ВОПРОС 8 Система изучения имени существительного в начальной школе
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ВОПРОС 7 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА + ВОПРОС 27. проведите морфемный разбор слов План морфемного разбора: ( для практического ответа пример) 1. Выписать слово и определить часть речи. 2.Если слово изменяемое — определить окончание, для чего необходимо просклонять или проспрягать слово. 3.Выделить формообразующие суффиксы, которые не входят в основу. 4.Указать основу слова. 5.Определить корень слова с помощью подбора однокоренных слов. 6.Выделить приставки, суффиксы, по стфиксы и соединительные гласные. Образец морфемного разбора слова: 1. ПРИШЛАСЬ — глагол. 2. Это изменяемое слово: ПРИШЛАСЬ — ПРИШЛОСЬ. Окончание -А. 3.Формообразующий суффикс прошедшего времени глагола — -Л-. 4.Основа слова ПРИШ…СЬ. Окончание и формообразующий суффикс в основу не входят. 5.Однокоренные слова — пришел, шел, шла. Корень Ш. 6.Приставка ПРИ-, постфикс -СЬ.
ВОПРОС 7 Задачи изучения морфемного состава слова: -осознанное усвоение понятий корень, однокоренные слова, приставка, суффикс, окончание -формирования умения проводить морфемный анализ слова, находить конкретную морфему, подбирать однокоренные слова, отличать формы слова от однокоренных слов -создание основы для освоения орфографических правил (ПБГ, НБГ, ПС, НС, единообразное написание приставок, отличие приставок от предлогов) -совершенствование и развитие речи, обогащение словаря учащихся Тема состав слова изучается в несколько этапов: 1 Подготовительный (совпадает с периодом обучения грамоте) задачи: -развивать умение видеть морфемное строение слова, видеть прежде всего корень в слове -формировать умение устанавливать смысловые взаимоотноешения между словами
-обогащать словарный запас учащихся На это этапе отдельных уроков на изучение темы не выделяется. на уроке обучения грамоте включаются задания подготовительного характера. 2.Ознакомительный этап задачи: - сформировать представление о родственных словах -ввести понятие корень и познакомиь с его особенностями -сформировать умения подбирать однокоренные слова и находить корень в цепочке родственных слов -провести наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах -обогатить речь учащихся при подборе родственных слов Формирование понятия однокоренные слова, связанно с усвоением двух существенных признаков - общий смысл, общий часть приемы выделения корня - подбери родственные слова, сравни их, выдели общую часть Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами. ОСНОВНОЙ ЭТАП Связь лексических значений с морфемным составом. Формируется навык проводить морфемный анализ слова задачи: -сформировать понятия окончание, суффикс, приставка -развивать представления школьников о взаимосвязи междк лексическим значением слова и его морфемным составом -развивать умение осознанно употреблять в речи слова с приставками и суффиксами -формировать умение проводить морфемный анализ слова -практическим путем познакомить с элементами словообразования -подготовить к изучению орфографических тем по правописанию гласных и согласных в разных частях слова Приемы выделения: -окончание: *измени слово по числу или по вопросу *сравни исходящую и полученную форму слова *найди ту часть, которая изменилась учимся находить/выделять/изменять окончания -приставка *подбери однокоренное слово бз приставки или с другой приставкой
*сравни слова *найди ту часть, которая стоит перед корнем учимся находить/выделять приставку в слове, образовывать слова с помощью приставки -суффикс (суффикс прошедшего времени -ть -ти -чь-сь ) *подбери однокоренное слово с другим суффиксом или без него *сравни слова *найди ту часть, которая после корня учимся находить/выделять суффикс в слове/образовывать слова с помощью суффикса Завершается основной этап формирования проводить морфемный анализ слова: 1.Сначала выделить корень, так как он несет основное лексическое значение 2.выделить окончание, как изменяемую часть слова Заключительный этап Это работа над составом слова в процессе изучения в каждой части речи. Как и на первом этапе специальных уроков не отводится, а в процессе изучения частей речи углубляются знания о словообразовательной роли приставок, суффиксов, формируются умения писать безударные падежные окончания существительных, прилагательных и личные окончания глаголов. ВОПРОС 8 Система изучения имени существительного в начальной школе Задачи: (в учебнике эти задачи идут в заголовках тем) -формирование понятия имени существительного - различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные -формировать умение писать с заглавной буквы имена собственные - ознакомление с понятием «род ИС», освоение правописания мягкого знака на конце ИС после шипящих -формирование умения изменять ИС по числам и падежам -навык правописания безударных падежных окончаний ИС -обогащение словаря, умение употреблять ИС в речи Последовательность изучения ИС: 1.Подготовительный (1 класс) совпадает с периодом обучения грамоте (обращать внимание КТО, ЧТО) 2. Ознакомительный (2 класс) – собственные/нарицательные; число. Совершенствуется умение ставить вопросы смысловые и грамматические 3.Основной этап ( 3 класс) – число, род, падеж -РОД (особенности изучения) – род постоянная категория существительного (не меняется у существительного). При определении рода вводится последовательность: *определяется род существительных в именительном падеже в единственном числе *определяется род существительных во множественном числе
* определяется род существительных в косвенных падежах -ЧИСЛО легко усваивается -ПАДЕЖ И ван Р одил Д евчонку В елел Т ащить П елёнку *каждый падеж отвечает на свой вопрос *ИС отвечающие на одинаковые вопросы стоят в одном падеже *падеж существительного зависит от слова, с которым оно связано Именительный есть КТО? ЧТО? Родительный нет КОГО? ЧЕГО? Дательный дать, рад КОМУ? ЧЕМУ? Винительный вижу, виню КОГО? ЧЕГО? Творительный доволен, горжусь, творю, общаюсь с, любуюсь КЕМ? ЧЕМ? Падежный думаю, говорю О КОМ? О ЧЕМ? Алгоритм выделения падежа: 1.Выделить словосочетание 2.Поставить двойной падежный вопрос (стучал клювом – стучал КЕМ? ЧЕМ? – клювом) 3.Обратить внимание на окончание и предлог ИС 4.Определить падеж Катя нарисовала стол КТО? ЧТО стол (именительный) Катя нарисовала лису КОГО?ЧЕГО? лису (родительный) Для правильного определения падежа склоняют существительное и прилагательное, спрягают глаголы. Алгоритм определения склонения: 1.Поставь ИС в начальную форму 2.Определи род 3.Выдели окончания 4.Определить склонение по роду и окончанию Правописание безударных падежных окончаний: Страны(Земли) – 1 скл (балда) Конь (село) – 2 скл (кот) Степь - 3 скл (любовь) Заключительный этап -умение определения 3 склонений -умение определить склонение в начальной форме, в косвенных падежах -навык правописания безударных существительных 3 склонения и существительных во множественном числе -правописание окончаний ИС во множественном числе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|