Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровни работы по развитию речи учащихся




Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет реализацию в начальном курсе русского языка познавательной (традиционной) и социокультурной целей. Методика развития речи младших школьников предусматривает работу учителя по четырем направлениям: на произносительном, лексическом, синтаксическом уровнях и уровне связной речи.

Работа по развитию речи на произносительном уровне включает:

- совершенствование техники речи, состоящее в развитии речевого дыхания (тренировка длинного выдоха и умения рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи), в тренировке артикуляционного аппарата, в формировании дикционных навыков учащихся (воспитание чистоты и ясности произнесения отдельных звуков, слогов, слов, фраз);

- организацию усвоения школьниками орфоэпических норм русского литературного языка – предупреждение и устранение отрицательного воздействия написания как ведущей причины типичных, общих для всех русских младших школьников орфоэпических ошибок (так называемое «орфографическое проговаривание»); изучение трудных случаев произношения типа «что», «конечно», «зимнего», «сегодня», «легкий», «свитер», «музей», «почтальон» и др.;

- совершенствование интонационных умений учащихся – разграничение эмоциональной и смысловой интонации; формирование умений пользоваться мелодикой, динамикой, темпом, паузацией, тембром как средствами выражения эмоций в определенных речевых ситуациях [13, с. 380-385].

Методика развития лексического уровня речи учащихся предусматривает четыре основных направления.

1. Обогащение словаря – усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. По данным М. Р. Львова, семилетний ребенок, поступающий в школу, употребляет в своей речи хотя бы один раз с пониманием значения слова (это активный словарь) или понимает, но не употребил ни разу, так как не было потребности (пассивный словарь), от 2,5-3 тысяч слов до 7-8 тысяч; соответственно одиннадцатилетний школьник имеет в своем словаре от 7-8 до 10-15 тысяч слов (в отдельных случаях больше). Простой арифметический расчет дает среднее число ежедневного пополнения словаря школьника: 5-7 слов и значений [13, с. 385-386]. На эти объективные показатели учитель может ориентироваться в организации словарной работы в системе обогащения словаря учащихся.

2. Уточнение словаря – развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, охватывающее следующие лексико-семантические темы:

- углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков значений;

- наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно;

- освоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

- работа с синонимами, омонимами, антонимами, паронимами, со словами иноязычного происхождения, с устаревшими словами и историзмами, с фразеологизмами, тропами и др.;

- составление тематических групп слов [13, с. 386-387; 14, с. 330].

3. Активизация словаря – перенесение как можно большего количества слов из пассивного в активный словарь; введение слов в предложения, в устную и письменную речь. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях. В методике обучения русскому языку существуют следующие упражнения по активизации словаря:

- орфоэпическая работа со словом;

- запись слова в орфографических целях;

- составление словосочетаний и предложений со словом;

- близкий к тексту пересказ с использованием лексики оригинала;

- составление и запись различных текстов с избранными словами (данное задание не должно быть слишком жестким, считается нормальным, если ученик употребил не все опорные слова, а 60% или меньше);

- исследование правильности, уместности употребления в тексте определенных слов, поиск и замена слов;

- словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;

- перевод слова на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом;

- подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову, и др.

4. Устранение нелитературных слов, употребляемых младшими школьниками – перевод из активного словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды; исправление ошибочных ударений, произношений.

Следует отметить, что все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.

На синтаксическом уровне работы по развитию речи на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений. Содержание синтаксической речевой работы составляют:

1) речевые упражнения со словосочетаниями:

- выделение словосочетаний из предложений;

- установление связей внутри словосочетания (постановка вопроса к подчиненному слову от подчиняющего), фиксация этих связей на письме;

- объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний;

- толкование значений словосочетаний вне предложения;

- составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте;

- составление словосочетаний в связи с изучением частей речи;

- составление словосочетаний разных типов, выбор подчиненных слов по ассоциации;

- составление словосочетаний разнообразной тематики;

- включение словосочетаний в предложения;

- выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;

- исправление речевых ошибок в словосочетаниях;

- редактирование собственного текста (или подготовленного учителем).

2) речевые упражнения с предложениями:

а) упражнения на основе образцов:

- чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбора слов, изобразительных средств; выразительное чтение: паузы, интонации и пр.;

- заучивание стихов и прозы, выделение предложений, их анализ;

- составление предложений по вопросам;

- составление предложений, аналогичных данному;

б) конструктивные упражнения:

- восстановление деформированного предложения: даны слова вразброс, по смысловым и грамматическим связям надо восстановить «рассыпанное» предложение; варианты этого упражнения: все слова даны в нужной форме; в нужной форме стоят лишь некоторые слова; все слова даны в начальной форме;

- деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о началах предложений, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;

- ступенчатое, по вопросам, распространение предложения;

- сокращение распространенного предложения до возможного передела (обратное упражнение);

- редактирование собственных и подготовленных учителем предложений;

- соединение двух-трех простых предложений в одно;

- построение предложений заданного типа или по модели (с однородными членами и т.п.);

- составление предложений по заданной синтаксической схеме;

- конструирование предложений разнообразных типов и тематики;

- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах с объяснением возникающих оттенков смысла;

в) творческие упражнения:

- составление предложения по словосочетанию (словосочетаниям);

- составление предложения по опорным словам (не более двух-трех);

- составление предложения по одному опорному слову (чаще всего новому);

- составление предложения по заданному обороту речи, фразеологизму;

- составление предложения по сюжетной картинке;

- составление предложения по предметной картинке (одушевленный, неодушевленный предмет);

- составление предложения на заданную тему;

- составление предложения заданного жанра или типа речи: загадка, пословица, художественное описание [12; 13; 14].

Развитие речи на уровне связной речи (на уровне текста) предполагает обучение школьников построению компонентов речи, по объему превышающих предложение. К ним относятся:

- развернутые ответы на вопросы;

- различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории;

- устный пересказ прочитанного в различных вариантах;

- письменные изложения образцовых текстов;

- рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти;

- устные рассказы учащихся по выбранной или заданной теме, по картине, по наблюдениям, по предложенному или самостоятельно составленному плану, по данному началу или концу, по заданной схеме сюжета и т.д.;

- письменные сочинения разнообразных типов;

- записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы, личных дневников;

- различные виды драматизации (перестройка текста с целью сценического воплощения);

- словесное иллюстрирование прочитанных рассказов, воображаемая экранизация прочитанных произведений или собственных рассказов;

- написание деловых бумаг (заявлений, объявлений, телеграмм), статей в газеты, отзывов о прочитанном, о спектаклях, кинофильмах;

- различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок, рассказов, пословиц, загадок и др. [12; 13; 14].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...