арабское ذا з а: "который", как в заплечный мастер (см.).

ЗАКОН 1, юридический закон, закон судопроизводства – постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. ♦ Русское закон просходит от арабского ذقون з ук#у:н "бороды" или от ذقون з ак#у:н "имеющий бороду". В древности за советом, как жить, обращал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...