Методически подходы к изучению образовательных ресурсов.
Экспертиза как метод исследования ориентирована, прежде всего, на компетентность и опыт специалистов-экспертов, которые выступают в качестве важнейших "инструментов" этого исследования. Вместе с тем, в процессе экспертизы используется также ряд диагностических методик, с помощью которых может быть получена структурированная количественная информация, необходимая для системного анализа (сравнения, ранжирования, выявления динамики тех или иных процессов и т.п.). Вся совокупность разнообразных сведений, полученных из самых разных источников в процессе проведения экспертизы, обобщается и осмысляется экспертной группой, даются характеристики и строятся модели различных компонентов образовательной и организационной подсистем. На основе проведенного анализа вырабатываются соответствующие рекомендации по совершенствованию и развитию образовательно-организационной системы школы. Важнейшим условием экспертной деятельности в школе выступает готовность администрации, педагогов, а также школьников и родителей к конструктивному сотрудничеству со специалистами экспертной группы. С одной стороны, это готовность всесторонне содействовать сбору необходимой информации и самим выступать в роли источников такой информации (заинтересованность и искренность ответов на вопросы экспертов). С другой стороны, это готовность с вниманием и доверием отнестись к выводам и рекомендациям экспертной группы. Серьезная проблема работы экспертов в школе часто возникает из-за непонимания принципиального различия между экспертизой и проверкой (инспекцией) школы. Данная экспертиза проводится приглашенными независимыми специалистами и представителями школы в интересах самой же школы, т.е. заказчиком экспертизы выступает администрация школы (в идеале, весь педагогический коллектив). При этом полученные результаты не сравниваются с какими-либо нормами или эталонами и не оцениваются в логике "соответствует - не соответствует". В этом смысле сотрудникам школы чрезвычайно важно быть в своих ответах на вопросы экспертов максимально объективными, принципиальными и критичными к школьной реальности. Именно эта критичность позволяет получить реальную картину школьной жизни, обнаружить скрытые проблемы, снижающие эффективность деятельности школы, а затем с помощью экспертной группы находить оптимальные пути их решения. Другими словами, экспертиза является внутренним делом школы, сама школа решает, какие данные могут быть в интересах школы представлены общественности, а какие будут использованы только для анализа и выработки рекомендаций.
Проверки и инспекции всегда осуществляются лицами, представляющими определенные государственные органы, причем, смысл их заключается в установлении соответствия (или несоответствия) школьной действительности установленным нормам и требованиям, на основании чего делаются те или иные "оргвыводы". Этим определяется стратегия поведения администрации и педагогического коллектива - стремиться выглядеть как можно лучше, подчеркивая свои успехи и скрывая неудачи и недочеты. К сожалению, именно эта стратегия поведения сотрудников школы часто транслируется и на экспертную деятельность. Ресурсный подход в планировании проблем образования в настоящее время широко принят, в первую очередь в отнесении к организации обучения и переподготовки взрослых людей; при этом такой подход все шире применяется также при обсуждении и планировании работы в области развития и воспитания подростков, младших школьников и, наконец, дошкольников. Однако необходимо вначале определиться с понятиями.
Образовательный ресурс - это комплексное понятие, которое основывается на следующих компонентах/условиях: а) наличие связанных с образованием (а также с развитием и воспитанием) идей, целей, концептов (так называемый «контент»); б) соответствующие поставленным идеям и целям задач, программы и проекты; в) кадры, способных разрабатывать, реализовывать и поддерживать развивающие проекты и программы; г) пользователи: от дошкольного вплоть до пенсионного возраста, для которых создается образовательный ресурс и которые могут и хотят активно и творчески применять данный ресурс, а в ряде случаев и развивать его, совершенствовать и диверсифицировать; д) финансов для создания, поддержки и развития ресурса, а также требуемой материальной базы, включая полиграфическую, компьютерную и телекоммуникационную базу (под последней понимаются серверы и обеспеченный хостинг, средства доступа к серверам, поддержка обеспечение безопасности компьютерных транзакций и т.д.). В ряде случаев, следует заметить, образовательный ресурс понимается ограниченно, т.е. как потенциальный ресурс без сообщества пользователей этого ресурса, (без пункта г, а иной раз и частично без пункта, связанного с финансовым обеспечением действия ресурса). Такое понимание сложилось, например, в научно-технической литературе: разработчики предлагают определенные новые усовершенствованные модели оболочек многоцелевых образовательных ресурсов, которые могут быть впоследствии приняты в качестве базовых моделей поддерживаемых образовательных ресурсов. Именно такое понимание (т.е. без пользователей, финансовой поддержки и т.п.) было бы правильно закрепить за понятием «электронный образовательный ресурс», однако надо заметить, что это понятие все чаще употребляется параллельно понятию «образовательный ресурс» и даже взамен его.
Читайте также: I. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|