Синтаксис – порядок построения словосочетаний, предложений
*для развития речи *для умения выразить мысль При изучении синтаксиса устанавливаются связи между другими разделами языка и знания систематизируются. Синтаксическими единицами, которые изучаются в начальной школе являются словосочетания и предложения. Задачи: 1.Познакомить с синтаксическими единицами, раскрыть роль предложения и словосочетания в русскому языке 2.Заложить основы пунктуационных умений, навыков 3.научить правильно использовать интонацию и передавать её в устной и письменной речи 4.Развивать синтаксический уровень речи школьников, их способность правильно и точно выражать свои мысли Методика работы над словосочетанием: Словосочетание -два слова или более, связанные между собой по смыслу Словосочетания не оформляются интонационно, не является единицей общения, и не содержит обращения или утверждения Не являются словосочетанием: -подлежащее и сказуемое (между ними не подчинительные отношения) -сочетания однородных членов (между ними не подчинительные отношения) -сочетания служебных и знаменательных слов (вследствие болезни, только ветер, буду учителем) Этапы работы над словосочетанием: 1.Подготовительный (1 класс) *словосочетания используются для описания предметов (арбуз какой? сочный) 2.Ознакомительный (2 класс) *словосочетания во 2 классе изучается внутри темы предложения Знания, которые должны получить дети: -словосочетание состоит из 2 или более слов, связанных между собой по смыслу -формируется умение выделять словосочетание из предложения: *от подлежащего вопрос *вопрос от сказуемого *вопрос от второстепенных членов 3.Основной этап (3 класс) -словосочетание состоит из главного и зависимого слова
Дети учатся находить главные и зависимые слова по вопросу (расцветут где? Когда?) 4.Заключительный (4 класс) Словосочетанию уделяется большое внимание при изучении падежей существительных, прилагательных, при правописании родовых, падежных существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов и при правописании предлогов. Методика работы над предложением: Предложение – одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль Признаки предложения: -выражает законченную мысль -имеют интонационное оформление -может содержать обращение/утверждение В работе над предложением -формируется понятие -рассматривается структура предложения (основа предложения (главные члены) и второстепенные члены -формирование умения характеризовать, классифицировать и составлять предложения, разные по цели высказывания, по эмоциональной раскраске, по структуре, по наличию второстепенных членов ТИПЫ предложений: *по цели высказывания -повествовательные – сообщение информации (весна пришла) -вопросительные – получение информации (весна пришла?) -побудительные – побуждение к действию (весна приходи!) *по эмоциональной окраске все типы предложений по цели высказывания могут быть восклицательными (эмоционально-окрашенными) так и не восклицательными *по структуре – простые и сложные (одна или несколько грамматических основ) сложные – ССП, СПП,БСП *по наличию второстепенных членов распространённые и нераспространённые * по наличию главных членов – односоставные и двусоставные *по наличию осложняющих элементов – осложнённые и неосложнённые *и др.
Этапы работы над предложением: Класс (период ОГ) Знания: -речь состоит из предложений -предложение выражает законченную мысль -в предложении о ком-то что-то говорится -предложение обозначается схемой -в конце предложения голос понижается, между предложениями делаются паузы
-предложение состоит из слов -слова в предложении связаны по смыслу Умения: -выделять предложения из потока речи -отличать предложение от слова и словосочетания (без терминов) -определять о ком, о чем говорится в предложении, что говорится -составлять предложения по сюжетной, предметной картинке, по опорным словам, на тему -правильно оформлять предложение на письме Класс Знания: -термин и определение предложения (с эмпирического уровня поднимаются на понятийный) -знаки препинания в конце предложения (.?!) -главные члены предложения – подлежащее, сказуемое (термин, определение) -члены предложения, второстепенные члены, распространенное/нераспространённое Умения: --правильно читать предложения с нужной интонацией -находить главные члены предложения (частичный синтаксический разбор) -выделять слова, зависимые от главных членов предложения -наращивать и свёртывать синтаксические конструкции Класс Знания: -виды предложений по цели высказывания и по интонации (нужно показать, что любое предложение по цели может быть восклицательным и невосклицательным (весна пришла! Выходи из круга вон.) -второстепенные члены -простое/сложное предложение Умения: -характеризовать предложение по цели высказывания и интонации -выделять из предложения словосочетания -составлять схему предложения-составлять предложения по схеме -выполнять синтаксический разбор
Класс Знания: -однородные члены предложения (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову) -произносятся с интонацией перечисления -знаки препинания при однородных членах предложения -наблюдают за сложными предложениями, но понятие не вводится Умения: -читать предложения с однородными членами -находить однородные члены предложения -составлять предложения с однородными членами предложения -ставить знаки препинания при однородных членах (союзы а, но, и) ВИДЫ работ при изучении предложения: 1.Проведение графического диктанта: учитель диктует текст по предложениям, ученики обозначают каждое предложение схемой 2.Восстановление деформированного предложения (на, распустились, листочки, клейкие, деревьях)
3.Распространение предложения 4.Исправление стиля (на деревьях распустились листочки клейкие) 5.Синтаксический разбор: полный, неполный УРОВНЕВАЯ СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|