Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка и контроль выполнения норм безопасности и охраны труда на транспорте и технических стандартов безопасности.




Участие лицензирующих органов в реализации данной функции заключается в организации совместно с органами ГИБДД системы контроля за соблюдением установленных норм и стандартов.

12. Направление средств на социальное обеспечение транспортных предприятий и частных предпринимателей. Подобная мера применяется, прежде всего, в тех случаях, когда предприятие или частный предприниматель оказываются не в состоянии своими силами сохранить квалифицированные кадры. Ухудшение кадрового состава ведет к ухудшению состояния предприятия и частного предпринимателя, что влечет за собой снижение качества обслуживания клиентуры. Прямая социальная поддержка оказывается обычно только наиболее крупным предприятиям и частным предпринимателям, действующим в ключевых секторах рынка.

Возможности лицензирующих органов в данном случае заключаются во всемерной поддержке требований транспортных предприятий и частных предпринимателей по улучшению социального положения работающих в тех случаях, когда эти требования обоснованы и их невыполнение грозит срывом транспортного обслуживания важных секторов транспортного рынка.

13. Разработка и применение административно-экономических мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуациях. Государство должно иметь «механизмы» для оперативного привлечения провозных возможностей различных видов транспорта для ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, обеспечения уборки урожая, завоза грузов в северные районы страны, а также для проведения подготовительных мероприятий в «особом периоде».

Для эффективного контроля состояния рынка транспортных услуг и подготовки решений по воздействию на него необходимо, прежде всего, разделение рынка на отдельные сектора

Рекомендуемое разделение рынка автотранспортных услуг на сектора представлено в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Рекомендуемое разделение рынка автотранспортных услуг на сектора

I сектор II сектор III сектор
Перевозки пассажиров Перевозки пассажиров автобусами 1. Перевозки на городских и пригородных маршрутах по контролируемым маршрутам с необходимостью частичного покрытия издержек за счет дотаций. 2. Перевозки по свободным тарифам, прежде всего, на междугородных маршрутах. 3. Некоммерческие перевозки (доставка работников заводов и учреждений собственным транспортом и т.д.)
Перевозки легковыми таксомоторами 1. Перевозки, выполняемые таксомоторными парками, объединениями. 2. Перевозки, выполняемые предпринимателями, индивидуальными владельцами автомобилей.
Перевозки грузов международные перевозки Экспедирование и перевозка грузов в международном сообщении.
междугородные перевозки 1. Перевозка промышленных грузов в междугородном сообщении на пределы региона, выполняемые на коммерческой основе. 2. Внутрирегиональные междугородные перевозки на коммерческой основе. 3. Некоммерческие междугородные перевозки (перевозка собственных грузов собственным транспортом). 4. Некоммерческие внутрирегиональные междугородные перевозки. 5. Экспедирование междугородных перевозок грузов.
Перевозки грузов крупных грузообразующих объектов Обслуживание основных крупных грузообразующих объектов (базы снабжения, торги, транспортные узлы, предприятия строительного комплекса и т.д.).
Прочие грузовые перевозки 1. Прочие перевозки грузов, выполняемые на коммерческой основе. 2. Прочие некоммерческие перевозки грузов.
Транспортно-экспедиционное обслуживание населения   Представление транспортно-экспедиционных услуг населению
Транспортное обеспечение потребностей региона   Транспортное обеспечение сезонных потребностей агрокомплекса, ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д.

 

Приведенное разделение является примерным и охватывает сектора автотранспортного рынка, характерные для «среднестатистического» региона. В каждом конкретном случае необходимо уточнение такого способа разделения с учетом важности того и или иного вида деятельности для данного региона.

Возможно выделение на рынке немногих наиболее важных секторов. Возможна и обратная картина, когда местные условия могут потребовать более подробной детализации отдельных секторов рынка (например, выделение в самостоятельный сектор сельских автобусных маршрутов или введение сектора «междугородные перевозки сельхозпродукции» и т.д.).

Во всех случаях, уточняя разделение автотранспортного рынка на сектора, следует иметь в виду следующие факторы:

– актуальность данного вида транспортного обслуживания в настоящее время для региона в социальном и экономическом отношении;

– параметры относительного объема данного вида деятельности;

– степень технологической, коммерческой или правовой «изолированности» данного вида деятельности от других видов транспортных услуг;

– характер проблем транспортных предприятий и клиентуры, связанных с развитием данного вида деятельности в регионе, но не для автотранспортного комплекса в целом.

Подготовка и осуществление мер по регулированию транспортного рынка невозможны без ясного представления о состоянии транспортного обслуживания в каждом из секторов рынка. Необходимо знание состояния спроса и предложения, уровня тарифов, основных проблем клиентуры в данном секторе и т.д.

Возможными источниками информации для характеристики состояния сектора рынка являются:

– сведения, предоставляемые транспортными предприятиями и частными предпринимателями при лицензировании;

– данные местного статистического управления (могут быть получены через местную организацию);

– отчеты и справки, подготовленные ранее транспортными предприятиями и частными предпринимателями для местной администрации и собственных вышестоящих организаций;

– результаты выборочных обследований, организуемых лицензирующими органами на транспортных предприятиях и у частных предпринимателей (в том числе и в рамках плановых проверок совместно с финансовыми и другими органами), клиентуры, среди населения (в том числе и с привлечением местных социологических служб). Помимо личных контактов, возможны также почтовые и телефонные выборочные опросы;

– информация, получаемая на целевых совещаниях, организуемых лицензирующими органами совместно с администрацией региона и по прямым запросам от транспортных предприятий;

– сведения, содержащиеся в жалобах и обращениях граждан, предприятий и организаций.

При анализе состояния того или иного сектора транспортных услуг необходимо получить ответы на следующие основные вопросы:

Спрос на услуги. Количество клиентов в регионе (или какая часть населения), пользующихся услугами автотранспорта в данном секторе. Общая приблизительная величина спроса (стабильность, возрастание, снижение). Наиболее характерные претензии клиентуры (населения) к транспортному обслуживанию в данном секторе. Наличие экономических, социальных и других перемен, происходящих или прогнозируемых в регионе, которые могут повлиять на спрос в данном секторе и характер такого влияния.

Предложение услуг. Количество транспортных предприятий и частных предпринимателей, работающих в данном секторе, их состав по ведомственной принадлежности и форме собственности. Наличие подвижного состава (или других ресурсов) постоянно занятых в данном секторе, привлекательность данного сектора для транспортных предприятий и частных предпринимателей, причина обусловленности этой привлекательности (или, напротив, невыгодности работы в данном секторе). Тенденции притока новых предприятий и частных предпринимателей в данный сектор (число предприятий и частных предпринимателей возрастает, стабильно, уменьшается), наиболее характерные проблемы предприятий и частных предпринимателей, обслуживающих данный сектор.

Конкуренция и монополия. Область конкуренции транспортных предприятий и частных предпринимателей данного сектора, основные формы данной конкуренции (конкретные действия транспортных предприятий и частных предпринимателей в борьбе за грузы или пассажиров), наличие в данном секторе конкуренции со стороны других видов транспорта и предприятий – монополистов и частных предпринимателей. Основные выгоды, извлекаемые этими предприятиями и частными предпринимателями из своего монопольного положения. Необходимость ограничения и контроля деятельность монополистов в данном секторе. Наличие проблем организации взаимодействия транспортных предприятий и частных предпринимателей в данном секторе и пути их решения.

Соотношение спроса и предложения, уровень тарифов и другие характеристики обслуживания. Соотношение спроса и предложения в данном секторе в настоящее время (предложение превышает спрос, предложение ниже спроса, предложение примерно соответствует спросу), характер изменения этого соотношения и возможные направления такого изменения в ближайшем будущем. Общий уровень тарифов на основные виды услуг в данном секторе, различия в тарифах, предлагаемых разными предприятиями в данном секторе, величина изменений тарифов и прогнозные значения этих изменений в ближайшей перспективе. Наличие эффекта ограничения уровня тарифа для фактического предложения (тариф слишком низок для транспортных предприятий и частных предпринимателей). Соответствие тарифов фактическим издержкам транспортников при разумном уровне рентабельности, наличие между транспортными предприятиями и частными предпринимателями негласных договоренностей об искусственном поддержании высокого уровня тарифов, наличие в данном секторе острых проблем в области транспортной безопасности, экологии, а также «очагов социальной напряженности» на транспортных предприятиях и у частных предпринимателей.

Меры регулирования по данному сектору рынка. Наличие мер, принимаемых местными властями, органами управления автомобильным транспортом, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, другими органами по изменению ситуации в данном секторе. Эффективность принимаемых мер. Определение необходимости вмешательства в состояние процесса транспортного обслуживания в данном секторе местных органов власти, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Министерства транспорта России, других органов.

По результатам анализа состояния транспортного обслуживания в различных секторах рынка могут быть подготовлены и осуществлены конкретные меры по регулированию.

Возможные методы воздействия лицензионных органов (совместно с региональными лицензионными органами) на деятельность предприятий и частных предпринимателей, работающих в том или ином секторе:

• Меры по защите потребителей от дискриминации со стороны транспортных предприятий-монополистов и частных предпринимателей, а также от неоправданного завышения транспортными предприятиями и частными предпринимателями цен на обслуживание:

– установление конкретных лицензионных требований для предприятий-монополистов и частных предпринимателей по обязательному обслуживанию конкретных потребителей;

– информирование финансово-контрольных органов региона о недопустимости высокой рентабельности отдельных предприятий-монополистов и частных предпринимателей;

– информирование транспортных предприятий и частных предпринимателей, клиентуры и населения о действующих в данном секторе рынка тарифных ограничениях;

– введение практики обязательной публикации транспортными предприятиями и частными предпринимателями применяемых тарифов (в случае, если они отличаются от установленных федеральными или местными органами власти);

– запрет применения на отдельных видах деятельности договорных или свободных тарифов;

– организация совместных обсуждений и совещаний для принятия транспортниками согласованных с клиентурой региональных «единых» тарифов на отдельные виды услуг.

• Увеличение предложения в данном секторе рынка:

– установление для отдельных транспортных предприятий и частных предпринимателей, работающих в других секторах рынка, дополнительных лицензионных требований по работе также и в данном секторе;

– подготовка предложений для местной администрации по снижению стоимости лицензий для предприятий и частных предпринимателей, работающих в данном секторе;

– подготовка рекомендаций для местной администрации по введению льготного местного налогообложения для транспортных предприятий и частных предпринимателей, работающих в данном секторе рынка;

– разрешения применения свободных или договорных тарифов для предприятий и частных предпринимателей, работающих в данном секторе рынка.

• Ограничение конкуренции в данном секторе рынка:

– подготовка предложений для местной администрации по увеличению стоимости лицензий для предприятий и частных предпринимателей, работающих в данном секторе;

– подготовка рекомендаций для местной администрации по введению повышенного местного налогообложения для транспортных предприятий и частных предпринимателей, работающих в данном секторе;

– запрещение применения свободных или договорных тарифов для предприятий и частных предпринимателей, работающих в данном секторе рынка;

– временный отказ в выдаче лицензий предприятиям и частным предпринимателям, желающим работать в данном секторе рынка;

– установление для предприятий и частных предпринимателей, желающих работать в данном секторе рынка, жестких дополнительных лицензионных требований.

• Обеспечение нормальных условий работы для транспортных предприятий и частных предпринимателей, находящихся в объективно невыгодных условиях и обслуживающих важные для региона объекты:

– разрешение применения на отдельных видах деятельности данному предприятию и частному предпринимателю свободных и договорных тарифов;

– утверждение по отдельным видам деятельности собственных повышенных тарифов для транспортных предприятий и частных предпринимателей;

– подготовка для местной администрации предложений по организации финансовой поддержки отдельных видов деятельности (дотации, субсидии, кредиты) за счет бюджетных и внебюджетных источников региона или Федерации;

– подготовка для местной администрации предложений по организации материально-технической поддержки отдельных видов деятельности (содействие в приобретении или получении в аренду транспортных средств и оборудования, первоочередное обеспечение энергоносителями и т.д.);

– предоставление данному предприятию и частному предпринимателю определенных лицензионных, тарифных или налоговых льгот при работе в других секторах рынка.

• Влияние на экологическую ситуацию и на уровень транспортной безопасности в данном секторе рынка; участие в урегулировании социальных вопросов:

– предоставление лицензионных, налоговых и иных льгот предприятиям и частным предпринимателям, вкладывающим средства в мероприятия по повышению безопасности транспортно-дорожного комплекса и охране окружающей среды;

– информирование региональных органов экологического и санитарного контроля, а также ведомственных служб безопасности перевозок и движения о неблагополучной или угрожающей ситуации в области экологии или транспортной безопасности в данном секторе рынка;

– информирование администрации о зарождающихся социально-производственных конфликтах в транспортных предприятиях и у частных предпринимателей, обслуживающих данный сектор рынка;

– обоснование позиции администрации в социально-производственных конфликтах, связанных с работой транспортных предприятий и частных предпринимателей в данном секторе рынка;

– подготовка предложений для администрации по повышению защищенности работников предприятий и частных предпринимателей, работающих в данном секторе транспортного рынка.

Контрольные вопросы

1. Какие методы воздействия на работу транспорта сочетает государство при регулировании транспортного рынка?

2. Причины, объясняющие необходимость государственного регулирования транспортной деятельности.

3. Перечислите основные формы государственного регулирования транспортной деятельности в условиях рынка.

4. Какими условиями обуславливается разделение транспортного рынка на сектора для транспортных предприятий?

5. Рассмотрите рекомендуемое разделение рынка автотранспортных услуг на сектора.

6.Как осуществляютсяконтроль и анализ состояния транспортного обслуживания в различных секторах рынка?

7. Как осуществляется налоговое регулирование транспортной деятельности?

8. Раскройте содержание конкретных мер регулирования по секторам рынка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...