Сертификация и лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортно-технологических машин и оборудования
Стр 1 из 7Следующая ⇒ А.И. Рябчинский, Э.Р. Домке, А.П. Бажанов
Пенза 2012 УДК 656.13091. 2 ББК 39.3ц Р98
Изложены организационно-правовые основы лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, порядок допуска и выполнения международных автомобильных перевозок, основные принципы осуществления лицензирования, лицензионные требования при осуществлении перевозок и порядок контроля за их соблюдением. Механизм, объекты, способы и формы регулированиярынка продукции, цели, принципы и формы подтверждения ее соответствия рассмотрены в соответствии с положениями Федерального закона «О техническом регулировании». Подробно рассмотрены требования к безопасности автомобильной техники и вопросы оценки ее соответствия, базирующиеся на положениях технических регламентов «О безопасности колесных транспортных средств» и «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Содержание учебника соответствует направлению подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» образовательных ГОСов третьего поколения по профилю Б3.Б.18. «Сертификация и лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортно-технологических машин и оборудования (ТиТТМО)» учебных дисциплин «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Автомобильный сервис».
Учебник может быть полезен специалистам, занятым вопросами эксплуатации, технического обслуживания и конструктивного усовершенствования автомобилей. Ó Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2012 Ó Рябчинский А.И., Бажанов А.П., Домке Э.Р. 2011 ПРЕДИСЛОВИЕ Ход развития рыночных отношений в сфере производства и эксплуатации транспортно-технологических машин и оборудования в конце 80-х и начале 90 годов XX века показал необходимость упорядочения этих отношений посредством введения института их лицензирования и сертификации. Вопросы лицензирования и сертификации в сфере производства и эксплуатации транспортно-технологических машин и оборудования нашли свое отражение в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Лицензирование и сертификация деятельности и продукции, связанных с конструированием и выпуском транспортно-технологических машин и оборудования, осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, производятся с целью государственного регулирования этих видов деятельности. Кроме того, данные процедуры производятся с целью обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителя этих услуг, реализации требований антимонопольного законодательства, безопасности движения и соблюдения экологических норм при эксплуатации транспортных средств. Содержание учебника соответствует направлению подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» образовательных ГОСов третьего поколения по профилю Б3.Б.18. «Сертификация и лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортно-технологических машин и оборудования (ТиТТМО)» учебных дисциплин «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Автомобильный сервис».
Кроме специалистов лицензионных и сертификационных органов определённые знания в этих вопросах должны иметь исполнители и заказчики автотранспортной деятельности, услуг и продукции. Настоящий учебник призван способствовать получению этих знаний. В учебнике изложены основные принципы, методы, порядок, содержание лицензирования и сертификации в автотранспортном комплексе. Указаны особенности лицензирования и сертификации отдельных видов деятельности и продукции. Систематизирован справочный и нормативный материал по рассматриваемому вопросу. Он может быть использован как студентами при изучении соответствующих учебных курсов, так и инженерно-техническими работниками в практической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ Автомобильный транспорт, являющийся одним из основных звеньев сферы производства и эксплуатации транспортно-технологических машин и оборудования, играет значительную роль в развитии экономики любой страны. Высокие, особенно в последние десятилетия, темпы автомобилизации объясняются большей, в сравнении с другими транспортными средствами, эффективностью и возможностью автономной (независимой от других видов транспорта) работы и мобильностью автомобиля. Как следствие, парк и объем перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом растет значительно быстрее, чем на других видах транспорта. Ежегодно в мире выпускается около 55 млн. автомобилей, из них 45 млн. легковых, что обеспечивает прирост мирового парка на 15-18 млн. единиц в год. В Российской Федерации производится около 1,7 млн. автомобилей и импортируется более 600 тыс. автомобилей в год. В настоящее время мировой парк автомобилей включает более 600 млн. единиц, из которых примерно 80 % – легковые автомобили. Непрерывно увеличивающийся автомобильный парк приводит к повышению интенсивности движения и росту загруженности дорог автомобилями и росту числа автомобилей, приходящихся на 1000 жителей (в развитых странах составляет 300-600 автомобилей, в целом по Российской Федерации – более 200, в Москве более 250, т.е. оптимальное число – два автомобиля в среднем на одну семью). Во всех странах темпы роста автомобильного парка и производство автомобилей значительно превышают темпы роста сети автомобильных дорог.
Однако наряду с положительной ролью, которую автомобильный транспорт играет в развитии экономики, существуют и негативные факторы, связанные с процессом автомобилизации. Сюда относятся загрязнение окружающей среды, градостроительные проблемы, связанные с обустройством городских улиц и дорог для проезда транспорта и выделением площадок для стоянок транспортных средств, рост дефицита нефтепродуктов и т.д. К числу наиболее отрицательных факторов процесса автомобилизации относятся дорожно-транспортные происшествия (ДТП). К числу данных факторов относятся и последствия ДТП, характеризующиеся гибелью и ранением людей, материальным ущербом от повреждения транспортных средств, грузов, дорожных или иных сооружений, выплатой пособий по инвалидности и временной нетрудоспособности и т.д., а также отрицательное влияние на окружающую среду, вызывающее неизбежное ухудшение экологической обстановки. Несмотря на осуществляемые мероприятия по предотвращению вероятности ДТП, в результате на дорогах ежегодно в мире погибает более 700 тыс. и получают ранения около 10 млн. человек. В Российской Федерации в день по различным причинам погибает около 300 человек, из них в ДТП около 90. Автомобильный транспорт является наиболее опасным из всех видов транспорта. Материальный ущерб от ДТП в странах с развитой автомобилизацией достигает 10 % годового национального дохода. Из вышесказанного следует, что решение проблемы повышения безопасности дорожного движения (БДД) имеет большую социальную и экономическую значимость и является одной из кардинальных проблем автомобилизации. В условиях непрерывного повышения интенсивности дорожного движения с вовлечением больших масс людей, транспортных и материальных средств деятельность по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий является многоплановой и взаимосвязанной, требующей научного комплексного подхода. Основным методом сложных комплексных познавательных процессов на современном уровне является системный подход к процессам и явлениям окружающего мира, поэтому системный подход находит все более широкое применение при исследованиях проблемы обеспечения БДД.
На безопасность дорожного движения оказывает влияние большое количество факторов. Для удобства изучения все эти факторы условно делят на четыре взаимодействующих части: человек, автомобиль, дорога, среда и рассматривают как элементы единого комплекса: ВАДС. Автомобиль является неотъемлемым элементом нашей жизни сейчас и в обозримом будущем. Особенностью развития автомобилизации в РФ является непрерывный рост в последние годы количества пассажирских транспортных средств. Поэтому надо сделать все возможное, чтобы свести их негативное влияние на нашу жизнь к минимуму. Обеспечить БДД или безопасность комплекса ВАДС (в том числе транспортных средств) – значит добиться минимально возможного количества ДТП и числа пострадавших в неотъемлемых условиях развития автомобилизации: роста количества автомобилей и увеличения скоростей движения. Общей задачей и конечной целью обеспечения БДД или безопасности комплекса ВАДС является создание и эксплуатация высокоэффективных транспортных систем на основе рационального использования возможностей человека и технических средств с минимальным негативным воздействием последних. Безопасность дорожного движения определяет одно из основных качеств транспортных систем или комплекса ЧАДС, значение которого становится все более актуальным. Безопасность транспортных средств как источников возникновения ДТП, естественно, в большей степени определяет БДД в целом. Одновременно конструкция ТС в сравнении с другими составляющими комплекса ВАДС подвергается непрерывной модернизации и тем самым имеются практические возможности для достаточно оперативного внедрения мероприятий по повышению безопасности. О необходимости повышения безопасности ТС говорят особенно высокие показатели аварийности в Российской Федерации, вызванные, в частности, недоработками как на этапе допуска к эксплуатации ТС, так и на этапе обеспечения безопасности при эксплуатации ТС. Так, процедуры лицензирования и сертификации оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения, являясь основополагающими факторами повышения безопасности ТС на стадиях их проектирования, производства и эксплуатации.
В учебнике рассмотрены организационно-правовые основы лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, порядок допуска и выполнения международных автомобильных перевозок, основные принципы осуществления лицензирования, лицензионные требования при осуществлении перевозок и порядок контроля за их соблюдением. Изложены механизм, объекты, способы и формы регулированиярынка продукции, цели, принципы и формы подтверждения ее соответствияна основе положений Федерального закона «О техническом регулировании». Подробно рассмотрены требования к безопасности автомобильной техники и вопросы оценки ее соответствия положениям технических регламентов «О безопасности колесных транспортных средств» и «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|