Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика проведения изложений




Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Школьник пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказывает правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. Разнообразие видов пересказа, выработанное опытом, вносит оживление в уроки: известен пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный, сжатый – с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице – пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от «лица» неживого предмета), пересказ драматизированный – в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками – иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ – описание экспозиции (места действия); пересказ – устное рисование картин, иллюстраций и пр. Письменные пересказы принято называть изложениями. Это методическое средство имеет неплохое оснащение – пособия для учителя, именуемые «Сборниками текстов для изложения». Такие сборники содержат не только тщательно подобранные и, как правило, адаптированные тексты удобных размеров, но и подробный методический аппарат к ним. Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, без большой спешки подбирать слова, тщательно выверять строй предложений. Однако и требования учителя к письменному изложению выше, чем к устному пересказу.При подготовке к пересказу, изложению используются следующие приемы: – уяснение вида пересказа – подробный, близкий к тексту образца или выборочный, по иллюстрации, от лица персонажа и т. п.; – определение цели работы; – беседа с целью глубокого уяснения содержания и языковых особенностей; – выразительное перечитывание образца; – логическое и композиционное расчленение рассказа – составление его плана, обычно методом озаглавливания его частей; – предварительный пересказ фрагментов; – анализ «чернового» пересказа и его критика; – исправление недостатков; помощь индивидуального характера в процессе письма наложения. Иными словами, устному и письменному пересказу нужно последовательно обучать от урока к уроку. Письменные изложения можно расценивать как направляющие и контролирующие вехи в этом постепенном и длительном процессе. Методика изложений отдельных видов Простейший вид пересказа – близкий к тексту образца. В нем сохраняется и передается учеником не только содержание, но и язык в значительной степени. Он служит, во-первых, средством закрепления в памяти содержания прочитанного, прослушанного во всех его деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образца и языковых средств в их действии. В-третьих, это уже процесс речи, устной или письменной. Не всякий текст рекомендуется для пересказа, особенно письменного. Так, текст малого объема дети легко зaпoминают.

Однако вернемся к подробному пересказу, изложению. Порядок подготовительных ступеней в письменном изложении: 1. Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста. 2. Чтение текста: учитель – 1–2 раза; учащиеся – один раз; если текст хорошо знаком детям, учитель читает один раз. 3. Беседа – не очень подробная. 4. План составляется школьниками (готового плана не следует давать). 5. Языковая подготовка: опорные слова, трудные слова, обороты речи. 6. В старых методиках рекомендовался устный рассказ 2–3 человек до его записи. В наши дни не рекомендуется из опасения, что рассказ ребенка, как бы он ни был хорош, может помешать прямому влиянию на пишущих со стороны подлинного, образцового текста. 7. Составление текста учащимися, запись, расположение текста на страницах. 8. Самопроверка, саморедактирование (проверяется построение текста, выбор слов, правописание). К сожалению, в большинстве случаев изложения пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь дети пишут очень медленно. С черновиками пишут не более 2–3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причем исправления не считаются помарками и не приводят к снижению оценки или к упрекам. Наоборот, удачные исправления поощряются. Изложение оценивается целостно. Зрелым считается такой пересказ, такое изложение, которые опираются не на серию вопросов учителя по содержанию текста, а на его внутреннюю логику, на план. Типичные недостатки пересказа устного и письменного: – неумение начать; – подробное начало и скомканное окончание; – пропуск чего-то важного; – обеднение языка – допустимым считается 40% лексики образцового текста в ученическом изложении (выше 60% бывает редко).

Выборочный пересказ может быть по вопросу или заданию: – расскажите, как медведица купала медвежат; – опишите картину лесной поляны; – сделайте пересказ по одному из пунктов плана; – перескажите по иллюстрации к рассказу; – выборочно опишите черты характера кого-то из персонажей рассказа. В выборочном пересказе элемент логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе. Третий вид – сжатое изложение: это по преимуществу логическая работа учащихся, она резко отличается от первых двух видов и труднее дается детям. Школьник должен выбрать основное, существенное содержание рассказа, не нарушая логики, смысла, связей, последовательности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...