Телесное сознание и самоисцеление
В первую очередь, для меня были важны телесные упражнения. Я хотела дать детям возможность быстро приходить в себя, когда они нервничали или были растеряны. Кроме того, я показала им, как можно поступать в случае заболеваний или травм. Однажды я сломала ногу. Перелом был тяжелый: сломаны были большая берцовая кость, малая берцовая кость и голеностопный сустав. Когда через четыре месяца я вернулась в класс, никто не мог бы определить, какая нога была сломана. Можно было ожидать, что за четыре месяца, пока нога была в гипсе, она станет тоньше, чем другая. Я рассказала детям, что ежедневно проделывала в воображении упражнения на растяжку и движение с загипсованной ногой как со здоровой. Благодаря этому мышцы сохранились. «Если у человека произошла травма, — объяснила я им, — он может представить себе, что этот орган снова здоров и при этом совершенно сознательно проделывать с ним в воображении гимнастические упражнения, которые стимулируют кровоток, поддерживают мышцы и способствуют выздоровлению». С помощью телесного транса мы открыли для себя так много возможностей, что здесь я могу описать лишь некоторые из них. Когда мы проходили по биологии отдельные органы (желудок, почки, кишечник), наше упражнение служило для их визуализации. Ребятам было не просто представить себе свои органы и их работу. А у некоторых эти образы даже вызывали отвращение. Им было трудно представить свое бьющееся сердце, текущую кровь, желудок, где разжижается пища, не говоря уже о переваривающем кишечнике. Прежде чем начать открывать для себя «вид изнутри» с помощью видеозаписей и картинок, я подала им идею нарисовать карту своих «путешествий по телу». Постепенно дети преодолели свой страх. Им стало любопытно, и они начали сравнивать свои собственноручно изготовленные «анатомические карты» с рисунками из учебника. Удивительно, «как много они о себе знают, не зная, что они это знают», как любил говорить знаменитый терапевт Милтон Эриксон.
В то время я изучала техники гипноза у одного мюнхенского врача, который работал в университетской клинике с больными раком. Он показывал нам видеозаписи своей работы с пациентами в последней стадии заболевания. Он вместе с ними разрабатывал внутренние образы, которые настолько снимали напряжение и так радовали больных, что им требовалось все меньше морфия, чтобы справляться с болью. Вследствие этого все пациенты, принимавшие участие в программе, сохраняли ясность мысли, испытывали меньше или совсем не испытывали боли, имели возможность спокойно провести еще какое-то время с семьей и попрощаться и не были, как обычно, одурманены морфием. Об этом я тоже рассказала детям. Некоторые ребята убедились в том, что могут сами на себя влиять, успокаиваться и справляться с сильной болью до прихода медицинской помощи.
Чувствовать себя так, как хочется Иногда во время путешествий по телу я приводила ребят в «сад превращений». Там они могли стать колышащейся на ветру травой, туфом, сквозь поры которого дует ветер, или куском гранита, таким тяжелым и твердым, что невозможно пошевелиться. Они могли стать великанами, способными в десять шагов обойти земной шар, или карликами, у которых свой собственный мир в лесу подо мхом. Иногда они становились чудо-птицами, которые с пением поднимались высоко в небеса и парили над облаками (при этом дети могли снова и снова повторять превращения, то оказываясь на спине этой птицы и позволяя себя нести, то снова становясь в полете птицей). Сначала мне казалось, что в 12-13 лет дети находятся не в той фазе развития, когда они способны это оценить, но им это нравилось, и они с удовольствием рассказывали о своих переживаниях.
Тренировка фантазии и силы воображения «Какая от этого польза?» — спрашивали меня дети. Я отвечала, что эти способности можно очень часто использовать в жизни, да и просто хорошо, когда что-то доставляет удовольствие. С хорошо натренированной силой воображения легче понимать и, соответственно, можно точнее выражать многие вещи в естественнонаучных предметах. Ни инженерам, ни ученым, ни художникам, ни изобретателям не обойтись без силы воображения. Кроме того, это оживляет фантазию, которую телевидение, предлагая огромное количество всевозможных образов, сделало почти не нужной. Это ребята уже поняли сами. Когда поначалу кто-то из них описывал образы, похожие на то, что показывали накануне по телевизору, другие кричали: «Ничего нового!» Но вскоре они стали говорить об уже совершенно самостоятельных образах, которые были интересны всем.
Изменение реальности Иногда ребята отправлялись в «путешествие», где могли представлять себе то, чего им хочется. Я предупредила, чтобы они были внимательны с тем, что и как они выбирают. «Поскольку это сбудется», — сказала я. Кто-то из ребят хотел бы, чтобы с ним снова играл его друг, и представил себе, как они вместе катаются на велосипедах; кто-то представил, как гуляет вместе с папой и мамой; многие вообразили себя за новым компьютером и представили, как им что-то объясняет отец. Разумеется, они спрашивали, что происходит, когда кто-то желает другому зла или кому-то в воображении мстит. (Это относилось в основном к ребятам послабее, тем, кто не мог защитить себя физически.) Я сказала, что в этом случае можно представить, как даешь забияке сдачи, если в реальной жизни это пока не удавалось. Я убедилась, что точное образное представление того, как борешься с кем-то конкретным и однажды выходишь победителем, позволяет остановить поток захлестывающих образов насилия. Иногда после подобных упражнений у детей получалось давать отпор в тех ситуациях, где раньше им это не удавалось. Некоторые дети представляли себе, как получают после проверки свою работу по математике или сочинение с оценкой «четыре» или «пять». Потом мы стали использовать эту идею регулярно. Перед тем, как приступить к заданию, мы вместе отправлялись в «путешествие», где ребята могли внушить и уму, и телу все, что хотели: они представляли себе, что перед ними лежит контрольная и они прекрасно понимают все вопросы, что они могут быстро решать и грамотно писать, что они все успевают, голова остается холодной, сердце бьется ровно, а рядом с ними сидит тот, кто сможет помочь, если что-то перестанет получаться. Могу сказать, что эти короткие внушения перед работой отлично помогали детям оставаться спокойными и учиться доверять себе.
Новая школа Однажды, когда мы с классом выезжали в загородную школу, один урок мы посвятили особому «путешествию». Для начала я сказала детям, что каждый может сам выбирать, насколько глубоко он хочет погрузиться в транс. Это успокоило тех мальчиков, которые не так охотно отдавались этому состоянию. С тех пор я произносила эту фразу всякий раз, когда мы отправлялась в очередное путешествие. Затем я «отправила» их на лужайку, дала побегать босиком по теплой земле, они почувствовали, как трава гладит их по ногам, услышали щебет птиц, жужжание насекомых и ощутили прохладный ветерок, игравший их волосами. Потом они оказались на опушке леса, откуда можно было отправиться дальше и оказаться в ландшафте по своему выбору. В том месте, где им особенно понравилось, они обнаружили красивый дом, может быть, спрятавшийся за деревьями, а может быть, стоящий на высоком холме. «Этот дом — ваша школа, такая, как вы хотите», — сказала я. Дом нужно было внимательно осмотреть. Может быть, у него круглые башенки или эркеры, несколько крыш, разные входы или просто большие окна и раскачивающиеся ворота. Нужно было очень внимательно рассмотреть, какие в школе окна, есть ли балконы, если пока не было, их можно было пристроить. Потом, спустя некоторое время мы зашли внутрь, и в этой своей школе дети все устроили так, как им было нужно, как на их взгляд было желательно. Сколько же у ребят было идей! Во всяком случае, здесь они были готовы проводить вместе целый день и только вечером возвращаться к родителям. Они вместе занимались спортом, у них был лингвистический кабинет, компьютерный зал, большая лаборатория для физических опытов, кухня, где они могли сами готовить, а также комнаты отдыха с музыкальными центрами. Телевизор вдруг совершенно потерял значение. Еще я помню фотостудию, мастерские и ателье мод.
Путешествия во времени Однажды в нашей «школе мечты» я привела детей в комнату, где стояли огромные, до потолка, часы. Материал, из которого они были сделаны, ребята выбирали сами: они могли быть просто из крашеной синтетической смолы или из золота, серебра, с отделкой из драгоценных камней и т.д. Они могли переводить стрелки этих часов вперед или назад и при этом отправляться в прошлое или будущее. Я сказала, что сначала это будут воспоминания или образы будущего из их собственной жизни. Они рассказывали о прекрасных или тяжелых картинах из своей жизни. Мне вспоминается рассказ одной девочки, которая родилась в Иркутске, в Сибири, но в школу в шесть лет пошла уже в Мюнхене. Эта девочка увидела себя рядом с бархатной кушеткой, которая, должно быть, стояла у них дома в Иркутске, держась за которую, она, совсем маленькая, впервые встала на ноги и сделала первые шаги. Уже во время транса я заметила, что девочка неспокойна и что-то бормочет. Делясь своими переживаниями, она произносила русские слова, хотя совершенно забыла родной язык. Она заплакала от возбуждения. Ее мать подтвердила верность этих образов. Естественно, я использовала возможности воображения и на уроках, особенно на уроках истории. При помощи нескольких слов-раздражителей дети получали возможность развить образы того, что уже знали на эту тему по рассказам, книгам или из телепередач.
Изменение прошлого Этот опыт подстегнул любопытство к дальнейшим путешествиям во времени. Один мальчик рассказал однажды, как передвигал стрелки часов назад, пока не увидел несчастный случай, произошедший с его двоюродным братом, который семь лет назад на его глазах попал на мопеде под машину. Тогда, став свидетелем этого несчастья, он мог только кричать от ужаса. Теперь он в воображении подошел к брату, погладил его и попрощался. Тогда пойти на похороны ему не разрешили. Путешествие во времени предоставило ему новую возможность справиться с тяжелым переживанием. В воображении можно завершать какие-то ситуации так, как понимаешь их теперь. Это позволяло детям обрести внутренний покой по отношению к некоторым событиям. Один мальчик рассказал, что до бегства из Косово не успел повидаться со своей бабушкой, которая осталась там и теперь уже умерла. В воображении он навестил ее еще раз.
Иногда дети вносили изменения в значимые повседневные события, которые закончились для них плохо. Если они потерпели поражение в каком-то конфликте, то в воображении они рисовали картины того, как достойно обороняются. Это позволяло им с большим самосознанием выходить навстречу противникам и порой добиваться необходимого реванша. Я сказала ребятам, что более реалистично оставлять события такими, как они вспоминаются, но находить им такое завершение, которое принесет сердцу удовлетворение.
Планирование будущего Естественно, стрелки часов можно было переводить и вперед — на месяц, на год, на пять или десять лет. Это окрыляло фантазию и давало простор воображению детей. Они представляли себе футбольные матчи, в которых их команда выходила победительницей. Больше того, они даже представляли себе конкретные ситуации пенальти, которые их команда замечательно реализовывала. Некоторые ученики стали представлять себе и более сложные вещи, с которыми они пока не знали, как справиться: например, целый ряд успешно написанных контрольных работ по предмету, который важен для перехода в реальную школу. После таких упражнений я замечала, что некоторые дети вдруг начинали чувствовать себя увереннее в этом предмете просто потому, что у них пробудился к нему интерес. (Конечно, было еще множество других причин, знать которые мы не можем.)
Планировать можно только собственное будущее У меня в классе были турецкие девочки, семья которых размышляла, не отправить ли их в Турцию к тете и дяде, где они будут жить и ходить в школу по изучению Корана, пока в 16 лет не выйдут замуж. Этим девочкам я посоветовала представить себе, что они с согласия родителей могут остаться в Мюнхене. Были ребята, которые очень хотели, чтобы их расставшиеся родители снова сошлись. Об этом мы говорили очень, подробно, поскольку в этом случае сила воображения идет вразрез с волей родителей и используется нерационально. Я объясняла, что, даже если родители живут отдельно, дети вполне могут себе представить, как они все вместе отправляются на прогулку, вместе празднуют дни рождения и радуются совместно проведенному времени. Сильным переживанием для нас стали фантазии, с помощью которых мы сообща планировали выпускной праздник. После совместного транса дети были в состоянии продумать структуру дня, составить отдельные группы, которые, в свою очередь, совещались и придумывали игры, сценки, номера с показом фокусов и гимнастических упражнений, а также разные соревнования. Ребята на удивление мало спорили, все определялось главным образом тем, что каждый действительно хотел делать, и готовностью друзей участвовать в том, что он выбрал.
Новые комнаты Кроме комнаты с часами в нашей «школе мечты» было и множество других комнат, которые мы постепенно открывали. Тут была и мастерская, где дети в группах занимались ремеслами, и студия, где они рисовали, лепили и т. д. В другом кабинете они занимались музыкой. Некоторым ребятам очень хотелось играть в музыкальной группе на гитаре или ударных. Иногда я спрашивала их, почему они не представляют себе это дома перед сном. Однако прошло немало времени, прежде чем они почувствовали себя способными на это. Сила группы, вместе с которой они осуществляли этот процесс, поддерживала и усиливала их концентрацию.
Зримые успехи Дети рассказывали мне, что стали внимательнее смотреть на окружающий мир, на людей, предметы, картины и даже учебники. Это был двусторонний процесс. Чем больше они воображали, тем точнее им хотелось себе это представлять. В результате они более пристально вглядывались в окружающий мир. Мне кажется, этот процесс аналогичен тому, который проходят художники. Чем внимательнее дети всматриваются в свой мир, тем больше радости они получают от многих вещей: спорта, общения с друзьями, разговоров, даже от красоты природы. Как-то раз, во время такой беседы одна девочка сказала: «Телевидение нереально, меня там нигде нет». А на мой вопрос, разве ее образы транса более реальны, она ответила: «Да, потому что они у меня в голове».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|