Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурная психодинамическая модель человека (Людмила Гребень)




4-х мерная онтологическая структура человека включает в себя Телесное единство /Реальное/, Единство здравого смысла /Воображаемое/, Единство мышления /Символическое/ и Высшее божественное единство (Н. Кузанский, Ж. Лакан). Онтологическая структура дана человеку изначально, а значит, доступна даже маленькому ребенку.

Структурно зрелый человек способен удерживать все эти измерения самостоятельно. А для маленького ребенка их держат взрослые. Способность удерживать измерения структуры самостоятельно формируются постепенно благодаря «правильным» фрустрациям, которые «выталкивают» человека в новое измерение. 1®2 ®3®4

Периодизация структурного развития человека.

Рассмотрим этапы формирования навыков самостоятельного удЕрживания измерений О. структуры  на модели теории объектных отношений (материнский объект, отцовский объект и ребенок)

I. Период 0-6 месяцев  Младенец удерживает только реальное (телесное единство). Способен самостоятельно различать комфорт и дискомфорт. Родители ссорятся – ребенку плохо на физическом уровне. У него реагирует единственное доступное ему измерение – телесность. После того, как ребенок родился – он родился физически. Эмоционально он продолжает оставаться частью «мамы» (ухаживающего не равнодушного человека), его стабильность удерживает «мама». А «папа» удерживает эмоциональную стабильность для «мамы». Для ребенка важно, чтобы неравнодушный взрослый обеспечил для него эиоционально-стабильную СРЕДУ обитания. Тип доступных отношений – со средой. Нормальные необходимые для развития фрустрации – фрустрация временем, посильным ожиданием удовлетворения потребности без потери эмоциональной связи со взрослым. «Линейность»

II. Период 6м-18м. Стадия зеркала. Формирование объекта. Возникновение отношений с объектом. Ребенок способен удерживать отношения только с одним объектом по принципу или\или. При таком типе отношений ребенок не отделяет своих желаний от желаний «мамы». (Мама, я замерз? – Нет, ты хочешь кушать). Необходимая для развития фрустрации удовлетворения потребностей – через боль и опасность. (ребенок начинает активно осваивать пространство, ползать и ходить, - падает, натыкается на опасные предметы…) «Мама» «отражает» потребности ребенка, называет их. Формируются начальные представления о себе и мире, о базовых свойствах предметов, о правилах безопасности и т. д. измерение воображаемого /здравого смысла/. Сбор и консолидация собственного чувственного опыта, образ тела. Тип доступных отношений – с объектами. «Поверхностность»

III. Период – от 1. 5 (3х) лет.  Формируется способность самостоятельно удерживать все три измерения. Ребенок начинает видеть и понимать отношения между людьми. Нормальные необходимые фрустрации - символическая психологическая кастрация – запрет на инфантильные подручные формы удовлетворения желаний при поддержке желания по сути и признания права на желание. Линия формирования симптома («не правильная» фрустрация) - буквальная психологическая кастрация (плохо, если так) – запрет на само желание. Тип доступных отношений – с отношениями. «Пространственность»

Двигаясь по этой модели вверх – мы получим такты развития личности. В обратном направлении – уровни структурной регрессии в результате травмы или стресса.

Эти такты развития человек проходит циклично несколько раз: в контексте семьи, в контексте социума, в контексте смыслов и ценностей. В разных тактах цикла фокус актуальности меняется: на первый план выходит потребность находиться в среде  ® стремление к единению/сепарации с объектом  ® стремление находится в отношениях.

Если структурно зрелый человек попадает в эмоционально сложные обстоятельства, получает психологическую травму, стресс, то может наступить структурная регрессия на более инфантильный структурный уровень (какое-то измерение становиться не доступным)

Психотический уровень актуального функционирования структуры – человек после травы и сильного стресса. (Измерение телесного единства) Не способен рационально размышлять. Только переживание либо телесные ощущения, которые он не может отрефлексировать. Тогда человеку нужна стабильная среда, внимание. Ему нужен - кто-то, кто «подержит его мир на своих плечах». Он «погреется», включатся естественные механизмы самоисцеления и структурного восстановления. Ощущение времени отсутствует. Алекситимия. Человек не способен к уважению.

Пограничный уровень – человек рассуждает, бесконечно «прокручивает» какие-то варианты, строит теории не соотнося рассуждения со своими состояниями и чувствами… (Измерение здравого смысла) Есть только прошлое или будущее. Отсутствует ощущение настоящего времени. Алекситимия. Человек не способен к уважению.

Невротический – человек способен переживать и говорить о своих чувствах другим людям, учитывая их способность слышать. (Измерение мышления. Осуществление символической функции). Доступно настоящее время в контексте прошлого и будущего. Человек способен к уважению.

Любой из нас может структурно регрессировать на более инфантильные уровень функционирования.

Формирование способности самостоятельного держания структуры можно рассмотреть с помощью различных геометрических метафор:

Структурная психодинамическая модель человека

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...