Методические рекомендации по организации
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Цель комплексной психолого-педагогической практики - закрепить и углубить теоретические знания студентов о специфике деятельности (содержании, методах, формах и направлениях работы) социального педагога и педагога-психолога в учреждениях образования; обеспечить приобретение специальных профессиональных умений. Задачи практики: 1. Формирование у студентов целостной картины будущей профессиональной деятельности; ознакомление с особенностями и противоречиями современного образовательного процесса. 2. Приобретение опыта работы в учреждениях разного типа (школах, оздоровительно-воспитательных центрах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи и т.п.); ознакомление с организационно-правовой структурой учреждения, ролью и местом педагога-психолога в структуре этого учреждения, его правами и обязанностями. 3. Организация взаимодействия студентов-практикантов с детьми разных возрастных групп, с родителями, педагогами, другими специалистами с целью изучения психологических особенностей субъектов взаимодействия, социальных условий развития, определения предмета психолого-педагогической помощи. 4. Сбор информации по теме выпускной квалификационной работы; овладение инструментарием, методами организации и проведения психологического исследования, научного анализа полученных результатов. 5. Приобретение студентами навыков рефлексии с целью профессионального развития и активизации личностных ресурсов. 6. Воспитание ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, освоение ими общей психологической культуры, профессиональной этики.
МЕСТО КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Практика проводится после изучения учебных дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Социальная педагогика», «Психолого-педагогический практикум», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психологическое консультирование», также курсов по выбору студентов, раскрывающих практикоориентированные аспекты перечисленных профильных дисциплин, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Для успешного прохождения практики студенту необходимо: Знать: – возрастные и индивидуальные особенности школьников; – педагогических и профессиональных особенностей родителей и педагогов; – основные положения и методы обучения и воспитания при решении профессиональных задач в условиях работы с классным коллективом. – систему организации и планирования воспитательной работы с детьми; – требования гигиены, охраны труда; Уметь: – планировать и организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.; – использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности; - использовать диагностический инструментарйи; Иметь навыки и (или) опыт деятельности: – консультирования и ведения тренинговой работы; – моральными нормами и основами нравственного поведения; – навыками организации деятельности детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей; – навыками анализа и самоанализа психолого-педагогической деятельности. Сроки проведения комплексной психолого-педагогической Практики
Курс и сроки прохождения студентом практики указывается в соответствии с графиком учебного процесса.
1.3. СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ. Практика проводится стационарно.
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ. Практика организуется концентрированно. БАЗЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Практика проводится на базе общеобразовательных организаций г. Кирова и Кировской области.
Перечень организаций, с которыми ВятГГУ заключил долгосрочные договоры об организации и проведении практики в соответствии с образовательной программой высшего образования, размещен в приложении к образовательной программе и на официальном сайте ВятГГУ http://vggu.ru, в разделе «Учеба» → «Практика». Места прохождения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяются с учетом требований их доступности для данных обучающихся, рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Организация, выбираемая студентом для прохождения практики (база практики) должна обладать следующим минимально необходимым материально-техническим обеспечением: профильные (специализированные) учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, оснащенные и оборудованные в соответствии с требованиям ФГОС, мультимедийные средства, наборы дидактических материалов по различным учебным предметам, демонстрационные приборы для организации лабораторного эксперимента (по физике, химии, географии, окружающему миру, природоведению и др.). ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В результате прохождения учебной практики студент должен продемонстрировать следующие результаты обучения:
Профессиональные компетенции: Способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК–1) 1) знать: закономерности и индивидуальные особенности психического развития человека на различных возрастных ступенях; 2) уметь: осуществлять индивидуальный подход на основе знания особенностей психического и психофизиологического развития человека; 3) владеть навыками конструирования программы деятельности с детьми с отбором содержания и методов ее осуществления.
2. Готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК–2): 1) знать: сущностные характеристики качественных и количественных методов в психолого-педагогических исследованиях; 2) уметь: обновлять и использовать в педагогической практике разнообразные методы психолого-педагогического исследования; 3) владеть: методами культурно-исторического и деятельностного подходов при проектировании процесса становления индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде.
3. Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК–3): 1) знать: способы психологического и педагогического изучения обучающихся, методы психологической и педагогической диагностики. 2) уметь: методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач. 3) владеть: способами психологического и педагогического изучения обучающихся, методами психологической и педагогической диагностики.
4. Готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (ОПК-4): 1) знать: механизмы и возрастную динамику развития индивидуальности; психологические механизмы обучения и воспитания; психолого-педагогические основы социальной деятельности
2) уметь: конструировать учебно-воспитательные ситуации, выступающие в качестве средств управления интеллектуального и личностного развития; решать психолого-педагогические проблемные ситуации; 3) владеть: организацией различных форм образовательного процесса; методикой проектирования процесса становления индивидуальности.
5. Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5): 1) знать: функции и задачи поликультурного взаимодействия для развития индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среды; 2) уметь: организовывать общение и совместную деятельность детей и взрослых в поликультурной образовательной среде, ориентированную на систему полилогов; 3) владеть: приемами создания ситуаций полилога в поликультурной образовательной среде, обеспечивающего становление индивидуальности школьника.
6. Способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6): 1) Знать: способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса, особенности социального партнерства в системе образования. 2) Уметь: создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса. 3) Владеть: способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.
7. Готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7): 1) знать: основные характеристики, функции и сферы применения современных педагогических технологий образования, значимых для решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса; 2) уметь: использовать в процессе психолого-педагогического просвещения свои представления о сущности и возможностях современных педагогических технологий, их преимуществах перед традиционными способами обучения; 3) владеть: навыками применения психолого-педагогических и нормативно-правовых знаний в сфере педагогических технологитй в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения.
8. Способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8):
1) Знать: особенности и специфику профессии педагога, требования к личности современного педагога-профессионала, принципы профессиональной этики. 2) Уметь: оценивать социальную значимость своей будущей профессии, мотивировать себя на совершенствование профессиональной компетентности, в т.ч. и в рамах учебной практики. 3) Владеть: приемами самопознания, саморазвития, самоактуализации, самосовершенстввоания.
9. Способен вести профессиональную деятельность в поликунальной среде, учитывая особенности и социокультурной ситуации развития (ОПК-9): 1) знать: основные характеристики, функции поликультурной образовательной среды как пространства становления индивидуальности школьника, значимых для решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса; 2) уметь: использовать в процессе психолого-педагогического просвещения свои представления о сущности и возможностях поликультурной образовательной среды для становления индивидуальности школьника; 3) владеть: навыками применения психолого-педагогических и нормативно-правовых знаний в сфере становления индивидуальности школьника в условиях поликультурной образовательной среды в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения. 10. Способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10): 1) знать: о междисциплинарном характере категории «индивидуальность», о роли специалистов различных областей-педагогов общеобразовательной школы, дополнительного образования, социальных педагогов, психологов в процессе становления индивидуальности школьника; 2) уметь: организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач становления индивидуальности школьника с целью формирования системы позитивных межличностных отношений в поликультурной образовательной среде; 3) владеть: навыками построения межведомственных коммуникаций для обеспечения процессастановления индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде.
11. Готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11): 1) знать: основные международные и отечественны документы о правах ребенка и правах инвалидов; 2) уметь: анализировать практические ситуации, связанные с нарушение прав ребенка; объяснять на конкретных примерах особенности правового положения несовершеннолетних; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом; 3) владеть: оцениванием сущности и значения правопорядка и законности, собственного возможного вклада в их становление и развитие.
12. Способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывая риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12): 1) знать: механизмы и возрастную динамику развития индивидуальности; особенности использования здровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; 2) уметь: анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению; 3) владеть: здоровьесберегающими технологиями с учетом их рисков и опасностей социальной среды и образовательного пространства.
13. Готов обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4): 1) знать: особенности психического и психофизиологического развития детей на различных возрастных ступенях; 2) уметь: достаточно объективно воспринимать внутренний мир другого человека, его психологические особенности; 3) владеть: методами саморегуляции и регуляции поведения и деятельности детей.
14. Способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы (ПКНО-1): 1) знать: особенности организации субъект-субектного взаимодействия участников образовательного процесса; 2) уметь: адекватно воспринимать и интерпретировать поведение и внешние выражения личностных особенностей и внутренних состояний других людей; 3) владеть: навыками организации субъект-субъектного взаимодействия. СТРУКТУРА, ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Объем практики составляет 9 зачетных единиц, 6 недель (324 академических часа). Содержание практики определено кафедрой педагогики в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, содержанием ОП ВО и планируемыми результатами обучения при прохождении практики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|