Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы лицензирования транспортных услуг в Российской Федерации на современном этапе




Действующая ныне система лицензирования в России носит либеральный характер. В то же время в развитых странах мира основным условием для получения лицензии является профессионализм, репутация перевозчика, финансовая состоятельность соискателя лицензии, а также пригодность мест базирования (автобаза, бокс, стоянка). В России же не все вышеперечисленные требования прописаны нормативно. При допуске на рынок перевозок автомобильного транспорта должны быть более жесткие требования, которые позволят обеспечить высокое качество перевозок, защиту пассажира и груза, допустить на рынок только добросовестного перевозчика.

Правительством РФ в последние годы проводится политика существенного сокращения практики лицензирования. Акцент воздействия на перевозчика при этом переносится с этапа допуска на рынок на последующий этап работы на рынке. Это идет вразрез с выработанной за длительный срок и доказавшей свою жизнеспособность практикой западных стран, которая обеспечивает усиление требований к перевозчику при допуске на рынок и при расширении его деятельности на рынке.

По сравнению с 90-ми годами прошлого столетия методы, обеспечивающие регулирование рынка автомобильных перевозок в нашей стране, носят все более ограниченный характер. Так, согласно принятому 8 августа 2001 года Федеральному закону №128 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень автотранспортных услуг, на осуществление которых требуются лицензии входили три их вида:

– перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

– перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

– перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Однако, согласно Федеральному закону от 2 июля 2005 г. №80-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом и деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны были из данного перечня исключены.К сожалению, по причине сокращения перечня лицензируемых видов перевозок в настоящее время лицензированию подлежат только коммерческие перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Это привело к тому, что значительная часть перевозчиков ушла в «теневой» сектор экономики, выросли показатели аварийности, ухудшились культура и качество транспортного обслуживания населения, снизилась требовательность к кадрам, ухудшилась организация работы внутрипроизводственных систем.

По данным Минтранса России в 2006 году, по сравнению 2005 годом, количество ДТП и число раненых по вине лицензиатов сократились на 2,8 и 1,7 %, а на не лицензируемом транспорте – возросло, соответственно, на 10,2 и 10,5 %. И это произошло при значительно более высокой интенсивности и почти круглосуточной эксплуатации лицензируемых автобусов. Для сравнения: пробег автобусов, эксплуатируемых на маршрутных перевозках (лицензируемых), составляет 200-250 км в сутки, а используемых для собственных нужд (не лицензируемых) – 50-80 км.

Аналогичная ситуация с показателями аварийности сохранилась и в 2007 году. На лицензируемом пассажирском автотранспорте количество ДТП, число погибших и раненых сократились соответственно на 6,5, 36,3 и 5,9 %. На не лицензируемом – количество ДТП и число раненых возросли соответственно на 5,4 и 9,8 %, число погибших осталось на прежнем уровне. Тяжесть последствий ДТП при пассажирских перевозках, подлежащих лицензированию, оказалась почти в два раза ниже, чем при не лицензируемых перевозках. Сравнивая показатели аварийности за период 2000-2006 гг. можно констатировать, что в результате лицензирования ежегодно сохранялись жизни более 100 человек.

В России в 2010 году насчитывается более 700 тыс. автобусов, но из них менее 300 тыс. работают на рынке перевозок пассажиров и подлежат лицензированию. При этом именно они обеспечивают перевозку почти 90 % всех пассажиров. Только 8 % пассажиров перевозят оставшиеся 400 тыс. автобусов, составляющих парк предприятий отраслевой экономики. Количество перевезенных пассажиров на одно автотранспортное средство в год для коммерческого транспорта составляет 60 тыс. человек, а для собственных нужд – 4 тыс., то есть в 15 раз меньше. Интенсивность его работы на маршрутах также значительно выше. Вместе с тем относительные показатели аварийности на пассажирском лицензируемом автотранспорте снижаются, а на не лицензируемом – растут.

На лицензируемом автотранспорте осуществляется контроль за выполнением требований при перевозках пассажиров, особенно при перевозках детей. Перевозка при этом должна осуществляться на транспортном средстве, предназначенном для этого, только в светлое время суток, с включенным ближним светом фар, окна в салоне должны быть закрыты. В автобусе вместе с детьми должны находиться сопровождающие и т.д. На не лицензируемом автотранспорте такой контроль зачастую не осуществляется.

Кстати, в Великобритании, Германии, Дании, Швейцарии лицензированию подлежат все виды перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, осуществляется контроль за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий, основными из которых являются профессионализм, деловая репутация перевозчика, финансовая состоятельность соискателя лицензии, а также пригодность мест базирования (автобаза, бокс, стоянка).

Как показала практика, лицензирование является эффективным методом государственного регулирования перевозочной деятельности хозяйствующих субъектов, при котором решается одна из важнейших задач – повышение ответственности перевозчиков за обеспечение качественного обслуживания потребителей транспортных услуг и безопасности перевозок.

Расчет на то, что вопросы государственного регулирования грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом могут быть решены помимо лицензирования другими методами, такими как сертификация, государственный технический осмотр, страхование, и утверждение, что рынок все расставит по местам, оказались необоснованными.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств также не является мерой превентивного воздействия по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов, а только защищает имущественные интересы, гарантирует компенсацию за причиненный вред жизни и здоровью потерпевших в ДТП. Лицензирование же осуществляет защиту здоровья, прав и интересов граждан, участвующих в транспортном процессе, до причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и направлено в основном на предупреждение такого вреда.

С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» отменена обязательная сертификация услуг по пассажирским перевозкам, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Добровольная сертификация только способствует выполнению необходимых услуг.

В российском законодательстве нет других правовых оснований для вывода с рынка автотранспортных услуг недобросовестного перевозчика, кроме как приостановление действия или аннулирование лицензии хозяйствующего субъекта.

Особо следует отметить, что отмена лицензирования грузовых перевозок существенно ослабила государственный контроль за перевозкой опасных грузов.

Как уже отмечалось, при отмене лицензирования на рынок выходят перевозчики, не обладающие необходимыми для безопасной эксплуатации автотранспорта внутрипроизводственными системами, не имеющие соответствующей профессиональной подготовки. Это приводит к значительному снижению уровня безопасности автомобильных перевозок. Не случайно период пикового роста аварийности на автомобильном транспорте совпал с отменой лицензирования деятельности по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемой для собственных нужд юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также деятельности по перевозке грузов автотранспортом грузоподъемностью менее 3,5 т.

Лицензирование включает в себя установление полномочий и координацию деятельности полномочных органов, регулирование этой деятельности государством и его ответственность, нормативно-техническое регулирование, материальное и финансовое обеспечение мероприятий по безопасности дорожного движения, а главное – обеспечение государственного контроля и надзора в области безопасности дорожного движения.

Лицензирование сегодня – это обязательные нормы, которые заставляют лицензиата, пришедшего в бизнес, обеспечить внутрипроизводственные системы, способствующие предупреждению аварийности и повышению качества транспортных услуг. То есть иметь профессионально подготовленных водителей, исполняющих режим труда и отдыха, аттестованных должностных лиц, отвечающих за выполнение лицензионных требований и условий, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществлять выпуск на линию технически исправные автомобили, систематически и планово проводить их технические осмотры и т.д.

Но в случае, если транспортная деятельность не подлежит лицензированию, то должный контроль за этой деятельностью отсутствует.

Контрольные вопросы

1. Какие виды автотранспортных услуг, на осуществление которых требуются лицензии, входили в их перечень согласно принятому 8 августа 2001 года Федеральному закону №128 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности»?

2. Какие виды автотранспортных услуг, на осуществление которых требуются лицензии, были исключены из перечня данных услуг согласно Федеральному закону от 2 июля 2005 г. №80-ФЗ?

3. Проведите сравнительный анализ данных по тяжести последствий ДТП на лицензируемом и не лицензируемом автотранспорте.

4. Укажите на особенности контроля при выполнении лицензионных требований при перевозках пассажиров, особенно при перевозках детей.

5. Какие главные полномочия включает в себя лицензирование?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...