Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные подходы к проблеме оценки образовательных ресурсов, в том числе электронных.




Как отмечает Н.Ф.Талызина, "внедрение технических средств обучения – не самоцель. Их применение оправдано только в том случае, если это приводит к повышению эффективности учебного процесса хотя бы по одному из таких критериев, как качество обучения, затраты времени и сил преподавателем и учащимися, финансовые расходы. Качество обучения - главный критерий эффективности учебного процесса" (1999). Главными целями обучения (как традиционного, так и с использованием компьютера) являются развитие (в данном случае – дошкольника), формирование широкого круга представлений, знаний и умений. Для успешного достижения этих целей процесс обучения основывается на следующих принципах: целенаправленности; научности, систематичности и последовательности; сознательности и активности учащихся; наглядности; прочности; доступности; учет в обучении индивидуальных и возрастных особенностей школьника; коллективный характер обучения; выбор оптимальных форм, средств и методов.

Информационные образовательные ресурсы должны отвечать не только стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям (например, к таким как учебники, учебные и методические пособия), но и ряду специфических требований. Дидактические требования отражают необходимые условия и закономерности процесса обучения (Баврин, 2000). Рассмотрим кратко далее традиционные дидактические требования к информационным образовательным ресурсам:

1. Требование научности обучения с использованием информационных образовательных ресурсов означает необходимость учета последних научных достижений, а также обеспечения достаточной глубины, корректности и научной достоверности изложения содержания учебного материала, предоставляемого образовательными ресурсами.

2. Требование доступности обучения, осуществляемого посредством информационных образовательных ресурсов (ИОР), означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, необходим учет специфики базового образования и комплексного характера изучаемых проблем.

3. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда обучающийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования с помощью образовательных ресурсов может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников и пособий.

4. Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение пользователями. Требование обеспечения наглядности в случае ИОР реализуется на принципиально новом, более высоком уровне. Использование мультимедиа элементов обеспечивает полисенсорность обучения с задействованием практически всех каналов восприятия информации человеком. Качественно новый уровень наглядности обучения может быть достигнут благодаря разработке и применению в образовательных ресурсах систем виртуальной реальности.

5. Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности предполагает обеспечение средствами ИОР самостоятельных действий обучающихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для обучающегося является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность. В основе создания образовательных ресурсов должен лежать деятельностный подход, поэтому в образовательном ресурсе должна прослеживаться четкая модель деятельности его пользователей. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения необходимы разнообразные учебные ситуации, необходимо также формулировать разнообразные вопросы.

6. Требование систематичности и последовательности обучения пользователями образовательного ресурса означает обеспечение последовательного усвоения определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в практической жизнедеятельности. При этом системообразующее значение имеет не только “логика предмета”, но (и в первую очередь) “логика деятельности”. Для этого необходимо:

· предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;

· учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;

· учитывать межпредметные связи изучаемого материала, соответствующие особенностям вида деятельности;

· тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся;

· строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения, в свою очередь определяемой логикой будущей (текущей) профессиональной деятельности;

· обеспечивать связь информации, предъявляемой информационным образовательным ресурсом, с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучающегося, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

7. Требование прочности усвоения знаний: для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеют глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание.

8. Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Кроме традиционных дидактических требований к информационным образовательным ресурсам предъявляются и специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологий в создании и функционировании ИОР.

1. Требование адаптивности подразумевает приспособляемость информационных образовательных ресурсов к индивидуальным возможностям обучающегося. Оно означает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучающегося. Различают три уровня адаптации ИОР. Первым уровнем адаптации считается возможность выбора обучающимся наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучающегося, на основании результатов которой, предлагается содержание и методика обучения. Третий уровень адаптации базируется на открытом подходе, который не предполагает классифицирования возможных пользователей и заключается в том, что авторы программы стремятся разработать как можно больше вариантов ее использования для как можно более широкого контингента возможных обучающихся.

2. Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место взаимодействие обучающегося с ИОР. Информационные образовательные ресурсы должны обеспечивать интерактивный диалог и суггестивную обратную связь. Важной составной частью организации диалога является реакция ИОР на действия пользователя. Суггестивная обратная связь позволяет осуществлять контроль и корректировать действия обучающегося, выдавать рекомендации по дальнейшей работе, осуществлять постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации. При контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной работы суггестивная обратная связь выдает результаты анализа работы с рекомендациями по повышению уровня знаний.

3. Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемые информационным образовательным ресурсом. Требование предполагает анализ возможностей современных средств отображения информации (технические возможности средств отображения информации – компьютеров, мультимедиа проекторов, средств виртуальной реальности и возможностей современного программного обеспечения) по сравнению с качеством представления учебной информации в информационных образовательных ресурсах.

4. Требование развития интеллектуального потенциала обучающегося при работе с ИОР предполагает формирование разнообразных стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, рефлексивного, теоретического), умения принимать рациональные или вариативные решения в сложных ситуациях, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.).

5. Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в ИОР.

6. Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения означает, что ИОР должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и коммуникационной техникой (на это и нацелены ИОР (электронные учебники и электронные учебные пособия, комплексно реализующие сразу несколько дидактических функций)).

Методическая оценка качества образовательных ресурсов. С дидактическими требованиями к информационно-образовательным рмурсам тесно связаны методические требования. Методические требования к информационным ресурсам образовательных порталов предполагают учет своеобразия и особенности конкретной предметной области, на которую рассчитаны ИОР, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации современных методов обработки информации и методологии реализации образовательной деятельности.

ИОР в составе образовательных порталов должны удовлетворять нижеследующим методическим требованиям.

1. В связи с многообразием реальных технических систем и устройств и сложностью их функционирования предъявление учебного материала в ИОР должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления.

2. ИОР должен обеспечить отражение системы научных понятий учебной дисциплины в виде иерархической структуры высокого порядка, каждый уровень которой соответствует определенному внутридисциплинарному уровню абстракции, а также обеспечить учет как одноуровневых, так и межуровневых логических взаимосвязей этих понятий.

3. ИОР должен предоставлять обучаемому возможность разнообразных контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения внутридисциплинарного уровня абстракции знаний учащихся на уровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности.

Содержательная оценка образовательный ресурсов для ДОУ должна учитывать следующие концептуальные положения.

Сегодня дошкольная психология и педагогика развития вплотную подошли к рубежу, за которым открываются существенные возможности дальнейшего продвижения. Для отечественной науки они связаны прежде всего с исследованиями личности, общения и предметного действия, которые проводятся в контексте более глубокого осмысления возрастной ритмики развития. Результаты проводимых исследований уже сегодня позволяют рассчитывать на ощутимое повышение эффективности дошкольного образовательного процесса при одновременном снижении тех негативных тенденций в сфере физического и душевного здоровья детей, которые наблюдаются в последнее время.

Тот поистине огромный образовательный ресурс, который несет в себе раннее и дошкольное детство, на сегодня задействован лишь в незначительной части, однако любые попытки взять этот редут «с наскока» не приносят ничего, кроме вреда и разочарования. Легкомысленное отношение к дошкольным возрастам оборачивается для детей в лучшем случае безвозвратно упущенными возможностями, а в худшем — деформацией логики всего последующего онтогенеза (жизненного пути). Последний вариант, в частности, неизбежно имеет место в случаях переноса школьных методов обучения в дошкольные учреждения (Слободчиков, Петровский, Якобсон, 2005).

Только осторожное и вдумчивое прощупывание новых подходов и гипотез, опирающееся на целостную научную картину детства, приоткрывает пути более полной реализации потенций ребенка.

В современном научно-психологическом понимании детство выступает как закономерная последовательность целостных внутренне необходимых этапов (циклов) развития личности. Развитие происходит во всеобщей культурно-исторической форме образования, и полнота реализации задатков индивида определяется соответствием образовательной формы психологическому содержанию того или иного этапа развития.

В результате исследований однозначно зафиксирована специфичность дошкольного детства. Определены содержание и допустимые средства развития дошкольника, их кардинальное отличие от содержания и средств развития ребенка в начальной школе. Установлено, что дошкольный возраст представляет собой благоприятный (сензитивный) период для становления в контексте игровых форм деятельности ряда способностей (воображения, общения, самоорганизации), которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Доказано долгосрочное положительное влияние адекватно организованного дошкольного образования на последующее продвижение детей. В качестве примера сошлемся на широкомасштабные исследования (The High/Scope Research Institute, Ypsilanti, США), в которых было прослежено существенное положительное влияние адекватного раннего обучения на развитие, успешность и благополучие жизнедеятельности индивида вплоть до 27-летнего возраста (Слободчиков, Петровский, Якобсон, 2005).

Существенный вклад в понимание детства (в частности, дошкольного) делается отечественными учеными, продолжающими традицию научно-психологической школы Л.С. Выготского (1984). В этом русле проведены исследования проблем развития познавательных и эмоциональных процессов, развития личности, проблемы периодизации развития, т.е. построения теоретически целостной картины онтогенеза человека в целом. На основе этих исследований разработано множество программ, обеспечивающих возможности образования детей разных возрастов с учетом различных специфических задач и потребностей развития.

Основные принципы компьютеризации образования относятся:

1) к системе обучения в целом:

· системности,

· дидактической трансформации учебного материала,

· гуманитаризации, фундаментализации содержания обучения,

· проектирования и организации свободной ценностно-ориентированной деятельности и др.

2) к субъекту деятельности:

· максимальной автоматизации и повышения производительности труда педагога, расширения его дидактических возможностей,

· оптимального распределения функций между средствами вычислительной техники и педагогом и т.д.

3) к средствам деятельности:

· гибкой проблемной ориентации на реализацию требуемых целями дидактических систем и т.д.

4) к объекту деятельности:

· самодеятельности,

· свободы выбора форм и методов познавательной деятельности,

индивидуализации обучения и т.д.

При учете перечисленных принципов использование компьютера как средства обучения способствует повышению наглядности и доступности при изложении материала, активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся при коллективных формах обучения. При создании обучающих систем необходимо:

1. учитывать начальный уровень обучаемого и его мотивационную готовность к общению с системой;

2. прогнозировать результаты педагогического воздействия, предусматривая, какие знания, умения, навыки должен или может приобрести обучаемый, какое развивающее- воздействие на него окажет общение с системой и какова целесообразность такого воздействия;

3. обеспечивать вариативность в подаче учебного материала (визуально-объяснительная, описательная, проблемная и т.д.);

4. обеспечивать деятельностный подход к обучению;

5. предусматривать возможность поэтапного отслеживания продвижения обучаемого в учении.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...