Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика основных орфографических понятий




Орфография – раздел русского языка, правила которого помогают выбирать целесообразно-обоснованное написание и обеспечение понимания правил и смысла текста.

Разделы орфографии:

l Передача буквами фонемного состава слов

l Слитное, раздельное, дефисное написание

l Употребление прописных и строчных букв

l Правила переноса слов

l Правила аббревиации

 

Орфограмма- место, где может быть ошибка.

- отдельная буква в слове

- сочетание букв

- морфема

- стык морфем

- пробел между словами

- месторазделение слова для переноса

- выбор строчной - заглавной буквы

Орфографическая зоркость - умение видеть орфограмму, определять ее тип, обнаруживать свои и чужие ошибки.

ОЗ развивается двумя путями:

l на интуитивном уровне – при чтении, а также с помощью постановки цели: ищи сомнительные написания, отделяй «знаю» от «не знаю»

l на теоретическом уровне, когда идет усвоение грамматических понятий и формирование на их основе орфографических умений

Орфографический навык -автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека в условиях ее протекания в письменной форме

Этапы развития ОН:

  1. Подготовительный – изучается грамматическое понятие, которое необходимо для формирования ОН (например, корень)
  2. Ориентировочный – изучается орфографическое правило (правило проверки безударной гласной в корне слова)
  3. Отрабатывающий – проводится формирование умения, четко следуют алгоритму действий (ставлю ударение, выделяю корень, нахожу безударную гласную в корне, подбираю проверочное слово)
  4. Этап автоматизации – происходит свёртывание алгоритма действий, формируемые умения автоматизируются
  5. Этап трансформации знаний – проводятся тематические к/р, творческие работы (изложения, сочинения), в которых смещаются приоритеты: в них орфография – не цель, а средство достижения главной цели – передать информацию

Орфографическое поле – пространство, которое требуется для проверки орфограммы. ОП может быть:

- 2 буквы (чуду –чу)

- морфема (спешит-спешка)

-словосочетание (в синем небе)

-предложение (Высоко в небе парил о рел.)

 

 

15. Орфографическое правило: сущность, виды, методика работы
Орфографическое правило – предписание, которое устанавливает обязательное для всех написание и определяет способ проверки.

Виды правил: по Львову

  1. Правила-указания или запрещения – не требуют рассуждений, не опираются на теоретический материал предусматривают 1 шаг-действие (жи, ши пиши с буквой и)
  2. Правила-указания для выбора написания из двух или нескольких вариантов – требуют рассуждений, опираются на морфемный, грамматический анализ, действия пишущего состоят из нескольких шагов (ФИО с большой буквы)
  3. Правила-наблюдения над языком (общая часть родственных слов, или корень, пишется одинаково)
  4. Грамматические правила – не содержат орфографических указаний, но подводят ученика к выводу, предусматривают большое количество шагов действий (правописание безударных падежных окончаний ИС)
  5. Правила-предписания к выполнению действия – не содержат указания по написанию, а лишь подсказывают вариант проверки, по сути являются алгоритмами (правописание слов с ПБГ в корне слова)

Методика работы над орф. правилом

1. Репродуктивная

2. Исследовательская

Учитель готовит материал для исследования, организует беседу обсуждения, в ходе которой ученики по частям форм. новое правило, а затем обобщают его- чтение по учебнику -заучивание- воспроизведение с примерами.

Алгоритм работы с формулировкой правила (по учебнику)

1. Чтение правила по учебнику

1-2 класс – учитель вслух

3-4 класс – хорошо читающий ученик вслух

2. Самостоятельное чтение правила учащимися

1-2 класс – хором 3-4 класс – про себя

3. Вопросы по правилу

1-2 класс – конкретные (Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?)

3-4 класс – обобщенные (Что вы можете рассказать о проверке безударной гласной в корне слова?)

4. Разбор примеров

5. Заучивание правила в парах

6. Воспроизведение правила по памяти с приведением своих примеров

 

Виды орфографических упражнений, методика их применения

Имитативные упражнения (виды списывания)

Широко известны следующие виды обучающего списывания: списывание с грамматическим или орфографическим комментированием, списывание с выделением орфограмм или грамматических форм, списывание со вставкой пропущенных букв, списывание с частичной перестройкой текста, например с переменой глагольного времени с настоящего на прошедшее, списывание с грамматическим разбором путем условного подчеркивания и пр.

Механизм списывания:

а) прочтение слов или текста с установкой на обнаруживание орфограмм;

б) запоминание правильного написания с постепенным увеличением объема запоминаемого (от 2–3 букв в 1-м полугодии I класса – до 5–6 слов в IV классе);

в) запись – воспроизведение на письме того, что запомнил, с соблюдением требований каллиграфии;

г) в необходимых случаях – уточнение того, чего память не сохранила;

д) выделение орфограмм в темпе письма, их подчеркивание;

е) комментарий к орфограммам – вслух или про себя;

ж) проверка орфограмм но алгоритму – обычно свернутому;

з) проверка по книге.

Виды диктантов

Диктанты, как и списывание, чрезвычайно распространены в практике школ. Различают диктанты слуховые, зрительные, «самодиктанты» и творческие диктанты. Слуховой диктант определяют как такое орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в графический код, т. е. пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях.

Его механизм: а) акустическое восприятие диктуемого текста; б) его смысловое понимание; языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический; в) внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим изображением; г) на этой основе – мысленное выделение орфограмм; д) их проверка различными способами, преимущественно с помощью правил; е) запись; проверка и запись должны совпадать во времени, иначе пишущий будет отставать, волноваться и, разумеется, ошибаться (темп диктовки нацелен на быстрое письмо); ж) запись, самопроверка. После завершения диктанта учитель дает время на окончательную проверку всего текста. По содержанию диктанты бывают словарные, могут содержать предложения, не составляющие связного текста, и текстовые. Последние наиболее приближены к естественным условиям письма, а словарные более конкретны и направлены на орфографическую тему. Для пунктуации целесообразен текст. По цели проведения: предупредительные – орфограммы комментируются до письма; объяснительные – орфограммы объясняются после написания; контрольные, или проверочные, проводятся либо по следам изучения крупной темы, либо в конце четверти, полугодия или года.

Механизм зрительного диктанта: а) прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание; б) повторное прочтение с выделением и осознанием орфограмм (эта ступень иногда исключается, чтобы дети запоминали с первого раза); в) внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм; г) запись на основе зрительного образа слов; д) самопроверка по образцовому тексту. В механизме зрительного диктанта побуквенное проговаривание не исключается (но не орфоэпическое!).

Самодиктант, или диктант «проверяю себя», есть, в сущности, вариант зрительного диктанта: он ориентирован на самостоятельную работу без учителя. Его порядок: внимательное прочтение значительного отрывка текста, выявление в нем орфограмм, после чего текст убирается. Затем ученик его пишет, потом проверяет по образцу.

Творческие диктанты очень разнообразны: от составления текста на заданную тему по опорным словам, которые дает учитель (обычно это трудные в орфографическом отношении слова, их называют также ключевыми словами), – до «диктовки мыслей, а не слов» (В. А. Флеров, 1913), т. е. свободного диктанта: текст прочитывается по абзацам, по компонентам, и каждый ученик излагает его по-своему, в своем индивидуальном ключе. В методической литературе можно встретить и такие названия диктантов, как предметный диктат (требуется написать названия всех предметов определенной тематической группы, например названия деревьев), диктанты по воображению, по воспоминанию, по картине.

Грамматико-орфографическое комментирование. Его первоначальное название комментированное письмо, позже – комментируемое письмо. В сущности, комментирование – это один из видов анализа, разбора. Он, как и работа с алгоритмами, может быть подробным, полным и кратким, свернутым.

Механизм комментирования: а) чтение текста или его запись; б) последовательное указание орфограмм в словах и между ними; в) к каждой орфограмме – комментарий: тип орфограммы, ее правильное написание; г) в конце предложения – комментирование пунктуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...