Уровни работы по развитию речи учащихся
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет реализацию в начальном курсе русского языка познавательной (традиционной) и социокультурной целей. Методика развития речи младших школьников предусматривает работу учителя по четырем направлениям: на произносительном, лексическом, синтаксическом уровнях и уровне связной речи. Работа по развитию речи на произносительном уровне включает: - совершенствование техники речи, состоящее в развитии речевого дыхания (тренировка длинного выдоха и умения рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи), в тренировке артикуляционного аппарата, в формировании дикционных навыков учащихся (воспитание чистоты и ясности произнесения отдельных звуков, слогов, слов, фраз); - организацию усвоения школьниками орфоэпических норм русского литературного языка – предупреждение и устранение отрицательного воздействия написания как ведущей причины типичных, общих для всех русских младших школьников орфоэпических ошибок (так называемое «орфографическое проговаривание»); изучение трудных случаев произношения типа «что», «конечно», «зимнего», «сегодня», «легкий», «свитер», «музей», «почтальон» и др.; - совершенствование интонационных умений учащихся – разграничение эмоциональной и смысловой интонации; формирование умений пользоваться мелодикой, динамикой, темпом, паузацией, тембром как средствами выражения эмоций в определенных речевых ситуациях [13, с. 380-385]. Методика развития лексического уровня речи учащихся предусматривает четыре основных направления. 1. Обогащение словаря – усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. По данным М. Р. Львова, семилетний ребенок, поступающий в школу, употребляет в своей речи хотя бы один раз с пониманием значения слова (это активный словарь) или понимает, но не употребил ни разу, так как не было потребности (пассивный словарь), от 2,5-3 тысяч слов до 7-8 тысяч; соответственно одиннадцатилетний школьник имеет в своем словаре от 7-8 до 10-15 тысяч слов (в отдельных случаях больше). Простой арифметический расчет дает среднее число ежедневного пополнения словаря школьника: 5-7 слов и значений [13, с. 385-386]. На эти объективные показатели учитель может ориентироваться в организации словарной работы в системе обогащения словаря учащихся.
2. Уточнение словаря – развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, охватывающее следующие лексико-семантические темы: - углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков значений; - наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно; - освоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах; - усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов; - работа с синонимами, омонимами, антонимами, паронимами, со словами иноязычного происхождения, с устаревшими словами и историзмами, с фразеологизмами, тропами и др.; - составление тематических групп слов [13, с. 386-387; 14, с. 330]. 3. Активизация словаря – перенесение как можно большего количества слов из пассивного в активный словарь; введение слов в предложения, в устную и письменную речь. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях. В методике обучения русскому языку существуют следующие упражнения по активизации словаря:
- орфоэпическая работа со словом; - запись слова в орфографических целях; - составление словосочетаний и предложений со словом; - близкий к тексту пересказ с использованием лексики оригинала; - составление и запись различных текстов с избранными словами (данное задание не должно быть слишком жестким, считается нормальным, если ученик употребил не все опорные слова, а 60% или меньше); - исследование правильности, уместности употребления в тексте определенных слов, поиск и замена слов; - словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом; - перевод слова на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; - подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову, и др. 4. Устранение нелитературных слов, употребляемых младшими школьниками – перевод из активного словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды; исправление ошибочных ударений, произношений. Следует отметить, что все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. На синтаксическом уровне работы по развитию речи на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений. Содержание синтаксической речевой работы составляют: 1) речевые упражнения со словосочетаниями: - выделение словосочетаний из предложений; - установление связей внутри словосочетания (постановка вопроса к подчиненному слову от подчиняющего), фиксация этих связей на письме; - объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний; - толкование значений словосочетаний вне предложения; - составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте; - составление словосочетаний в связи с изучением частей речи; - составление словосочетаний разных типов, выбор подчиненных слов по ассоциации; - составление словосочетаний разнообразной тематики; - включение словосочетаний в предложения; - выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи; - исправление речевых ошибок в словосочетаниях; - редактирование собственного текста (или подготовленного учителем).
2) речевые упражнения с предложениями: а) упражнения на основе образцов: - чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбора слов, изобразительных средств; выразительное чтение: паузы, интонации и пр.; - заучивание стихов и прозы, выделение предложений, их анализ; - составление предложений по вопросам; - составление предложений, аналогичных данному; б) конструктивные упражнения: - восстановление деформированного предложения: даны слова вразброс, по смысловым и грамматическим связям надо восстановить «рассыпанное» предложение; варианты этого упражнения: все слова даны в нужной форме; в нужной форме стоят лишь некоторые слова; все слова даны в начальной форме; - деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о началах предложений, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей; - ступенчатое, по вопросам, распространение предложения; - сокращение распространенного предложения до возможного передела (обратное упражнение); - редактирование собственных и подготовленных учителем предложений; - соединение двух-трех простых предложений в одно; - построение предложений заданного типа или по модели (с однородными членами и т.п.); - составление предложений по заданной синтаксической схеме; - конструирование предложений разнообразных типов и тематики; - выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах с объяснением возникающих оттенков смысла; в) творческие упражнения: - составление предложения по словосочетанию (словосочетаниям); - составление предложения по опорным словам (не более двух-трех); - составление предложения по одному опорному слову (чаще всего новому); - составление предложения по заданному обороту речи, фразеологизму; - составление предложения по сюжетной картинке; - составление предложения по предметной картинке (одушевленный, неодушевленный предмет); - составление предложения на заданную тему; - составление предложения заданного жанра или типа речи: загадка, пословица, художественное описание [12; 13; 14].
Развитие речи на уровне связной речи (на уровне текста) предполагает обучение школьников построению компонентов речи, по объему превышающих предложение. К ним относятся: - развернутые ответы на вопросы; - различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории; - устный пересказ прочитанного в различных вариантах; - письменные изложения образцовых текстов; - рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти; - устные рассказы учащихся по выбранной или заданной теме, по картине, по наблюдениям, по предложенному или самостоятельно составленному плану, по данному началу или концу, по заданной схеме сюжета и т.д.; - письменные сочинения разнообразных типов; - записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы, личных дневников; - различные виды драматизации (перестройка текста с целью сценического воплощения); - словесное иллюстрирование прочитанных рассказов, воображаемая экранизация прочитанных произведений или собственных рассказов; - написание деловых бумаг (заявлений, объявлений, телеграмм), статей в газеты, отзывов о прочитанном, о спектаклях, кинофильмах; - различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок, рассказов, пословиц, загадок и др. [12; 13; 14].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|