Три правила Рене Декарта (Рассуждение о методе).
389 сл. Во-первых, повиноваться законам и обычаям моей страны,... следовать мнениям наиболее благоразумных людей,...обращая больше внимания на то, как они поступают, чем на то, что они говорят… Между многими мнениями, одинаково распространенными я всегда выбирал самые умеренные, поскольку они и наиболее удобные в практике, и, по всей вероятности, лучше, так как всякая крайность плоха.... Я отнес к крайностям в особенности все обещания, в какой-либо мере ограничивающие свободу... потому, что я не видел в мире ничего, что оставалось бы неизменным... Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным методам, если я принял их за вполне правильные. В этом я уподоблял себя путникам, заблудившимся в лесу: Они не должны кружить или блуждать из стороны в сторону, ни тем паче оставаться на одном месте, но должны идти как можно прямее в одну сторону, не меняя направления по ничтожному поводу, хотя первоначально всего лишь случайность побудила их избрать именно это направление. Если они не придут к своей цели, то все-таки выйдут куда-нибудь, где им, по всей вероятности, будет лучше, чем среди леса. Так как житейские дела часто не терпят отлагательств, то, несомненно, что, если мы не в состоянии отличить истинное мнение, то должны довольствоваться наиболее вероятным. Этого оказалось достаточно, чтобы избавить меня от всяких раскаяний и угрызений обыкновенно беспокоящих совесть слабых и колеблющихся умов. Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли. Признаюсь, что требуется продолжительное упражнение и, зачастую, повторное размышление, чтобы привыкнуть смотреть на вещи под таким углом.
В этом я думаю, главным образом состояла тайна тех философов, которые некогда умели поставить себя вне власти судьбы и, несмотря на страдания и бедность, соперничать в блаженстве со своими богами. Постоянно рассматривая пределы, предписанные им природой, они пришли к полнейшему убеждению, что в их власти находятся только собственные мысли, и одного этого было достаточно, чтобы помешать им стремиться к чему-то другому; над мыслями же они владычествовали так неограниченно, что имели основание почитать себя богаче, могущественнее, свободнее и счастливее, чем люди, не имеющие такой философии и никогда не обладающие всем, чего они желают, несмотря на то, что им благоприятствуют и природа и счастье. Помимо этих простых правил, вы можете почитать и декартовы "Правила для руководства ума", которые могут оказаться весьма полезными.
Упражнение 9. Запишите по памяти цитаты из второго упражнения и понравившиеся мысли из текста. Сравните свои записи с оригиналами.
Упражнение 10. Прочтите, озаглавливая абзацы, газетную статью объемом в 300-400 слов. Начертите план-структуру этого текста. Подчерквире словосочетания, проработайте их. Затем прочтите этот текст про себя, стараясь уложиться в 60 сек. Конец занятия. Время:___На занятие затрачено:___ Урок №15 Начало занятия: число __, время __. Упражнение 1. Напишите по памяти цитаты из предыдущего урока. Упражнение 2. Прочтите один раз и запишите по памяти три цитаты. Наиболее важный принцип — сужение проблемы до управляемых размеров. Гарри Каспаров. Для решения неточных задач очень важно ограничить масштабы проблемы, чтобы в ней не увязнуть, — и только тогда появляется шанс более точно ее решить.
Ботвинник. Случай обычно верой и правдой служит тем, кто чего-нибудь сильно желает. Бальзак. Упражнение 3. Фиксируя взгляд на восклицательных знаках, прочтите текст боковым зрением. Взгляд следует слегка расфокусировать, смотреть как бы сквозь страницу. Некоторые слова прочесть не удастся - это нормально; об их значении следует догадаться, исходя из контекста.
Упражнение 4. Прочтите предыдущий текст обычным способом, не спеша. Затем повторите упражнение 3 еше несколько раз. Обратив внимание на то, что чем быстрее взгляд скользит по середине страницы вниз, тем легче схватывать содержание. В некоторых местах, особенно к концу текста полезно быстро скользить взглядом вверх-вниз, что позволяет реконструировать почти все слова. Впрочем, дословно читать в данном случае и не требуется — достаточно уметь пересказать текст своими словами. Упражнение 5. Мысленно поиграйте со словами: русский, главный, сегодня, комната, условие, молчать, женщина, слушать, просить, считать.
Упражнение 6. Медленно прочитайте слова вслух. С трудными поиграйте в воображении. Затем несколько раз прочтите их про себя. Стремитесь приблизиться к 6-7 секундам на пункт. П. 1
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 2
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 3
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 4
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 5
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ Упражнение 5. Засеките время и найдите в каждом пункте слова, обозначающие п.1 транспорт:
Время: ____
п.2 человека:
Время: ___ п.3 помещение:
Время: ___ п.4 цвет:
Время: ____ Если затраты времени превышают 8 сек. на пункт, то желательно вторично проработать упражнение 4, предварительно хорошо отдохнув. Упражнение 7. Прочтите словосочетания вслух, поиграйте с ними в уме. Постарайтесь прочесть их вслух за 20 сек., а про себя — за 10 сек. успевал делать, страшно много, точно такое же, положил на себя, обуздание прихотей, материальные вещи, ни четверти часа, не было нужно, перемена занятия, круг знания, изумительная быстрота, он был уже, основательная ученость, поставил себе правилом, то, что нужно, очень немного, во всех остальных, в этих немногих, всякое другое, напрасная трата времени, это направление, мне не нужно, как бы ни были, не найду у них, свежая мысль, лишь настолько, никакими силами, нельзя было, начал читать, больше ничего, каждая книга, принялся читать, для кого бы то ни было, то же самое, остальное время, постоянно соблюдая, тратить время, второстепенные дела, руководимые люди, то же правило. Упражнение 8. Медленно прочитайте текст, прорабатывая трудные слова и словосочетания. Прочтите его вслух на время столько ваз, сколько понадобится, чтобы уложиться в 90 сек. После этого прочитайте его методом узнавания. Постарайтесь уложиться в 45 сек. Рахметов (выдержки из "Что делать?" Чернышевского) 345сл. Он успевал делать страшно много, потому что и в распоряжении времени положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как в материальных вещах. Ни четверти часа в месяц не пропадало у него на развлечение, отдыха ему не было нужно. "У меня занятия разнообразны; перемена занятия есть отдых".
...он расширял круг своего знания с изумительной быстротою; теперь, когда ему было двадцать два года, он был уже человеком очень замечательно основательной учености. Это потому, что он и тут поставил себе правилом: роскоши и прихоти — никакой; исключительно то, что нужно. А что нужно? Он говорил: "По каждому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение — только напрасная трата времени... Если я прочел Адама Смита, Мальтуса, Рикардо и Милля, я знаю альфу и омегу этого направления, и мне не нужно читать ни одного из сотен политэкономов, как бы ни были они знамениты; я по пяти строкам с пяти страниц вижу, что не найду у них ни одной свежей мысли, импринадлежащей, все заимствования и искажения. Я читаю только самобытное и лишь настолько, чтобы знать эту самобытность". Поэтому никакими силами нельзя было заставить читать его Маколея; посмотрев четверть часа на разные страницы, он решил: "Я знаю все материи, из которых набраны эти лоскутья". Он прочитал "Ярмарку тщеславия" Теккерея с наслаждением, а начал читать "Пенденниса", закрыл на двадцатой странице: "Весь высказался в "Ярмарке тщеславия", видно, что больше ничего не будет, и читать не нужно". "Каждая прочитанная мною книга такова, что избавляет меня от надобности читать сотни книг", — говорил он. ...Он с усердным наслаждением принялся читать книгу, которую за последние сто лет едва ли кто читал, кроме корректоров ее: читать ее для кого бы то ни было, кроме Рахметова, то же самое, что есть песок или опилки.: Но ему было вкусно. …остальное время он занимался делами, постоянно соблюдая то же правило, как в чтении: не тратить времени над второстепенными делами и с второстепенными людьми, заниматься только капитальными, от которых уже и без него изменяются второстепенные дела и руководимые люди. Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ Напомним, что Чернышевский, по оценкам современников, читал со скоростью 2 тыс. слов в минуту. Это мнение не стоит переоценивать (см. гл. Виды чтения): речь, конечно, идет о реферативном или даже о панорамном чтении. Но из этого фрагмента можно понять истоки и существо таких видов чтения. Упражнение 9. Запишите по памяти цитаты из второго упражнения и понравившиеся мысли из текста, Сравните свои записи с оригиналами. Еще раз продумайте цитаты. Упражнение 10. Прочтите, озаглавливая абзацы, газетную статью объемом в 300-400 слов. Начертите план-структуру этого текста. Подчеркните словосочетания, проработайте их. Возможно, в тексте встретилась удачная мысль — попробуйте сформулировать ее более лаконично. Затем прочтите этот текст про себя, стараясь уложиться в 60 сек, Конец занятия. Время:___ На занятие затрачено:___ Урок № 16 Начало занятия: число __, время __. Упражнение 1. Напишите по памяти цитаты из предыдущего урока. Упражнение 2. Прочтите один раз и запишите по памяти три цитаты. Научи меня не требовать невозможного и не горевать о непоправимом. Георг Пятый. Нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного чем быть эффективным. Зайверт. Чем меньше ума вложено в какое-то дело, тем оно сложнее. Зайверт. Упражнение 3. Фиксируя взгляд на восклицательных знаках, прочитайте текст боковым зрением, используя смысловую интуицию. Мотивация. Г.Селье
Упражнение 4. Не спеша прочтите текст обычным способам. Затем повторите упражнение 3 еще несколько раз, стараясь возможно полнее восстановить содержание. Упражнение 5. Мысленно поиграйте со словами: смотреть, понимать, казаться, работать, спросить, развитие, выходить, остаться, общество, вещество. Упражнение 6. Ознакомьтесь со словами, с неудобными мысленно поиграйте. Прочтите вслух, стараясь к шестой попытке уложиться в десять секунд. П. 1
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 2
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 3
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 4
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 5
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 6
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ Упражнение 7. Прочитайте словосочетания и обороты вслух, поиграйте е ними в уме. Постарайтесь прочесть их вслух за 20 сек., а про себя — за 19 сек. философская мысль; со всей очевидностью; только ему присущий; язык философии; разделы науки; религиозная система; квантовая механика; выразительная сила; может быть, даже; после того как; построения марксизма; неповторимая изысканность; для того чтобы; извечные проблемы; вероятностные представления; также, как; об одном и том же; теория относительности; прежде всего тот, кто; человеческая мысль; рано или поздно; тогда, когда; новое звучание; на одном из; оглядываться в прошлое; забегать вперед; каждый имеет; базовая система; система понятий; естественно следует; настоящий философ; даже тогда, когда; опираясь на науку; паттерн бытия; парадигма времени; за то, что; сам по себе; перспектива изображения; картина жизни. Упражнение 8. Не торопясь прочитайте текст вслух. Из каждого абзаца или из каждых 5-6 строчек выберете то слово, которое, как вам кажется, будет для вас наилучшей подсказкой при пересказе. Выпишите эти слова отдельно. Отметьте значками: С — суть, основное содержание, главная мысль; П — примеры, иллюстрации; О — отвлечения, замечания по ходу изложения. Начертите структуру текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|