Характеристика основных орфографических понятий
Орфография – раздел русского языка, правила которого помогают выбирать целесообразно-обоснованное написание и обеспечение понимания правил и смысла текста. Разделы орфографии: l Передача буквами фонемного состава слов l Слитное, раздельное, дефисное написание l Употребление прописных и строчных букв l Правила переноса слов l Правила аббревиации
Орфограмма- место, где может быть ошибка. - отдельная буква в слове - сочетание букв - морфема - стык морфем - пробел между словами - месторазделение слова для переноса - выбор строчной - заглавной буквы Орфографическая зоркость - умение видеть орфограмму, определять ее тип, обнаруживать свои и чужие ошибки. ОЗ развивается двумя путями: l на интуитивном уровне – при чтении, а также с помощью постановки цели: ищи сомнительные написания, отделяй «знаю» от «не знаю» l на теоретическом уровне, когда идет усвоение грамматических понятий и формирование на их основе орфографических умений Орфографический навык -автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека в условиях ее протекания в письменной форме Этапы развития ОН:
Орфографическое поле – пространство, которое требуется для проверки орфограммы. ОП может быть:
- 2 буквы (чуду –чу) - морфема (спешит-спешка) -словосочетание (в синем небе) -предложение (Высоко в небе парил о рел.)
15. Орфографическое правило: сущность, виды, методика работы Виды правил: по Львову
Методика работы над орф. правилом 1. Репродуктивная 2. Исследовательская Учитель готовит материал для исследования, организует беседу обсуждения, в ходе которой ученики по частям форм. новое правило, а затем обобщают его- чтение по учебнику -заучивание- воспроизведение с примерами. Алгоритм работы с формулировкой правила (по учебнику) 1. Чтение правила по учебнику
1-2 класс – учитель вслух 3-4 класс – хорошо читающий ученик вслух 2. Самостоятельное чтение правила учащимися 1-2 класс – хором 3-4 класс – про себя 3. Вопросы по правилу 1-2 класс – конкретные (Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?) 3-4 класс – обобщенные (Что вы можете рассказать о проверке безударной гласной в корне слова?) 4. Разбор примеров 5. Заучивание правила в парах 6. Воспроизведение правила по памяти с приведением своих примеров
Виды орфографических упражнений, методика их применения Имитативные упражнения (виды списывания) Широко известны следующие виды обучающего списывания: списывание с грамматическим или орфографическим комментированием, списывание с выделением орфограмм или грамматических форм, списывание со вставкой пропущенных букв, списывание с частичной перестройкой текста, например с переменой глагольного времени с настоящего на прошедшее, списывание с грамматическим разбором путем условного подчеркивания и пр. Механизм списывания: а) прочтение слов или текста с установкой на обнаруживание орфограмм; б) запоминание правильного написания с постепенным увеличением объема запоминаемого (от 2–3 букв в 1-м полугодии I класса – до 5–6 слов в IV классе); в) запись – воспроизведение на письме того, что запомнил, с соблюдением требований каллиграфии; г) в необходимых случаях – уточнение того, чего память не сохранила; д) выделение орфограмм в темпе письма, их подчеркивание; е) комментарий к орфограммам – вслух или про себя; ж) проверка орфограмм но алгоритму – обычно свернутому; з) проверка по книге. Виды диктантов Диктанты, как и списывание, чрезвычайно распространены в практике школ. Различают диктанты слуховые, зрительные, «самодиктанты» и творческие диктанты. Слуховой диктант определяют как такое орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в графический код, т. е. пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях. Его механизм: а) акустическое восприятие диктуемого текста; б) его смысловое понимание; языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический; в) внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим изображением; г) на этой основе – мысленное выделение орфограмм; д) их проверка различными способами, преимущественно с помощью правил; е) запись; проверка и запись должны совпадать во времени, иначе пишущий будет отставать, волноваться и, разумеется, ошибаться (темп диктовки нацелен на быстрое письмо); ж) запись, самопроверка. После завершения диктанта учитель дает время на окончательную проверку всего текста. По содержанию диктанты бывают словарные, могут содержать предложения, не составляющие связного текста, и текстовые. Последние наиболее приближены к естественным условиям письма, а словарные более конкретны и направлены на орфографическую тему. Для пунктуации целесообразен текст. По цели проведения: предупредительные – орфограммы комментируются до письма; объяснительные – орфограммы объясняются после написания; контрольные, или проверочные, проводятся либо по следам изучения крупной темы, либо в конце четверти, полугодия или года.
Механизм зрительного диктанта: а) прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание; б) повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (эта ступень иногда исключается, чтобы дети запоминали с первого раза); в) внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм; г) запись на основе зрительного образа слов; д) самопроверка по образцовому тексту. В механизме зрительного диктанта побуквенное проговаривание не исключается (но не орфоэпическое!). Самодиктант, или диктант «проверяю себя», есть, в сущности, вариант зрительного диктанта: он ориентирован на самостоятельную работу без учителя. Его порядок: внимательное прочтение значительного отрывка текста, выявление в нем орфограмм, после чего текст убирается. Затем ученик его пишет, потом проверяет по образцу. Творческие диктанты очень разнообразны: от составления текста на заданную тему по опорным словам, которые дает учитель (обычно это трудные в орфографическом отношении слова, их называют также ключевыми словами), – до «диктовки мыслей, а не слов» (В. А. Флеров, 1913), т. е. свободного диктанта: текст прочитывается по абзацам, по компонентам, и каждый ученик излагает его по-своему, в своем индивидуальном ключе. В методической литературе можно встретить и такие названия диктантов, как предметный диктат (требуется написать названия всех предметов определенной тематической группы, например названия деревьев), диктанты по воображению, по воспоминанию, по картине.
Грамматико-орфографическое комментирование. Его первоначальное название комментированное письмо, позже – комментируемое письмо. В сущности, комментирование – это один из видов анализа, разбора. Он, как и работа с алгоритмами, может быть подробным, полным и кратким, свернутым. Механизм комментирования: а) чтение текста или его запись; б) последовательное указание орфограмм в словах и между ними; в) к каждой орфограмме – комментарий: тип орфограммы, ее правильное написание; г) в конце предложения – комментирование пунктуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|