Техническое регулирование рынка товаров в соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании»
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 2 1. Механизм, объекты, способы и формы регулирования рынка Проводимая в стране экономическая реформа, а также осуществляемая в ее рамках административная реформа государственного управления теснейшим образом связаны с решением проблемы оценки роли и места государства в техническом регулировании экономических процессов. На современном этапе развития рыночных отношений государство активно вмешивается в хозяйственную практику, оказывая на нее существенное воздействие, становясь регулятором, способным объективно представлять интересы общества в целом и защищать отдельных его представителей в условиях рынка. Необходимость государственного регулирования вытекает также из фундаментальных особенностей не совершенно конкурентного рынка (рынка не свободной конкуренции), то есть дефектного рынка, определяющих возможности и границы его саморегулирования. К основным дефектам дефектного рынка относят: – монопольную власть над рынком (монополизацию рынка); – внешние эффекты; – несовершенство информации о состоянии рынка. Монополизация рынка – это отсутствие стимулов к совершенствованию продукции и снижению издержек ее производства, манипуляция ценами в интересах узкого круга производителей, продавцов и др. Внешние эффекты возникают при производстве или потреблении некоторых видов продукции и услуг в виде положительных или отрицательных воздействий на юридических или физических лиц, непосредственно не вовлеченных в процессы производства или потребления. Несовершенство информации. При построении идеальной модели рынка исходят из предположения, что производители, продавцы и покупатели товаров и услуг обладают всеми необходимыми данными для принятия решения о производстве, продаже и покупке, а также о возможных последствиях принятых решений. Однако, необходимой информации, как по объему, так и по достоверности либо объективно не существует, либо она доводится до сведения заинтересованных сторон с искажениями.
Поэтому монопольная власть над рынком, внешние эффекты и несовершенство информации, являющиеся органическими дефектами не совершенно конкурентного рынка, – это те помехи, которые препятствуют эффективному действию механизма саморегулирования и не могут быть устранены без сторонних компенсирующих воздействий. Масштаб и последствия этих дефектов в рамках национальной экономики таковы, что указанные воздействия должны осуществляться преимущественно в форме государственного регулирования рынка, определяемого Федеральным законом «О техническом регулировании», введенном в Российской Федерации 2003 году. Механизм регулирования рынка товаров выглядит следующим образом. За рамки рыночного саморегулирования в случае необходимости выводятся те свойства продукции и услуг, которые могут негативно повлиять на жизнь и здоровье людей, на окружающую среду и культурные ценности. Остальные же свойства должны устанавливаться непосредственно под воздействием рынка путем саморегулирования (рис. 2.1). Рис. 2.1. Механизм регулирования рынка товаров Из трех рассмотренных выше дефектов рынка – монопольной власти, внешних эффектов и несовершенства информации – применительно к рынку товаров факторами, способными непосредственно оказать неблагоприятное влияние на людей и окружающую среду, являются два: внешние эффекты и несовершенство информации. Отрицательные последствия внешних эффектов от использования продукции проявляются, например, в виде выхлопных газов автомобилей, содержащих углекислый газ и другие, вредные для здоровья людей и окружающей среды вещества, электромагнитных излучений при эксплуатации электробытовой техники, которые вызывают помехи в работе радиоэлектронных приборов самолетов гражданской авиации, обеспечивающих безопасность пассажиров и т.д.
Из факта несовершенства информации, циркулирующей на рынке товаров, следует, что отсутствуют в необходимом объеме сведения, позволяющие объективно судить о продукции с целью ее идентификации, а также о ее свойствах. Из характера информации вытекают и способы регулирования. Выделяют прямые (директивные) и косвенные (индикативные) способы регулирования. Прямые способы связаны с наличием у субъекта регулирования определенных властных полномочий, которыми располагают государственные органы. Эти полномочия находят отражение в виде таких регулирующих мер, как законодательные акты, лицензии, регламенты, правила, право на проведение контроля и надзора, а также на применение других форм оценки соответствия установленным нормативам. Косвенные способы регулирования, используемые субъектами хозяйственной деятельности по собственной инициативе или по рекомендации таких субъектов регулирования рынка, как ассоциации предпринимателей и общества защиты прав потребителей, можно рассматривать в качестве специфического аспекта саморегулирования рынка товаров. Типичным примером этого регулирования является применение таких регулирующих мер, как системы менеджмента качества и экологического менеджмента на основе международных стандартов и др. Косвенные способы не исключают воздействия и на свойства продукции. Государство, организуя деятельность по регулированию товарного рынка, дифференцирует применяемые способы регулирования и, соответственно, регулирующие меры. Используя прямые способы, оно осуществляет установление обязательных требований, обязательное подтверждение соответствия и контроль (надзор), используя же косвенные способы, осуществляет применение национальных добровольных стандартов, развитие добровольной сертификации, страхование ответственности за ущерб, внедрение систем менеджмента, обучение и информирование потребителей, создание саморегулирующихся организаций, вручение национальных премий по качеству и др.
Прямые способы наиболее полно соответствуют целям устранения негативных последствий дефектов рынка товаров, проявляющихся в виде, как внешних эффектов, так и несовершенной информации. Косвенные же способы направлены на компенсацию последствий проявления только одного из дефектов рынка – несовершенства информации. В рамках технического регулирования выделяются три основные группы (формы) регулирующих мер. Первая группа регулирующих мер включает регулирующие меры, основанные на законодательстве об ответственности за качество и безопасность поставляемой продукции. Как правило, это законодательство формируется на базе законов о защите прав потребителей. Первая группа является базовой для всего механизма регулирования и носит предупредительный характер. Основным принципом рассматриваемой части законодательства является неотвратимость ответственностиизготовителя, а также той организации в цепи «изготовитель – продавец – потребитель», по вине которой Неотвратимость ответственности изготовителя за безопасность и качество поставляемой продукции, передача им ответственности той организации, которая виновна в несоответствии этой продукции установленным требованиям, будут постоянно побуждать организации устанавливать устойчивые связи с надежными поставщиками, требовать от них доказательств доброкачественности их продукции, а также обеспечивать ее сохранность для передачи на следующий этап. Это положение также направлено на изъятие из оборота опасной продукции, обнаруженной контролирующими органами. Вторая группа регулирующих мер включает регулирующие меры, осуществляемые государством для обеспечения достижения поставленных им целей в области безопасности продукции. К основным формам второй группы относятся технические регламенты, стандарты или своды правил, если они являются доказательной базой выполнения требований технических регламентов, и оценка соответствия.
Технический регламент как наиболее жесткая регулирующая мера со стороны государства применяется в тех случаях, когда другие меры регулирования не обеспечивают безопасности общества и граждан. В технических регламентах, как правило, устанавливаются эксплуатационные характеристики безопасности. Кроме того, введение технических регламентов имеет еще одну важную цель: концентрацию в них всего комплекса требований по безопасности. Технический регламент – это документ, содержащий обязательные для исполнения и применения технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов и принятый органом власти. Он разрабатывается на группу продукции и устанавливает требования к ее безопасности, а также к способам оценки соответствия. Оценка соответствия – деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования соблюдаются. Оценка соответствия имеет такие формы, как подтверждение соответствия, аккредитация, регистрация, контроль (надзор) и др. Основные формы оценки соответствия будут рассмотрены при последующем изложении материала. Третья группа регулирующих мер предусматривает использование стандартов и сводов правил, добровольной сертификации, внедрение систем менеджмента, обучение и информирование потребителей, страхование ответственности за ущерб, создание саморегулирующихся организаций, проведение конкурсов на соискание премий по качеству. Стандарт – это документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом. В стандарте в целях добровольного и многократного использования устанавливаются правила, общие принципы или характеристики, касающиеся разных видов деятельности или их результатов. Он направлен на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области. Стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей, называется национальным стандартом.Стандарт, принятый руководством организации и устанавливающий требования, относящиеся к данной организации, называется стандартом организации. Международным стандартомназывается стандарт, принятый международной организацией по стандартизации (ИСО). Свод правил – это документ, рекомендующий технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Он применяется на добровольной основе.
Обучение и информирование потребителей. Предоставление потребителям информации или обучение может быть достаточно эффективной регулирующей мерой. Информация может распространяться в результате действий государства, которое требует от субъектов хозяйственной деятельности доведения до сведения потребителей достоверной, доступной и достаточной информации о потребительских свойствах продукции и показателях ее безопасности. Государство также организует деятельность по сбору информации о безопасности продукции и доведения ее до сведения общественности в рамках обязательных систем предоставления информации. Оценка соответствия должна органично сочетаться с усилением материальной ответственности изготовителей, базирующейся на страховании риска нанесения ущерба от поставок на рынок продукции, не соответствующей установленным требованиям. Большая роль в снятии барьеров для бизнеса принадлежит формированию условий саморегулирования в среде хозяйствующих субъектов – саморегулирующихся организаций. Использование этой регулирующей меры направлено на организацию профессиональных сообществ (ассоциаций, некоммерческих партнерств, гильдий и т.п.) для обеспечения добросовестной предпринимательской деятельности на основе совместного установления правил поведения на рынке в соответствии с законодательством. Широкое распространение получили премии по качеству, присуждаемые за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Контрольные вопросы 1. Из каких условий вытекает необходимость государственного регулирования рынка товаров? 2. Каким образом выглядит механизм регулирования рынка товаров? 3. Какие способы регулирования рынка товаров вытекают из характера информации об этих товарах?. 4. Какие меры включает первая группа регулирующих мер рынка товаров? 5. Какие меры включает вторая группа регулирующих мер рынка товаров? 6. Какие меры включает третья группа регулирующих мер рынка товаров? 2.2. Краткая характеристика опыта технического регулирования в странах – членах Европейского союза, в рамках СНГ и Российской Федерации Анализ современных экономических систем показал, что условно можно выделить три концепции экономики и соответственно три модели технического регулирования – это концепции, свойственные США, Японии и странам Европейского союза (ЕС). Базу американской модели экономики составляют рынок и конкуренция. Задача государства заключается в обеспечении эффективного функционирования рынка без прямого вмешательства. Японская модель существенно отличается от американской и основывается на традиционных национальных ценностях: группа защищает каждого своего члена, и каждый член группы заботится о ее процветании. Роль администрации предприятия заключается в обеспечении координации между государственной властью и экономическими партнерами. Обе модели, как американская, так и японская, изначально предполагают наличие определенных торговых барьеров, протекционизма и квотирования. Современная европейская концепция представляет собой либеральную модель межгосударственной торговли, направленную на снятие торговых барьеров. Она базируется на соглашении по техническим барьерам в торговле (ТБТ) – одном из главных документов Генерального соглашения Основными правовыми документами ЕС, устанавливающими обязательные для применения и исполнения требования к продукции, являются директивы. Они определяют цели, которые должны быть достигнуты страной – членом ЕС, оставляя при этом каждой из этих стран возможность разрабатывать собственное законодательство для выполнения требований данной директивы. В настоящее время техническое законодательство ЕС представлено тремя видами директив: общими, «старого подхода», Нового и Глобального подходов. Общие директивы распространяются на всю продукцию, или на широкую группу продукции (потребительские товары, как новые, так и бывшие в употреблении). Они применяются в случаях, если для конкретной продукции директивы ЕС или отсутствуют, или охватывают не все категории связанных с этой продукцией рисков. Директивы «старого подхода» содержат конкретные требования к продукции, а Нового и Глобального подходов устанавливают основополагающие (или общие) требования к ней. Новый подход в основном предусматривает создание единой общеевропейской нормативной базы, определяющей требования к продукции. Глобальный подход развивает положения Нового подхода в части оценки соответствия продукции этим требованиям. Концепция Нового и Глобального подходов в полной мере отвечает основной цели создания Европейского союза – обеспечить свободное перемещение продукции. В директивах данных подходов установлены основополагающие (общие) требования, обеспечивающие безопасность регламентируемой продукции. Основанием для выхода продукции на европейский рынок является маркирование каждой ее единицы знаком СЕ (рис. 2.2). Рис. 2.2. Изображение знака СЕ Маркирование этим знаком означает, что продукция прошла все необходимые процедуры обязательной оценки (подтверждения) соответствия требованиям директив ЕС, распространяющихся на данную продукцию. Маркировка СЕ обеспечивает доступ к свободному обращению товара по всему Европейскому экономическому пространству (ЕЕА). Одной из особенностей концепции оценки соответствия, реализованной в директивах Нового и Глобального подходов, является наличие в них уполномоченных (нотифицированных) органов. Уполномоченные органы – это органы, наделенные органами власти государств – членов ЕС полномочиями проводить оценку соответствия продукции требованиям директив. В отличие от органов по сертификации, действующих в нашей стране, уполномоченные органы в Евросоюзе работают в неконкурентной среде. Техническое регулирование в рамках Содружество Независимых Государств (СНГ) осуществляется на основе функционирования Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), признанного Международной организацией по стандартизации (ИСО) региональной организацией по стандартизации для территории, охватывающей СНГ. Техническое регулирование в нашей стране прошло три основных этапа: первый – до декабря 1991 г., второй – с января 1992 г. по первое полугодие 2003 г. и третий – со второго полугодия 2003 г. по настоящее время. На первом этапе действовал механизм планового, директивного управления экономикой. Государственный план выпуска продукции являлся законом. Целесообразность изготовления той ли иной продукции в определенных объемах устанавливалась плановыми органами, наделенными директивными полномочиями и выступавшими в роли посредников между изготовителями и потребителями. Особенно это касалось продукции производственно-технического назначения. Что касается товаров народного потребления, то рыночные отношения были более развиты в сфере как розничного, так и оптового товарооборота. Однако роль плана как главного регулятора экономики была основной. Все требования к показателям качества закреплялись в документах, имевших обязательный характер. Единство народнохозяйственного комплекса, охватывающего производство, распределение, обмен и потребление, было закреплено конституционно, что предусматривало государственное управление качеством продукции. Основным правовым инструментом государственного нормирования требований к качеству были государственные стандарты. В стандартах на продукцию указывалось, что продукция должна изготавливаться в соответствии с требованиями конкретного стандарта. Основным методом оценки соответствия продукции установленным требованиям был государственный надзор за соблюдением стандартов. Надзором охватывались предприятия промышленности, связи, транспорта, сбыта, торговли и другие, которые могли быть государственными, кооперативными или общественными организациями. Он распространялся на все стадии создания и использования продукции. Государственный надзор выполнял в плановой экономике роль обратной связи, которую в условиях рыночной экономики выполняет механизм выравнивания спроса и предложения. Информация, поступающая от органов надзора, давала возможность оценить состояние дел с соблюдением требований стандартов и правильностью установленных в них требований, а также являлась основанием для пересмотра требований нормативных документов. Однако, как показал опыт, государственного надзора, применявшего преимущественно административные меры воздействия, было недостаточно для повышения качества продукции и эффективности производства. Поэтому был создан механизм аттестации промышленной продукции по категориям качества: высшей и первой. На продукции высшей категории качества ставился Государственный знак качества (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Государственный знак качества К высшей категории качества относили продукцию, которая находилась на уровне лучших мировых достижений или превосходила их, отвечала требованиям НТД и отличалась высокой стабильностью характеристик. Последней попыткой решить проблему создания механизма технического регулирования, адекватного директивным методам управления экономикой, было образование специального органа вневедомственного контроля – Государственной приемки продукции. Наряду с чисто административными подходами к оценке соответствия в конце рассматриваемого периода стали использоваться и методы регулирования, присущие рыночной экономике, так в 1984 г. впервые в стране были разработаны и утверждены организационно-методические документы по проведению сертификации, а в 1991 г. был принят Закон СССР «О защите прав потребителей». Этим Законом впервые вводилась обязательная сертификация продукции (товаров, работ, услуг). Второй этап отмечен введением в практику технического регулирования мер, характерных для рыночной экономики: обязательными стали только требования безопасности, совместимости и взаимозаменяемости, а также экологические требования. Государственный контроль и надзор осуществлялся на всех стадиях жизненного цикла продукции, но только за соблюдением обязательных требований, была введена обязательная сертификация, начала развиваться добровольная сертификация. Законом «О защите прав потребителей» было введено понятие «стандарт», под которым понимались государственные стандарты (ГОСТ), санитарные правила и нормы (СанПиН), строительные нормы и правила (СниП) и другие документы, которые в соответствии с российским законодательством регламентируют обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Данным законом была установлена единственная форма подтверждения соответствия – обязательная сертификация, которая определялась как подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта. Реализация товаров, включая импортные, без сертификата соответствия запрещалась. С 1992 г. был введен в действие комплекс документов Российской системы сертификации, получившей наименование «Система сертификации ГОСТ Р», а с 1993 г. были приняты законы Российской Федерации «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».
В Законе «О стандартизации» были установлены обязательные требования государственных стандартов, которые должны были соблюдаться государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Был введен знак соответствия продукции всем требованиям конкретного государственного стандарта (рис. 2.4), установлен порядок маркирования этим знаком. Законом «О стандартизации» был предусмотрен государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки и подготовки продукции к производству, ее изготовлении, реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировки и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг. Законом «О сертификации продукции и услуг» было предусмотрено создание систем обязательной сертификации однородной продукции. В Системе сертификации ГОСТ Р для обязательной сертификации был установлен знак соответствия, изображенный на рис. 2.5.
Для добровольной сертификации в данной Системе был также введен знак соответствия добровольной сертификации (рис 2.6). Рис. 2.6. Знак соответствия при добровольной сертификации Основные принципы сертификации, разработанные в России, были приняты большинством стран – членов СНГ, что позволило реализовать простой механизм взаимного признания сертификатов на поставляемую продукцию. Третий этап связан с введением в действие с 2003 г. Федерального закона «О техническом регулировании». С этого момента и в течение последующих лет, определенных этим законом деятельность в рассматриваемой сфере направлена на установление оптимального соотношения между прямыми и индикативными мерами регулирования рынка с целью создания условий для добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей. На третьем этапе осуществляется упорядочение процедуры формирования перечня объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Основанием для принятия решения о включении в этот перечень тех или иных объектов являются научно обоснованная степень риска причинения ими вреда, оценка связанных с этим экономических последствий, а также размеры расходов на предотвращение причинения вреда. Меняется также соотношение используемых мер регулирования: предполагается, например, что формой обязательного подтверждения соответствия станет преимущественно декларирование, что должно привести к снижению издержек субъектов хозяйственной деятельности. Закон «О техническом регулировании» является законодательной базой реформирования в области отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, и при проведении оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте три модели технического регулирования, свойственные США, Японии и странам Европейского союза (ЕС). 2.Назовите основные правовые документы ЕС, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к продукции. 3. Какими видами директив в настоящее время представлено техническое законодательство ЕС? 4. Каким Межгосударственным органом осуществляется техническое регулирование в рамках СНГ? 5.Перечислите основные этапы технического регулирования в нашей стране? 6. Дайте краткую характеристику первого этапа технического регулирования в нашей стране. 7. Дайте краткую характеристику второго этапа технического регулирования в нашей стране. 8. Дайте краткую характеристику третьего этапа технического регулирования в нашей стране. 2.3. Оценка соответствия Процедуры оценки соответствия подразделяются на две категории, первая из которых включает процедуры оценки продукции до ее поступления на рынок. Такие процедуры называются предрыночными. Они проводятся в формах анализа проекта, одобрения и утверждения типа, регистрации, подтверждения соответствия и др. В некоторых странах в процедуры предрыночной оценки включают также и лицензирование. Ко второй категории относятся процедуры оценки соответствия продукции, которые осуществляются на стадии ее обращения на рынке. Как правило, такие процедуры проводят в форме государственного контроля (надзора), а также приемки иввода в эксплуатацию объектов, законченных строительством. Практика показывает, что наиболее целесообразно сочетать о6а вида процедур оценки соответствия продукции как на предрыночной стадии, так и на стадии обращения. Остановимся на следующих формах предрыночной оценки соответствия продукции: анализе проекта, одобрении и утверждении типа, регистрации, лицензировании, экспертизе, классификации, аккредитации, а также испытаниях и подтверждении соответствия. Анализ проекта – форма оценки соответствия, которая заключается в проверке проекта с целью оценки его возможности обеспечить соответствие продукции установленным требованиям и критериям безопасности, для выявления возможных проблем и определения способов их решения. Анализ проекта проводится для сложных технических изделий (систем), несоответствие которых установленным требованиям может привести к опасным последствиям. Одобрение – это разрешение на выход продукции или процесса на рынок, а также на использование ее или процесса по заданному назначению, или в заданных условиях. Утверждение типа предусматривает оценку образца (типа) изделия и фактически подтверждает правильность конструктивного решения. Результат такой оценки распространяется на все партии продукции, в отношении которых испытанный образец был типовым. После утверждения типа продукция обычно допускается к продаже и/или эксплуатации. Поэтому иногда эту форму оценки соответствия называют «разрешением на применение» или «одобрением». Регистрация – это форма предрыночной оценки соответствия продукции, осуществляемая органом власти на основании оценки документов изготовителя (поставщика) и предусматривающая включение этой продукции в реестр, содержащий перечень одобренной продукции. Под новой продукцией понимается продукция, впервые разрабатываемая и внедряемая для промышленного изготовления на территории страны или впервые ввозимая на ее территорию. Регистрация такой продукции проводится на этапе ее подготовки к производству, а для импортной – до ее ввоза на таможенную территорию страны. Изготовитель (поставщик) продукции несет ответственность за соответствие продукции установленным требованиям по безопасности в течение всего периода ее промышленного изготовления или поставки по импорту. Лицензирование. В соответствии с изложенным ранее материалом под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении ими лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование нельзя однозначно рассматривать как вид оценки соответствия, поскольку оно регулируется специальной отраслью права. Однако, если под деятельностью понимать процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, то лицензирование можно трактовать как специфическую форму оценки соответствия установленным требованиям. Экспертиза. Под экспертизой понимается специальное исследование объекта, проводимое по установленным правилам и требующее специальных знаний в области науки, техники, экономики, торговли, искусстве и т.д. Экспертиза осуществляется сведущим лицом – экспертом, который обладает необходимыми знаниями, удовлетворяет требованиям независимости и берет на себя определенные обязательства по ее проведению. Классификация. Развитие международной торговли, туризма, бизнеса и другие причины вызвали появление такой своеобразной формы оценки соответствия как классификация средств размещения (гостиниц, пансионатов, санаториев, домов отдыха и т.д.) с целью присвоения им определенной категории. Аккредитация – официальное признание (доказательство) компетентности органа для выполнения конкретных задач по оценке соответствия. Это процедура, проводимая в отношении организаций, добровольно изъявивших желание получить признание своей компетентности для деятельности по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству и безопасности. Аккредитуются органы по сертификации и испытательные лаборатории, а также контрольные органы. Необходимость и обязательность аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации определяется Федеральным законом РФ «О техническом регулировании». В условиях глобализации рынка аккредитация выполняет важную функцию создания предпосылок для международного признания результатов оценки соответствия. Испытания являются основным, наиболее достоверным и объективным инструментом оценки соответствия объектов установленным требованиям. Они позволяют не только получить однозначный результат, но и при необходимости воспроизвести этот результат другими исполнителями. Испытания могут быть самостоятельной формой оценки соответствия на стадии производства, или входить составной частью в другие, более сложные ее формы, например в разные виды контроля, сертификацию, ввод в эксплуатацию. Испытание – это определение одной или более характеристик объекта оценки соответствия согласно процедуре. Посредством испытаний определяются характеристики, которые выражаются не обязательно числовыми значениями показателей объекта, но и констатацией какого-либо факта, например, сохранение устойчивости машины при определенном уклоне, отсутствие возгорания при определенной температуре. Под процедурой испытаний следует понимать описание метода и порядка их проведения. Метод испытаний – это установленная техническая процедура их проведения. Метод испытаний описывает физические принципы, на которых основано определение характеристик. Методика испытаний – это подробное описание практических действий, которые необходимо выполнить при проведении испытаний по данному методу. Понятия метод и методикаиспытаний довольно близки и могут различаться только детализацией описания процедуры испытаний. Методика испытаний применяется в случае, если метод испытаний не содержит детальных требований к процессу их проведения. Средство испытаний – техническое устройство, вещество и (или) материал для проведения испытаний. К средствам испытаний относятся испытательное оборудование, средства измерений, реактивы и другие средства, обеспечивающие проведение испытаний и влияющие на их результаты. Испытательное оборудование – средство испытаний, представляющее собой техническое устройство для воспроизведения условий испытаний. К такому оборудованию относятся испытательные стенды, климатические камеры, разрывные машины и т.п. Средства измерений находятся в составе испытательного оборудования или используются самостоятельно. Условия испытаний – совокупность воздействующих факторов и (или) режимов функционирования объектов при испытаниях. Воздействующими факторами могут быть атмосферные условия (температура, давление, влажность), статические и динамические нагрузки, режимы функционирования объекта. Объекты испытаний – продукция, процессы и другие объекты, для которых требуется экспериментально оценить соответствие установленным требованиям. Основным объектом испытаний является продукция, применительно к которой наиболее полно разработана методология испытаний, подтвержденная практикой и нашедшая отражение в нормативных документах. Обобщенным понятием предмета испытаний является образец для испытаний, представляющий собой продукцию (или ее часть, или пробу), которая непосредственно подвергается эксперименту при испытаниях. Образец продукци и – единица конкретной продукции, используемая в качестве представителя этой продукции при испытании. Проба – определенное количество нештучной продукции, извлеченное из нее и используемое в качестве представителя этой продукции при испытании. В практике испытаний используются образцы и пробы не только готовой продукции, но и сырья, м
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|