В. Франкл. Человек в поисках смысла. (выдержки)
650 сл. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. Главный интерес у 73,7 процента опрошенных выражается в цели "прийти к мировоззрению, которое сделало бы жизнь осмысленной". Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или в любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу или своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания. 100 процентов случаев наркомании связаны с ощущением утраты смысла. Агрессивные импульсы разрастаются прежде всего там, где налицо экзистенциональный вакуум. Смысл нельзя дать, его можно только найти. При восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности. И эта возможность всегда единственна. Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл. Возможность найти смысл не зависит от пола, от интеллекта, от уровня образования, от того, религиозны мы или нет. Нахождение смысла не зависит от характера человека и от среды. Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Достижение цели создает причину для счастья. Делая счастье предметом своих устремлений, он делает его объектом своего внимания. Но тем самым он теряет из виду причины для счастья, и счастье ускользает. Удовольствия нельзя достичь, прямо стремясь к нему. Прямой путь кончается тупиком. Это саморазрушение заключено в стремлении к наслаждению, счастью, самоактуализации, предельным переживаниям, здоровью и чистой совести.
В задачи логотерапии не входит давать ответы. Ее действительная роль — скорее роль катализатора. Здоровая доза напряжения является неотъемлемым атрибутом человечности и необходима для душевного благополучия. Фрейд сказал однажды: "люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею". Решение сегодня есть потребность завтра. Без фиксированной точки отсчета в будущем человек, собственно, просто не может существовать. Обычно все настоящее структурируется исходя из нее как металлические опилки в магнитном поле. С утратой человеком "своего будущего" утрачивает свою структуру его внутренний временной план, переживание им времени. Он утрачивает способность ставить перед собой какие-либо цели, задачи. Жизнь неизбежно теряет для него всякое содержание и смысл. Тот, кто не может привязаться к какому-либо конечному пункту, в будущем, тот подвержен опасности внутреннего падения. Как сказал Спиноза, "все прекрасное так же трудно, как и редко". Человек — это существо, постоянно принимающее решения, что оно такое. Тот, кто пытается декларировать чуждые ему взгляды, как правило, затрудняется выдвинуть сколько-нибудь полноценную аргументацию в их пользу, так как у него нет готовых, заранее продуманных доводов. Удовольствие — не цель наших стремлений, а следствие их удовлетворения. Кьеркегор: "Дверь к счастью открывается наружу". Ницше: "Если у человека есть основания для жизни, он вынесет почти любые ее условия" Изначальное слабоволие — это выдумка. Сила воли определяется ясностью и глубиной понимания собственных целей, искренностью принимаемых решений и в немалой степени — навыками принятия решений (которых невротическим больным просто не хватает). Важно при выработке решения оградиться с самого начала от всех контраргументов, возникающих при этом в таком множестве.
Всегда и везде человек оказывается включенным в социальный контекст — в связи с другими людьми и в цепи событий. С одной стороны, поведение личности в целом обусловлено социумом — и в то же время, с другой стороны, она сама воздействует на социум, постоянно направлена на него. Сам вопрос о задаче "вообще" или о смысле жизни "вообще" бессмысленен. Он подобен вопросу репортера, который спросил гроссмейстера. "Ну, а теперь, маэстро, скажите мне какой самый лучший ход в шахматах?" Ни на один из подобных вопросов нельзя ответить в общем виде; мы всегда должны учитывать конкретную ситуацию и конкретного человека. Время: 1__2.__3.__4.__5.__6.__ Упражнение 11. Перечитайте предшествующий текст, озаглавливая каждый абзац, найдите смысловые скачки, отвлечения, линейные участки. Попробуйте, как сможете начертить план-структуру этого текста. Упражнение 12. Запишите по памяти цитаты из второго упражнения и понравившиеся мысли из текста. Сравните своя записи с оригиналом. Еще раз продумайте цитату и запишите в свою тетрадь то, что найдете нужным. Упражнение 13. Прочтите, озаглавливая абзацы, газетную статью объемом в 300-469 ело Начертите план-структуру этого текста. Подчеркните словосочетания, прор) ботаяте их. Затем прочтите этот текст про себя стараясь уложиться в 60 сек. Конец занятия. Время:__. На занятие затрачено:__ Урок №12 Начало занятия: число __, время __. Упражнение 1. Напишите по памяти цитаты из предыдущего урока. Упражнение 2. Прочтите один раз и запишите по памяти три цитаты. Стремись изменять скорее себя, чем судьбу, скорее свои желания, чем порядок мира. Декарт Субъект есть деятельность удовлетворения влечений. Гегель Время — это ткань, из которой сделана жизнь. Ричардсон Упражнение 3. Фиксируя взгляд на окнах средней колонки, прочтите периферическим зрением остальные. Если возникнут трудности с выполнением последних пунктов, не расстраивайтесь, а снова и снова повторяйте попытки, изменяйте расстояние от текста до глаз, читайте слова в верхних я нижних строчках, разбивайте слова по буквам.
П. 1
П. 2
П. 3
П. 4
П. 5
П. 6
Упражнение 4. Слова каждого пункта прочтите медленно, вслух. Затем вслух на скорость, стараясь с первого раза уложиться в 10 сек. остальные попытки — про себя, стремясь достичь результата 6-7 секунд. П.1
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П.2
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ Упражнение 5. Мысленно поиграйте со словами: минута, что-то, лежать, колхоз, власть, пройти, узнать, разный, взгляд, сердце, далеко, играть.
Упражнение 6. Не спеша ознакомьтесь со словами; с неудобными мысленно поиграйте. Прочтите вслух, стараясь к шестой попытке уложиться в десять секунд. П. 1
Время; I.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 2
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 3
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 4
Время: 1.__2.__3.__4. __ 5.__6.__ П. 5
Время: 1.__2.__3.__4. __ 5.__6.__
П. 6
Время: 1.__2.__3.__4. __ 5.__6.__ П. 7
Время: 1.__2.__3. __ 4.__5.__6.__ П. 8
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ Упражнение 9. Прочтите словосочетания вслух, поиграйте с ними в уме. Постарайтесь прочесть их вслух за 19 сек., а про себя — за 10 сек.
свое время, внутренняя пустота, чувствует себя, что если, невроз безработицы, результат действия, ни перед кем, никаких обязательств, воображаемый момент, единственный фактор, можно будет, есть и другие, не производит впечатления, по сути дела, безмятежность духа, такие люди, постоянное место, свободное время, знак равенства, волен выбирать, тот или другой, бодрость духа, впасть в апатию, при прочих равных условиях, конкурентная борьба, рабочее место, значительно лучше, вероятнее всего, именно первый, может быть, утрата полноты, неизбежно сопровождается, дезорганизация личности, физический износ, аналогичный феномен, цирковые звери, значительно дольше, не имеют никаких, в подобном случае, еще один способ, убежать от себя, ощущение пустоты, собственное существование, детективные истории, свойственно выбирать. Упражнение 10. Медленно, с выражением прочтите текст, иногда останавливаясь и прорабатывая трудные слова и словосочетания. Затем прочтите его вслух столько раз, сколько понадобится, чтобы уложиться в 75 сек. После этого прочитайте его методом узнавания, стараясь сократить время чтения до 35 сек. Невроз безработицы. Человек, не имеющий работы, переживает пустоту своего времени как свою собственную пустоту, как пустоту своего сознания. Будучи безработным, он чувствует себя ненужным. Он считает, что если он лишен работы, то и жизнь его лишена смысла. Можно предположить, что невроз безработицы, как и другие формы невроза, в конечном итоге окажется позицией, образом жизни, принятом человеком, его экзистенциональным решением. Объяснить все происходящее как результат действия одного единственного фактора необыкновенно удобно. Ибо тогда можно делать вид, что ни у кого нет ни перед кем никаких обязательств; и ничего не нужно делать, кроме как дожидаться какого-то воображаемого момента, когда, изменив этот единственный фактор, можно будет изменить и все остальное. Но есть и другие. Такой человек не производит впечатления впавшего в депрессию или апатию, по сути дела, он даже сохраняет жизнерадостную безмятежность духа. Такие люди находят занятия где-то еще пока не получат постоянного места. Такие люди наполняют смыслом свое свободное время, которого у них в избытке, и содержанием — свое сознание и жизнь, ни перестали ставить знак равенства между своей жизнью и занятостью. Таким образом, каждый безработный сам волен выбрать для себя этот или другой путь — сохранить ли бодрость духа или впасть в полную апатию. При прочих равных условиях, в конкурентной борьбе за рабочее место у того безработного, который не пал духом, шансы значительно выше, чем у того, кто уже отчаялся и впал в апатию. Вероятнее всего именно первый получит работу, которой добиваются оба. Невроз безработицы приводит не только к социальным последствиям но его эффект может быть даже физическим. Утрата полноты и осмысленности жизни неизбежно сопровождается дезорганизацией личной активности, что и приводит к физическому износу организма. Аналогичный феномен наблюдается и у животных: дрессированные цирковые звери, вынужденные постоянно заниматься "задачами", которые ставит им человек, живут значительно дольше, чем их собратья, представители тех же видов, которые содержатся в зоопарках и не имеют никаких занятий. Для больного неврозом искусство — это лишь возможность убежать от себя. В подобном случае искусство служит лишь еще одним способом самоопьянения и самоодурманивания. К примеру, человеку, стремящемуся убежать от себя, от ощущения пустоты собственного существования, свойственно выбирать для чтения наиболее захватывающие детективные истории. Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 12. Запишите по памяти цитаты из второго упражнения и понравившиеся мыс ли из текста. Сравните свои записи с оригиналами.
Упражнение 13. Прочтите, озаглавливая абзацы, газетную статью объемом в 300-409слов. Начертите план-структуру этого текста. Подчеркните словосочетания, -гооваЬо -таите их. Возможно, в тексте встретилась удачная мысль певефоомтлнруите зе и, если она того стоит, запишите в тетрадь. Затем, прочитайте ато? текст про себя, стараясь уложиться в 60 сек. Конец занятия. Время: _____. На занятие затрачено: _____.
Урок № 13
Начало занятия: число __, время __.
Упражнение 1. Напишите по памяти цитаты из предыдущего урока. Упражнение 2. Прочтите один раз и запишите по памяти три цитаты. Не хотим — вот причина; не можем — только предлог. Гете Тот, кто хочет всего, на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет. Гегель Тот, кто хочет достигнуть великого, должен уметь ограничивать себя. Гете Упражнение 3. Фиксируя взгляд на словах средней колонки, прочтите боковым зрением остальные.
П.1
П.2
П.3
П. 4
П. 5
П. 6
Упражнение 4. Мысленно поиграйте со словами: каждый, стоять, вопрос, борьба, голова, хорошо, почему, делать, тысяча.
Упражнение 5. Медленно прочтите слова вслух. С трудными проиграйте в воображении. Затем несколько раз прочитайте их про себя. Стремитесь привязаться к 6-7 секундам на пункт, но избегайте самообмана. П. 1
Время. 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 2
Время. 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 3
Время. 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 4
Время. 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 5
Время. 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 6
Время. 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 6. Протестируйте качество усвоения эталонов шестибуквенных слов. Старайтесь научиться не читать и даже не замечать слов, не входящих в задание. Если результаты, показанные в этом упражнении, превышают 8сек., имеет смысл вернуться к предыдущему упражнению, но не сразу, а по крайней мере через час-два. Затем можно будет снова повторить этот тест. п. 1 часть тела:
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ п. 2 материальные объекты:
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ п. 3 строения:
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ п. 4 живые существа:
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ Упражнение 7. Прочтите словосочетания вслух, поиграйте с ними в уме. Постарайтесь прочесть их вслух за 19 сек., а про себя — за 10 сек. Безлюдное побережье, несколько кораблей, самый верный, ближайший помощник, Французское королевство, стремительный марш, небольшой отряд, горные тропы, трудный дуть, Альпийское предгорье, большие переходы, стадо известно, через горы, неизвестное направление, короткое сообщение, королевский двор, спешные меры, преградить дорогу, регулярная армия, пошел на сближение, поле видимости, отдать приказ, остановить отряд, двинулся вперед, пошел на встречу, без охраны, пистолетный выстрел, удивление крестьян, королевские солдаты, в полном составе, перейти на сторону, огромная толпа, простые люди, могущественная армия, прославленный полководец, железная клетка, неизмеримо больше, боевой сподвижник, короткая записка, удивительные страницы. Упражнение 8. Постарайтесь с первого раза прочесть текст вслух за 120 сек. После этого прочитайте текст методом узнавания, стараясь сократить время до 50 сек. Выдержки из книги "Наполеон Бонапарт" А.З.Манфреда 400сл. 1 марта 1815 года к безлюдному побережью бухты Жуан пристало несколько небольших кораблей. Император вместе с самыми верными, преданными ему солдатами и ближайшими помощниками высадился на южном побережье Французского королевства. Стремительным маршем — по пятьдесят километров за двадцать часов — небольшой отряд горными тропами шел на север. Бонапарт избрал наиболее трудный путь — через Альпийское предгорье. Совершая большие переходы, ночуя в деревнях, где отряд встречали сочувственным удивлением крестьяне, Наполеон через горы 7 марта подошел к Греноблю. Уже 3 марта в Париже, а затем в остальной Франции стало известно, что Наполеон покинул Эльбу и пробирается в неизвестном направлении. Это короткое сообщение потрясло страну, а за нею весь мир. Королевский двор принимал спешные меры, чтобы обезвредить дерзкого корсиканца. Всегда самонадеянный граф д'Артуа поспешил в Лион, чтобы здесь преградить дорогу "дерзкому авантюристу", "людоеду", "корсиканскому чудовищу", как именовала Наполеона печать правящей династии. Избежать столкновения с регулярной армией было невозможно. У селения Лафре авангардные части войск под командованием капитана Рандона преградили путь отряду Наполеона. Наполеон пошел на сближение с королевскими войсками. Когда он оказался в поле их видимости, он отдал приказ солдатам переложить ружье из правой в левую руку. Жестом руки остановив отряд, он двинулся вперед, пошел навстречу солдатам один, без охраны, и, подойдя на расстояние пистолетного выстрела, расстегнул свой сюртук и сказал: "Солдаты, узнаете ли вы меня? Кто из вас хочет стрелять в своего императора? Я становлюсь под ваши пули"» "Да здравствует император!" — воскликнули королевские солдаты, и отряд в полном составе перешел на сторону Наполеона.... Наполеон триумфально вошел в Гренобль. 10 марта, окруженная огромной толпой крестьян, рабочих, простых людей, наполеоновская армия подошла к стенам Лиона. Весь гарнизон Лиона и все его население перешли на сторону Наполеона. Тогда против Наполеона во главе могущественной армии был двинут один из самых прославленных полководцев Франции — маршал Ней. Ней обещал королю привезти Наполеона в железной клетке. Обе армии шли навстречу друг другу. Армия Нея была неизмеримо сильнее. Но Наполеон хорошо знал своего боевого сподвижника. И Нею была послана короткая записка от императора: "Ней! Идите мне навстречу в Шалон. Я Вас приму так же, как на другой день после битвы под Москвой. И в полном составе армия Нея перешла на сторону Наполеона. 20 марта, в девять часов вечера, Наполеон вступил в тюильрийский дворец. Эти дни были и остаются одними из самых удивительных страниц истории. Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ Упражнение 9. Запишите по памяти цитаты из второго упражнения и понравившиеся мысли из текста. Сравните свои записи с оригиналами. Упражнение 10. Прочтите, озаглавливая абзацы, газетную статью объемом в 300-400 слов. Начертите план-структуру этого текста. Подчеркните словосочетания, проработайте их. Затем прочтите этот текст про себя стараясь уложиться в 60 сек. Конец занятия. Время: ____. На занятие затрачено: ____.
Урок № 14 Начало занятия: число __, время __. Упражнение 1. Напишите по памяти цитаты из предыдущего урока.
Упражнение 2. Прочтите один раз и запишите по памяти три цитаты. Величие человека измеряется величием проблем, которые его занимают. Метерлинк. Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может. Мурей. Слава страны составляет мою собственную. Это и есть мой главный принцип. Екатерина II. Упражнение 3. Фиксируя взгляд на центральных словах, прочтите боковым зрением остальные. Постарайтесь в течение 5-6 сек. с помощью периферического зрения воспринимать все пять слов одновременно. П.1
П.2
П.3
П. 4
П.5
П.6
Упражнение 4. Слова каждого пункта прочтите не торопясь, вслух. Затем про себя, стремясь к 6-7 секундам. П.1
Время. 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П.2
Время. 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П.3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|