I. Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников, в том числе электронных I. Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников. Данное учебно-методическое пособие предназначено для учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов и родителей. Цель пособия – помочь специалистам по дошкольному воспитанию, а также родителям воспитанников дошкольных образовательных учреждений ознакомиться со спецификой организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников. В последнее десятилетие изменения в политической и социальной структуре общества и государства обусловили существенные изменения и в системе образования. Расширилась самостоятельность образовательных учреждений, стали более разнообразными формы и методы обучения и воспитания, возникла сеть негосударственных образовательных учреждений. "Идеологией образования все более начинает становиться идеология педагогики развития " (А.Г. Асмолов, 2002). Базовыми процессами реформирования этой системы стали технологизация, регионализация и антропологизация (Громыко, Слободчиков и др.), которые оказываются основными рамками текущей и перспективной образовательной политики. В этих условиях объективно необходимым стал переход к новой системе оценки деятельности образовательных учреждений, ориентированной на стимулирование их развития. Всё это в полной мере относится к системе дошкольного образования, которая, выполняя свои специальные цели, отражает общие тенденции в развитии системы образования. В то же время квалифицированная экспертиза должна гарантировать невозможность проникновения в ДОУ и различные образовательные ресурсы "инноваций" некомпетентных специалистов.
Значение дошкольных периодов детства в их вклад в общий потенциал психического развития и воспитания личности трудно переоценить. Не случайно во всех развитых странах (особенно европейских и США) раннее образование является предметом национальной политики. Достаточно сказать, что в докладе Национального исследовательского совета США под выразительным названием «Учить энергичнее: воспитывая наших дошкольников» (2000) подчеркивалось, что первые пять лет жизни являются периодом огромных достижений в области языкового развития, развития представлений, социального, эмоционального и моторного развития. В документе также подчеркивается необходимость разработки системы оценки для программ, направленных на раннее обучение детей, другими словами, раннее обучение должно стать предметом особой образовательной политики. Одновременно ставится задача поддержки использования новых, более эффективных технологий раннего обучения. Для разработки более адекватной политики в области образования и исследований раннего детства необходима адекватная подготовка высокопрофессиональных кадров, включая создание возможностей для постоянного пополнения знаний и доучивания. О серьезности отношения к детству свидетельствует, помимо растущего внимания средств массовой информации, и технологизация процесса раннего и дошкольного образования. Последняя проявляется в растущей регламентации деятельности педагогов, работающих с маленькими детьми, а также в развитии соответствующей инфраструктуры, например, индустрии детских книг, пособий, игрушек и дидактического материала, предлагаемого различными фирмами на современном рынке образовательных услуг (Слободчиков, Петровский, Якобсон, 2005).
Создание развернутой сети образовательных ресурсов для специалистов дошкольных учреждений и родителей должно способствовать решению следующих проблем: деятельности и нновационной системы дошкольного образования как первой ступени общего образования; создание действительно равных стартовых возможностей для дошкольников, что повысит качество образования на последующих его ступенях; формированию культурного образа дошкольного возраста, что позволит содержательно понять его место в структуре возрастной стратификации нашего общества; оптимизации деятельности других институтов сферы образования (педвузов, НИИ, школ, Центров психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей и др.), развитию дошкольной образовательной индустрии (там же). В отечественной психологии дошкольному периоду детства посвящено множество теоретических работ и экспериментальных исследований (Выготский, 1994; Леонтьев, 1972; Эльконин, 1989; Давыдов, 1996; Лисина 1986, Божович, 1997). Классиками психологии было показано, что искусственное ускорение развития детей в дошкольном возрасте – так называемая акселерация развития – таит в себе серьезные издержки и опасности. В то же время возможна и необходима амплификация психического развития ребенка, которая предполагает максимальную реализацию его возможностей, формирующихся и проявляющихся в специфически детских видах деятельности (А.В. Запорожец, 1986). В отличие от акселерации, она дает возможность сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье ребенка, его эмоционально-психологическое благополучие. При построении сети образовательных ресурсов следует учитывать, что на дошкольной ступени формируются универсальные психологические предпосылки. Ключевая из них - развитое продуктивное воображение - ядро творческого потенциала дошкольника, которое связано с теоретическим мышлением младшего школьника. Воображение - не только центральное психическое новообразование дошкольного возраста, но и всеобщее свойство сознания, «универсальная способность», в конечном счете - системообразующий атрибут человеческой личности (Кудрявцев, 1997).
Развитие воображения и производных от него творческих способностей осуществляется средствами специфически дошкольных видов деятельности - игры, активного восприятия сказок, художественного творчества и др. В этом случае обогащение образовательного процесса творчески развивающими формами деятельности будет обеспечивать создание психологического фундамента готовности к начальному обучению. Не будет преувеличением сказать, что сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающий ни одной из последующих ступеней. Разработка эффективной системы дошкольного образования может способствовать более полной реализации огромного потенциала развития детей. Свою немалую роль в этом может сыграть экспертиза образовательных ресурсов. По сравнению с другими сферами - например, юриспруденцией и следственной практикой, медициной, экологией, - образование можно считать относительно новой и далеко не полностью освоенной сферой приложения экспертной деятельности. И тем не менее, можно согласиться с утверждением о том, что "в последнее десятилетие практика проведения экспертиз получила достаточно широкое распространение в сфере образования. Экспертизе подвергаются образовательные проекты и опытно-экспериментальная работа, программы развития образования и нормативно-правовые документы, педагогическая деятельность учителей в ходе аттестации и их инновационные разработки, авторские программы и учебно-методические комплексы. Активно вводятся в обиход новые понятия: "психолого-педагогическая экспертиза", "педагогический аудит", "гуманитарная экспертиза"... Наряду с учебно-методической, научно-исследовательской и информационно-аналитической деятельностью экспертная работа становится одной из ведущих в сфере интересов региональных институтов развития образования" (Мкртычян, 2002, с. 10-11). Расширение практики экспертизы образования становится невозможным без тщательного изучения зарубежного и российского опыта таких экспертиз. Материалы по вопросам порядка и специфики экспертизы дошкольных образовательных учреждений публиковались и обсуждались в связи с проведением широкомасштабного федерального эксперимента по аттестации и государственной аккредитации (А.С.Асмолов, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова, Р.Б.Стеркина и др.).
Читайте также: A) вложения во все виды производственных и непроизводственных ресурсов Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|