Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по организации




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Цель комплексной психолого-педагогической практики - закрепить и углубить теоретические знания студентов о специфике деятельности (содержании, методах, формах и направлениях работы) социального педагога и педагога-психолога в учреждениях образования; обеспечить приобретение специальных профессиональных умений.

Задачи практики:

1. Формирование у студентов целостной картины будущей профессиональной деятельности; ознакомление с особенностями и противоречиями современного образовательного процесса.

2. Приобретение опыта работы в учреждениях разного типа (школах, оздоровительно-воспитательных центрах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи и т.п.); ознакомление с организационно-правовой структурой учреждения, ролью и местом педагога-психолога в структуре этого учреждения, его правами и обязанностями.

3. Организация взаимодействия студентов-практикантов с детьми разных возрастных групп, с родителями, педагогами, другими специалистами с целью изучения психологических особенностей субъектов взаимодействия, социальных условий развития, определения предмета психолого-педагогической помощи.

4. Сбор информации по теме выпускной квалификационной работы; овладение инструментарием, методами организации и проведения психологического исследования, научного анализа полученных результатов.

5. Приобретение студентами навыков рефлексии с целью профессионального развития и активизации личностных ресурсов.

6. Воспитание ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, освоение ими общей психологической культуры, профессиональной этики.

 

МЕСТО КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Практика проводится после изучения учебных дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Социальная педагогика», «Психолого-педагогический практикум», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психологическое консультирование», также курсов по выбору студентов, раскрывающих практикоориентированные аспекты перечисленных профильных дисциплин, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия.

Для успешного прохождения практики студенту необходимо:

Знать:

– возрастные и индивидуальные особенности школьников;

– педагогических и профессиональных особенностей родителей и педагогов;

– основные положения и методы обучения и воспитания при решении профессиональных задач в условиях работы с классным коллективом.

– систему организации и планирования воспитательной работы с детьми;

– требования гигиены, охраны труда;

Уметь:

– планировать и организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.;

– использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности;

- использовать диагностический инструментарйи;

Иметь навыки и (или) опыт деятельности:

– консультирования и ведения тренинговой работы;

– моральными нормами и основами нравственного поведения;

– навыками организации деятельности детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;

– навыками анализа и самоанализа психолого-педагогической деятельности.

Сроки проведения комплексной психолого-педагогической

Практики

Форма обучения Курс Сроки (семестр, с __ недели по __ неделю)
Очная     7семестр, с 5 недели по 10 неделю
Заочная, в т.ч. с использованием дистанционных образовательных технологий   7семестр, с 24 недели по 29 неделю

Курс и сроки прохождения студентом практики указывается в соответствии с графиком учебного процесса.

1.3. СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

Практика проводится стационарно.

 

СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

Практика организуется концентрированно.

БАЗЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Практика проводится на базе общеобразовательных организаций г. Кирова и Кировской области.

 

Перечень организаций, с которыми ВятГГУ заключил долгосрочные договоры об организации и проведении практики в соответствии с образовательной программой высшего образования, размещен в приложении к образовательной программе и на официальном сайте ВятГГУ http://vggu.ru, в разделе «Учеба» → «Практика».

Места прохождения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяются с учетом требований их доступности для данных обучающихся, рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Организация, выбираемая студентом для прохождения практики (база практики) должна обладать следующим минимально необходимым материально-техническим обеспечением: профильные (специализированные) учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, оснащенные и оборудованные в соответствии с требованиям ФГОС, мультимедийные средства, наборы дидактических материалов по различным учебным предметам, демонстрационные приборы для организации лабораторного эксперимента (по физике, химии, географии, окружающему миру, природоведению и др.).

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В результате прохождения учебной практики студент должен продемонстрировать следующие результаты обучения:

Профессиональные компетенции:

Способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК–1)

1) знать: закономерности и индивидуальные особенности психического развития человека на различных возрастных ступенях;

2) уметь: осуществлять индивидуальный подход на основе знания особенностей психического и психофизиологического развития человека;

3) владеть навыками конструирования программы деятельности с детьми с отбором содержания и методов ее осуществления.

 

2. Готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК–2):

1) знать: сущностные характеристики качественных и количественных методов в психолого-педагогических исследованиях;

2) уметь: обновлять и использовать в педагогической практике разнообразные методы психолого-педагогического исследования;

3) владеть: методами культурно-исторического и деятельностного подходов при проектировании процесса становления индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде.

 

3. Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК–3):

1) знать: способы психологического и педагогического изучения обучающихся, методы психологической и педагогической диагностики.

2) уметь: методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач.

3) владеть: способами психологического и педагогического изучения обучающихся, методами психологической и педагогической диагностики.

 

4. Готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (ОПК-4):

1) знать: механизмы и возрастную динамику развития индивидуальности; психологические механизмы обучения и воспитания; психолого-педагогические основы социальной деятельности

2) уметь: конструировать учебно-воспитательные ситуации, выступающие в качестве средств управления интеллектуального и личностного развития; решать психолого-педагогические проблемные ситуации;

3) владеть: организацией различных форм образовательного процесса; методикой проектирования процесса становления индивидуальности.

 

5. Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5):

1) знать: функции и задачи поликультурного взаимодействия для развития индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среды;

2) уметь: организовывать общение и совместную деятельность детей и взрослых в поликультурной образовательной среде, ориентированную на систему полилогов;

3) владеть: приемами создания ситуаций полилога в поликультурной образовательной среде, обеспечивающего становление индивидуальности школьника.

 

6. Способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6):

1) Знать: способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса, особенности социального партнерства в системе образования.

2) Уметь: создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса.

3) Владеть: способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

 

7. Готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7):

1) знать: основные характеристики, функции и сферы применения современных педагогических технологий образования, значимых для решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;

2) уметь: использовать в процессе психолого-педагогического просвещения свои представления о сущности и возможностях современных педагогических технологий, их преимуществах перед традиционными способами обучения;

3) владеть: навыками применения психолого-педагогических и нормативно-правовых знаний в сфере педагогических технологитй в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения.

 

8. Способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8):

1) Знать: особенности и специфику профессии педагога, требования к личности современного педагога-профессионала, принципы профессиональной этики.

2) Уметь: оценивать социальную значимость своей будущей профессии, мотивировать себя на совершенствование профессиональной компетентности, в т.ч. и в рамах учебной практики.

3) Владеть: приемами самопознания, саморазвития, самоактуализации, самосовершенстввоания.

 

9. Способен вести профессиональную деятельность в поликунальной среде, учитывая особенности и социокультурной ситуации развития (ОПК-9):

1) знать: основные характеристики, функции поликультурной образовательной среды как пространства становления индивидуальности школьника, значимых для решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;

2) уметь: использовать в процессе психолого-педагогического просвещения свои представления о сущности и возможностях поликультурной образовательной среды для становления индивидуальности школьника;

3) владеть: навыками применения психолого-педагогических и нормативно-правовых знаний в сфере становления индивидуальности школьника в условиях поликультурной образовательной среды в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения.

10. Способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10):

1) знать: о междисциплинарном характере категории «индивидуальность», о роли специалистов различных областей-педагогов общеобразовательной школы, дополнительного образования, социальных педагогов, психологов в процессе становления индивидуальности школьника;

2) уметь: организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач становления индивидуальности школьника с целью формирования системы позитивных межличностных отношений в поликультурной образовательной среде;

3) владеть: навыками построения межведомственных коммуникаций для обеспечения процессастановления индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде.

 

11. Готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11):

1) знать: основные международные и отечественны документы о правах ребенка и правах инвалидов;

2) уметь: анализировать практические ситуации, связанные с нарушение прав ребенка; объяснять на конкретных примерах особенности правового положения несовершеннолетних; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;

3) владеть: оцениванием сущности и значения правопорядка и законности, собственного возможного вклада в их становление и развитие.

 

12. Способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывая риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12):

1) знать: механизмы и возрастную динамику развития индивидуальности; особенности использования здровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;

2) уметь: анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;

3) владеть: здоровьесберегающими технологиями с учетом их рисков и опасностей социальной среды и образовательного пространства.

 

13. Готов обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4):

1) знать: особенности психического и психофизиологического развития детей на различных возрастных ступенях;

2) уметь: достаточно объективно воспринимать внутренний мир другого человека, его психологические особенности;

3) владеть: методами саморегуляции и регуляции поведения и деятельности детей.

 

14. Способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1):

1) знать: особенности организации субъект-субектного взаимодействия участников образовательного процесса;

2) уметь: адекватно воспринимать и интерпретировать поведение и внешние выражения личностных особенностей и внутренних состояний других людей;

3) владеть: навыками организации субъект-субъектного взаимодействия.

СТРУКТУРА, ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Объем практики составляет 9 зачетных единиц, 6 недель (324 академических часа).

Содержание практики определено кафедрой педагогики в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, содержанием ОП ВО и планируемыми результатами обучения при прохождении практики.

 

Планируемый результат (шифр компетенции) Задания* (по этапам) Комплексные задания Примерная трудоем–кость выполнения заданий (часов)
Основной этап
ОПК-7, ОПК-11, ОПК-12 Ознакомительная работа: 1. Изучение условий воспитания и обучения школьников. 2. Изучение содержания: - психологического кабинета и психологического инструментария; - нормативной, специальной и организационно-методической документации практического психолога  
  Исследовательская работа:  
ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-9 1. Психолого-педагогическая диагностика · Обследование группы (15-25 человек) с использованием двух методик. · Индивидуальное обследование двоих детей группы риска с использованием не менее 5 методик и их семей.    
ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9, ПКД-4 2. Культурно-просветительская работа 1. Составление плана мероприятий по психологическому просвещению родителей, воспитателей, педагогов. 2. Выступление перед коллективом данного учреждения, группой родителей, учащихся с сообщением проблемного содержания, призванного формировать и развивать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в целях развития, предупреждения деструктивного поведения. 3. Подготовка стендового практического материала рекомендательного характера для родителей (тематика по выбору).
ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-9, ПКНО-1 3. Профилактическая, коррекционно-развивающая и воспитательная работа с детьми 1. Разработка (не менее 16 часов) и реализация (полная или частичная – не менее 4 часов) профилактической или коррекционно-развивающей программы. 2. Проведение воспитательного мероприятия с детьми
ОПК-1, ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9 4. Консультативная работа 1. Проведение по запросу педагогов, родителей, учащихся двух консультаций (под наблюдением психолога) 2. Проведение коллективной консультации для родителей (обработка и удовлетворение запроса)
ОПК-1, ОПК-4, ОПК-6. ПКД-4, ОПК-12 5. Психологическое обеспечение педагогического процесса .1. Проведение психологического анализа одного из уроков. 2. Проведение психологического анализа педагогического взаимодействия учителя с детьми. 3. Психологический анализ воспитательного мероприятия. 4. Составление психологических рекомендаций учителю по результатам психологического анализа.
Итоговый этап
ОПК-1, ОПК-7, ОПК-11 1. Подготовка отчета по практике 2. Подготовка презентации о ходе прохождения учебно-исследовательской практики. 3. Подведение итогов и отчет на итоговой конференции  
  Всего: 324 ч.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...