Спонтанность сознания. В.В Налимов.
495 сл Входя в мир философской мысли, мы со всей отчетливостью видим, что каждая серьезная философская концепция сопряжена се своим особым, только ей присущим языком. Отчетливо разными вырисовываются перед нами языки Канта, Гегеля, Ницше, Гуссерля, Витгенштейна, Хайдегера. Серьезные, философски ориентированные разделы науки — квантовая механика, теория относительности — это также построения, обладающие своими собственными языками. В квантовой механике возникло даже представление, правда, не всеми разделяемое, о существовании особой — квантовой логики. Разные религиозные системы оказываются порожденными разными языками. Разные языки обладают разной выразительной силой. Но измерить выразительную силу языка мы не умеем. И важнее, может быть, даже другое — одни языки навсегда остаются эзотерическими, другие становятся популярными. Таким частично стал, скажем, и язык Гегеля, после того как на нем оказались написаны философские построения марксизма. И при всей нашей приверженности демократизму, кажется, все мы все же стремимся к неповторимой изысканности вновь создаваемого языка. Находя новый язык, мы находим новые возможности для того, чтобы сказать что-то новое о совсем старом, обсуждая извечные проблемы. Для нас таким новым языком оказался язык вероятностных представлений. Языки философий также, впрочем, как и всякие другие языки, непереводимы. Непереводимыми взаимно оказались и языки христианства и буддизма, хотя обе религиозные системы, кажется, говорят об одном и том же. Не стыкуются между собой непосредственно квантовая механика и теория относительности. И философ прежде всего тот, кто владеет всей полифонией философских языков. Тот, кому открыт весь спектр звучания человеческой мысли. Критиковать другие философские системы — значит не принимать или не понимать языка, на котором они говорятся. На каждом языке в конце концов, оказывается сказанным то, что на нем можно сказать. Каждый язык рано или поздно выговаривается и уходит в кладовые культуры. Иногда старое оживает. Оживает тогда, когда сказанное на старом языке обретает новое звучание на одном из новых языков. Так создается преемственность философской мысли. Мы все время то оглядываемся в прошлое, то забегаем вперед. Прошлое и будущее мысли всегда присутствует в нашем настоящем.
Каждый философский язык имеет свою базовую систему представлений и, соответственно, свою систему понятий и свою систему аргументации. Отсюда естественно следует, что границы каждой философской системы определяются границами ее языка, ее логики.... Философ — настоящий философ — всегда поэт. Он остается поэтом даже тогда, когда говорит о науке или заимствует что-то из науки, или даже опирается на науку. Философ свободно рисует паттерн бытия. Философ — это мыслитель, свободный от парадигмы своего времени. И бессмысленно упрекать его за то, что ему не удалось что-то осветить. Важно оценить нарисованный им паттерн сам по себе, исходя из присущей ему архитектоники. Картина бытия, нарисованная философом, всегда что-то оставляет в тени, что-то искажает перспективой изображения, заданной языком. Паттерн может понравиться или не понравиться, или даже вызвать раздражение, агрессию. Пусть нравится или не нравится, но, не стоит его аналитически рассекать — ведь тогда не останется ни того, что может нравиться, ни того, что может раздражать. Время: 4.__2. ___ 3.__4..__5.__6.__ Упражнение 9. Перескажите текст по памяти, опираясь на выписанные ключевые слова. Упражнение 10. Прочитайте предыдущий текст вслух, стараясь уложиться в 100 сек. Затем прочтите его методом узнавания, стараясь уложиться в 40-50 сек.
Упражнение 11. Запишите по памяти цитаты из второго упражнения и понравившиеся мысли из текста. Сравните свои записи с оригиналами. Упражнение 12. Прочитайте, озаглавливая абзацы, газетную или журнальную статью объемом в 300-400 слов. Подчеркните труднопроизносимые слова и грамматические конструкции. Проработайте их. Обведите карандашом ключевые слова, затем восстановите в памяти содержание статьи. Упражнение 13. Прочтите предыдущую статью методом узнавания. Постарайтесь уложиться в 30 сек. Упражнение 14. Прочитайте незнакомую статью объемом в 300-400 слов методом узнавания так, как будто вы ее предварительно проработали. Постарайтесь с первого же раза уложиться в 40 сек. Конец занятия. Время ____. На занятие затрачено___. Урок № 17 Начало занятия: число __, время __. Упражнение 1. Напишите по памяти цитаты из предыдущего урока. Упражнение 2. Прочтите один раз и запишите во памяти три цитаты. Обрети веру — обретешь и средства. Гарвей. Силы напрягши свои, подниматься из бездны все выше — вот, что достойно труда. Вергилий. Представление о возможности чего-либо может оказаться сильнее, чем упражнение и воля. Бор. Упражнение 3. Используя смысловую интуицию и периферическое зрение, прочтите текст, фиксируя взгляд только на восклицательных знаках.
Упражнение 4.
Не спеша прочтите текст обычным способом. Затем повторите упражнение 3 еще несколько раз, пока не почувствуете внутреннего удовлетворения от качества восприятия текста. Упражнение 5. Мысленно поиграйте со словами: являться, движение, ответить, господин, огромный, особенно, разговор, растение, называть, действие. Упражнение 6. Медленно прочитайте слова вслух. С трудными поиграйте в воображении. Затем несколько раз прочтите их про себя. Стремитесь приблизиться к 6-7 секундам на пункт. П. 1
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 2
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 3
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
П. 4
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 5
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ П. 6
Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__
Упражнение 7. Засеките время и найдите в каждом пункте слога, обозначающее п.1 человека:
Время: __ п.2 число:
Время: __ п. 3 пространственные отношения:
Время: __ п.4 помещение:
Время: __
Упражнение 8. Не торопясь прочитайте текст вслух. Выпишите ключевые слова для пересказа. Отметьте значками: С — суть, основное содержание, главную мысль; П — примеры, иллюстрации; О — отвлечения, замечания по ходу изложения. Начертите структуру текста. Сосредоточение. Вуд Упражнения в умственном сосредоточении заключаются в контроле ума и в господстве того настроения, которое налагается на него волей, так что все ваше мышление будет направлено к цели, которую вы сами избрали. Даже поверхностное изучение ума открывает нам тот факт, что когда мы думаем об одном предмете, мы в то же время смутно сознаем много другого, что более или менее близко или отдаленно относится к этому предмету. Когда я сосредоточиваю свое внимание на какой-либо одной мысли, я нахожу вокруг себя массу смутных мыслей, постепенно заволакивающихся, становящихся более туманными по мере их отдаления и, наконец, теряющихся в неопределенном пространстве. В разное время разные настроения, цели, привычки и интересы господствуют над нашим умом, и в настроении лежит причина того, что именно эта мысль окажется избранной из всех тех, которые окружают каждый предмет. Подобно тому как сильный магнит поляризует железо не только вблизи, но и на значительном расстоянии, так и настроение, временное и постоянное, поляризует каждую мысль, как только она вступает в сферу внимания. Создав нужное настроение, мы заставим мысли двигаться одним могучим потоком к нужной нам цели. Когда это будет достигнуто, самые нежеланные и даже враждебные события попадут в сферу притяжения и помогут нам в достижении намеченной цели. Первое, что надо сделать, — это остановиться на том настроении, которое вы избрали, и затем исключить все то, что может каким-либо образом волновать ум. Для этого вы должны стараться освободить себя от малейшего следа гнева, раздражения, страха, нерешительности. Создайте привычку возвращения мысли. Обыкновенно делают так: приняв обычное положение, устремляют внимание на определенный предмет и затем возвращают его обратно, к исходной точке всякий раз, когда оно чем-либо отвлекается. Упражняющийся занят, главным образом, усилием удержать мысль в своем уме и отчасти старанием не дать ей ускользнуть и обратиться на другие предметы; и ему постоянно нужно возвращать свое блуждающее внимание. Сделайте вместо этого следующее упражнение. Изберите тот предмет, на котором вы хотите сосредоточить свое внимание, и затем думайте обо всем, о чем хотите, но не теряйте из виду избранный предмет. Но следует стараться убегать мыслью возможно дальше, не теряя при этом из вида избранного предмета и думая обо всем, что может иметь прямое отношение или связь с ним. Делайте такие упражнения по получасу в день в удобное время в течение приблизительно двух недель. Если это упражнение проделывается в положенное время, оно порождает привычку возвращения мысли, заменяющую привычку блуждания, и, таким образом, формируется склонность ума возвращаться к центральной мысли, и внимание может быть задержано в продолжении долгого времени на одном и том же предмете. В то же время такое упражнение оживляет ум, заставляя его при обдумывании какого-либо вопроса быстро схватывать все имеющие значение точки, связанные с этим вопросом. Не имеет большого значения, какой предмет избирается для сосредоточения, хотя сначала лучше избегать чего-либо обширного или связанного с неприятными воспоминаниями. * * * Упражнение Вуда можно и нужно разнообразить и выполнять в любых условиях: во время беседы, ходьбы, работы и т.п. Большинство выдающихся людей тренировало свое внимание этим или подобными ему способами. Например, Юлий Цезарь в походе диктовал письма одновременно пяти писцам, сидя верхом на коне; Алехин мог сыграть по памяти одновременно более тридцати партий; Ампер проводил в уме сложнейшие вычисления. Подобных примеров можно привести множество, но подавляющее большинство людей практически не имеет представления о возможностях управления собственным мышлением. Первые же недели практики контроля над своим вниманием дадут вам ощутимые преимущества. В частности, вы очень скоро станете замечать, что стали более последовательны и менее импульсивны в высказываниях и поступках; многие казавшиеся трудными проблемы начнут разрешаться как будто сами собой; окружающие вас люди станут внимательнее относиться к вашим словам. Упражнение 9. Перескажите текст по памяти, опираясь на выписанные ключевые слова. Упражнение 10. Прочитайте предыдущий текст вслух, стараясь уложиться в 90 сек. Затем прочтите его методом узнавания, стараясь уложиться в 35-45 сек. Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__ Упражнение 11. Запишите по памяти цитаты из второго упражнения и понравившиеся мысли из текстов. Сравните свои записи с оригиналами. Упражнение 12. Прочитайте, озаглавливая абзацы, газетную или журнальную статью объемом в 300-400 слов. Подчерните труднопроизносимые слова и грамматические конструкции. Проработайте их. Обведите карандашом ключевые слова, затем восстановите в памяти содержание статьи. Упражнение 13. Прочтите предыдущую статью методом узнавания. Постарайтесь уложиться в 30 сек. Упражнение 14. Прочитайте незнакомую статью объемом в 300-400 слов методом узнавания так, как будто вы ее предварительно проработали. Постарайтесь с первого же раза уложиться в 40 сек. Конец занятия. Время: ___. На занятие затрачено:___ Урок № 18 Начало занятия: число __, время __. Упражнение 1. Напишите по памяти цитаты из предыдущего урока. Упражнение 2. Прочтите один раз и запишите по памяти три цитаты. Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. Бэкон. Бог не требует, чтобы ты всегда побеждал. Но он ожидает, что ты будешь к этому стремиться. Рокфеллер. Я обычно делаю все, что в моих силах, а какие будут результаты, известно лишь Богу Пенни. Упражнение 3. Фиксируя взгляд на восклицательных знаках, прочитайте текст боковым зрением, используя смысловую интуицию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|