Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мы сравниваем организм «семья» с организацией «школа»




На следующем уроке мы сравнили структуру и правила семьи со структурой и правилами школьного класса.

Мы рассуждали о том, какие действующие в школьных классах законы совпадают с правилами в семьях, а какие нет. Ребята быстро определили, что положение классного руководителя сравнимо с положением матери, но именно только сравнимо, а не равно. Положение ректора они сравнили с местом отца. Но, несмотря на то, что учителя и ректоры занимают важное место, они могут сменить место работы.

Дети увидели, что ученики составляют в классе единое целое, аналогично братьям и сестрам в семье. Они поняли, что должны учиться терпеть друг друга, даже если чувствуют себя совершенно чужими. Все ребята понимали, что здесь (совсем иначе, чем в семье) случается так, что кто-то перестает быть членом класса. Они рассказывали о болезненных расставаниях, когда кто-то из детей возвращался на родину, не справлялся с учебой и его переводили в специальную школу, долго болел и был вынужден остаться на второй год или когда чьи-то родители просто меняли место жительства.

Ребята говорили о том, что после каждого такого прощания им было грустно, у них возникало ощущение потери, хотя в некоторых случаях им казалось, что будет лучше, если этот ученик больше не появится. Однако это было не так. Они вспомнили, как одна ученица вдруг ни с того ни с сего превратилась в классного «шута», после того как класс покинул мальчик, который играл эту роль раньше. Это была бессознательная попытка занять опустевшее место. Вскоре нам всем стало ясно, что из жесткой организации мы превратили свои классы в живые организмы и иногда реагируем так же, как члены семьи.

С тех пор мы, например, стали писать ушедшим ученикам прощальные письма. Это приносило облегчение и каким-то образом завершало прощание. Одно письмо я помню до сих пор:

«Дорогой Иван! Когда ты приехал из Сибири, ты показался нам очень интересным. Ты так здорово катался на коньках и был самым большим. Но скоро мы все стали чувствовать себя с тобой странно. Когда мы начинали спорить, ты всегда сидел за партой и ничего не говорил. Потом ты убежал. Нам тебя очень не хватало. Мы надеемся, что тебе разрешат жить с родителями и тебя не отправят в еще более строгий приют». (На самом деле мальчика поймали только через несколько дней после его исчезновения и отправили в закрытый интернат.)

Детей-мусульман особенно интересовали вопросы иерархии. Они хотели знать, у кого больше власти — у учителя или ректора.

Когда кто-то задал этот вопрос, в классе засмеялись. Одна девочка-мусульманка сказала: «У ректора много жен». То есть, тут была разница: дети-мюнхенцы наверняка думали об этих вещах совершенно иначе, чем мусульмане турки или боснийцы.

Они спрашивали меня о том, меньшее ли у учителя право голоса по сравнению с ректором, чем у матери по сравнению с отцом. Один мальчик-мусульманин как-то раз даже спросил меня, может ли учитель признать женщину-ректора. Для него это было невообразимо. В вопросах иерархии для многих мальчиков-мусульман (да и девочек тоже) примерно с десяти лет начинается трудный процесс. Дома они наблюдают абсолютный приоритет отца и мужского мира. А в школе их учат тому, что мужчина и женщина равны. Один мальчик, недавно бежавший из Афганистана, сказал мне однажды на уроке этики: «Когда вы стоите передо мной в юбке только до колен, я не должен вас слушать и не должен на вас смотреть. В Афганистане мне пришлось бы постоянно мыть руки». (Омовение рук — ритуал очищения.)

Во время таких бесед ребята постоянно говорили о том, что при всем сходстве с семьей школьные законы, школьный звонок, расписание уроков, ежедневные походы в школу, домашние задания, оценки они воспринимают как нечто очень жесткое, застывшее. Правда, дома тоже есть свои законы, но дети чувствовали, что эти законы связаны с благосклонностью родителей, что со временем они меняются, даже если их структура сохраняется.

У детей появилось осознание того, что в рамках неизменных структур и законов, которым мы, люди, подчинены в своих семьях, многое может быть мягко и с любовью отрегулировано, что здесь постоянно что-то меняется, просто потому, что дети становятся старше, мама снова выходит на работу, старшая сестра покидает дом или умирает дедушка. Ребята из Сербии и Хорватии рассказывали, что изменилось в их семьях после бегства с родины.

Существуют ли мягкие, изменяемые правила в школе?

Это был тот вопрос, к которому я, собственно, и клонила, поскольку именно тут и начинается поле самостоятельности, развития и творчества детей и учителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...