Концепция глобального эволюционизма
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Материальное бытие.
Наблюдая многообразные предметы и явления бытия, человек непременно приходит к вопросу о том, имеется ли нечто общее, что составляет их основу – субстанцию. И уже в древности мыслители утвердительно отвечали на этот вопрос. Одни из них видели такую основу в мировом сознании, другие – в субстанции, которая существует независимо от какого бы то ни было сознания. Впоследствии такую объективно существующую субстанцию стали называть материей. Представления о материи прошли в своём развитии несколько этапов. Первый этап – наглядно-чувственные представления о материи в раннегреческой философии (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.), когда основой мира полагались те или иные природные стихии (вода, воздух, огонь и др.). Второй этап – вещественно-субстратные представления о материи. Ещё в 5 в. до н.э. зародилась теория об атомном строении материи. (Левкипп, Демокрит). В ней конкретно был представлен принцип сохранения материи как положение о несотворимости и неуничтожимости атомов. В XVII-XIX веках эта теория материи стала господствующей среди учёных и сыграла огромную роль в развитии физики, химии, биологии, медицины, техники. Материя мыслилась как вещество в виде атомов, абсолютно плотных, неделимых и совершающих движение в пустоте. Мерой материи считали массу. Однако в конце XIX – начале XX века представление о материи как веществе выявило свою недостаточность. В это время был открыт радиоактивный распад и было установлено, что атом делим и имеет сложное строение. Было показано также, что масса, которая до этого считалось мерой материи, зависит от скорости тела, что необъяснимо с позиций классической механики. Трудности в истолковании этих открытий привели к так называемому методологическому кризису в науке – кризису механической картины мира и метафизического понимания материи. Э.Мах, Р.Авенариус и другие представители эмпириокритицизма истолковали его как крушение материализма, который они отождествляли с механическим пониманием природы. Делимость атома при радиоактивном распаде, а также изменение массы электрона в зависимости от скорости они истолковали как исчезновение материи, как её превращение в энергию или даже в ничто. Логика их рассуждений такова: «Раз материя – это атомы, а атомы распадаются, то значит материя исчезает». Все так привыкли материю отождествлять с атомами, что первое время даже не возникло вопроса: «То, на что распадаются атомы, это материя или нет?».
В последующем было установлено, что в процессе радиоактивного распада имеет место не исчезновение материи, а её превращение из одного вида в другой, в частности, превращение из формы вещества в форму поля. Вещество – это материя, частицы которой обладают массой покоя, а поле – материя, частицы которой не имеют массы покоя. Вещество в зависимости от расстояния между атомами и молекулами и скорости их движения может быть в твёрдом, жидком и газообразном состояниях. К веществу относятся не только макротела и атомы, но и все частицы, обладающие массой покоя (атомные ядра, электроны, протоны, нейтроны и т.д.). К полевому виду материи относятся гравитационное, электромагнитное (радиоволны, свет, рентгеновские и гамма-лучи) и ядерное поля. Вещество считается дискретным видом материи, а поле – непрерывным. Однако между ними нет абсолютной грани. Частица вещества может быть представлена как волна, а поле квантуется, т.е. является потоком мелких частиц. В телах, состоящих из частиц, обязательно присутствуют поля, через которые частицы взаимодействуют. С помощью полей взаимодействуют и тела. Например, посредством гравитационного поля все тела притягиваются друг к другу по закону всемирного тяготения. Имеется превращение не только вещества в поле, но и наоборот. Например, электрон и его античастица - позитрон при взаимодействии превращаются в электромагнитное поле (вспышку гамма–излучения), а фотоны большой энергии могут порождать пару частиц – электрон и позитрон.
Осмысление указанных открытий отечественными философами-материалистами XX в. означало третий этап в развитии представлений о материи. Под материей стали понимать объективную реальность, которая существует вне сознания, способна отображаться им и в качестве субстанции служит основной и носителем всего многообразия мира. В отличие от прежнего представления, когда вся материя отождествлялась с её одним видом – веществом, современное понимание подразумевает признание неисчерпаемости материи, т.е. наличия бесчисленного множества видов, способов существования, форм проявления материи. То, что человек знает о материи, – это лишь небольшая толика знаний о бесконечно многообразном мире. Необходимо пояснить, что объективной реальностью, или объективным по существованию, служит всё то, что находится вне сознания. Когда же речь идёт о том, что материя может отражаться в сознании, то имеется в виду, что она может отражаться и прямо, непосредственно органами чувств человека, и косвенно, посредством разнообразных приборов и логического анализа цепи взаимодействий, в ходе которого выявляются реальности, непосредственно не воспринимаемые. Раньше материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некая первоматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Сейчас полагают, что материя существует только в многообразии конкретных вещей, через них, а не наряду с ними. «Вещи не состоят из материи, а есть конкретные формы её проявления» (I,с.264). Среди бесчисленных свойств материи можно выделить те, которые присущи отдельным видам материальных тел, и те, которые характерны для всех без исключения материальных образований. Такие неотъемлемые, всеобщие свойства материи называют её атрибутами. К ним относятся объективность существования, несотворимость и неуничтожимость (проявляющиеся в конкретных законах: сохранения массы, энергии заряда, спина и др.), структурность, самоорганизация, движение, пространство, время, отражение.
Наблюдая окружающий мир, люди замечали, что в нём нет ничего застывшего, неизменного, всё находится в движении, переходит из одного состояния в другое. Вначале под движением понимали перемещение тел в пространстве, затем такое перемещение назвали механическим движением. Когда предметом науки стало химическое, биологическое, социальное движение, под движением стали понимать изменение вообще, любой переход из одного состояния в другое. Движение – атрибут материи. Отсюда следует принцип единства материи и движения: нет материи без движения и нет движения без материи. Движение включает в себя моменты покоя, но покой всегда относителен. Например, если мы не перемещаемся по поверхности Земли, то мы находимся в состоянии механического покоя. Но он относителен, т.е. имеет место лишь в отношении Земли. Однако вместе с поверхностью планеты мы совершает суточные обороты вокруг её оси, вместе с Землёй – годовые вращения вокруг Солнца и т.д. В человеческом организме работают сердце и другие внутренние органы, совершаются тысячи химических реакций, по нейронным сетям мозга пробегают мириады нервных импульсов, происходит тепловое движение всех атомов и молекул, т.е. наряду с моментом отмеченного покоя в организме совершается бесчисленное количество различных видов движения. Моменты относительного покоя в движении (как уже отмечалось в §1 главы 3) представлены также устойчивостью типа изменений в определённых временных рамках. Например, река – это движение воды, но тип этого движения устойчив: приток и отток воды уравновешены. Поэтому, несмотря на движение, река сохраняется. Но если тип движения изменится, то река перестанет существовать, например, пересохнет или превратится в озеро. Количественной мерой движения служит энергия, характеризующая его интенсивность и способность систем совершать работу. Как и движение, энергия не существует в чистом виде, а имеет свой носитель – субстанцию, т.е. то, что движется. Таким носителем могут быть как макрообъекты (например, автобус, снаряд, мяч), так и микрообъекты, (к примеру, фотоны света). Иногда говорят: «Фотоны – это сгустки энергии». Это неверно, правильно говорить: «Фотоны – мельчайшие частицы материи, обладающие энергией». Поэтому не прав был немецкий физик В.Освальд, выдвинувший в конце XIX в. концепцию энергетизма, согласно которой, субстанция мира – не материя, а энергия. Когда на основе работ А.Энштейна было установлено, что энергия Е, выделяемая при ядерной реакции, равна произведению уменьшения массы М на квадрат скорости света (Е = МС2), то некоторые учёные заключили, что здесь якобы материя М превращается в чистую энергию Е. В действительности же здесь материя из формы вещества превращается в форму поля (в фотоны) с освобождением энергии Е, которая до этого была в связанном состоянии. Масса – это не материя и даже не мера материи, а мера таких её свойств, как инерция и гравитация.
Иногда говорят, что мышление – это чистое движение, поскольку оно нематериально, а идеально. Мышление действительно идеально, но оно не существует самостоятельно, а имеет материальный носитель – электрические процессы в нейронных сетях мозга. Эти процессы и есть то движение материи, которое реализует мышление. Поскольку материя несотворима и неуничтожима, то несотворимо и неуничтожимо движение. Научным выражением принципа неуничтожимости движения служит закон сохранения энергии, согласно которому энергия не возникает и не исчезает, но превращается в эквивалентных количествах из одного вида в другой. Движение неуничтожимо не только в количественном, но и в качественном отношении, Это означает, что в различных преобразованиях в мире сохраняется не только количество энергии, но и всё многообразие её видов. Это положение направлено против так называемой теории тепловой смерти Вселенной, выдвинутой ещё в середине XIX в. Согласно последней, со временем все виды энергии (механическая, электрическая ядерная, химическая) перейдут в тепловую энергию (как наиболее деградированный вид энергии, обусловленный неупорядоченным движением микрочастиц), последняя равномерно распределится между всеми телами, и всякое упорядоченное движение исчезнет, останется только тепловое, хаотическое движение микрочастиц, Этот вывод был сделан в результате распространения второго закона термодинамики на Вселенную. Почему же состояние теплового равновесия не наступило? Может быть два объяснения: либо Вселенная существует конечное время, недостаточное для достижения равновесия, либо она много раз достигала такого состояния, но некоторая надприродная внешняя сила время от времени выводила из него Вселенную. Эти выводы ведут или к идее сотворения мира или к идее вмешательства в ход физических процессов сверхъестественных сил. Однако современная наука даёт третье объяснение. Второй закон термодинамики распространяется только на изолированные системы с конечным числом элементов, а ко Вселенной этот закон неприменим. Во Вселенной происходят как процессы превращения всех форм энергии в теплоту, так и обратные процессы. Поэтому во Вселенной всегда будет иметь место огромное разнообразие видов энергии и движения.
Структурность материи обусловливает и структурность движения. Последнее существует не в виде какого-то общего потока, а в конкретных формах, связанных друг с другом. Форма движения материи – это способ существования определённого типа материальных систем. Она охватывает процессы, описываемые одними и теми же законами. Каждая форма движения обычно включает в себя несколько структурных уровней организации материи. Принято выделять следующие формы движения: физическую (механические, тепловые, электрические, магнитные, оптические, акустические и др. явления), химическую (соединение и разъединение атомов и молекул через электрические взаимодействия), геологическую (процессы в частях планет и других небесных телах), космическую (процессы в звёздно-планетных системах, галактиках, метагалактиках). Указанные формы представляют ряд в неживой природе. От химической формы отходит ещё один ряд. В него входят биологическая форма (функционирование и развитие живых организмов), социальная (образование, функционирование и развитие социальных систем и общества в целом) и гипотетическая метасоциальная (союз цивилизаций в космосе).
Можно, как мы предполагаем, выделять искусственно созданную людьми форму движения материи – техническую форму, или функционирование техносферы. Она отвечает обоим критериям наличия формы движения материи: 1)существование особого типа материальных систем; 2)наличие специфических законов у систем данного типа. Техносфера – это совокупность специфических материальных систем, функционирование и развитие которых подчиняется своим особым законам. Эта форма движения материи порождена деятельностью людей, использовавших физические, химические и биологические закономерности. При рассмотрении соотношения форм движения материи важно учитывать два принципа: 1)высшие формы обязательно включают в себя низшие и через них проявляются (например, биологическая форма включает в себя физические и химические явления, а социальная – биологические), 2)высшие формы обладают особыми законами, которые не сводятся полностью к законам низшим форм. Попытки полностью объяснить явления, относящиеся к высшим формам движения, закономерностями и свойствами низшей формы, называются редукционизмом. Например, некоторые учёные полагали, что основная причина войн заключается якобы в действии биологического инстинкта агрессивности, бессознательного стремления к разрушению, присущего всем людям, но до определённого момента сдерживаемого воспитанием. В действительности же войны имеют не биологические, а социально-экономические и политические причины (стремление захватить рынки сбыта, источники сырья, дешёвую рабочую силу и др. – несправедливые войны; стремление освободиться от эксплуатации, национального или расового угнетения и др. – справедливые войны). Редукционизм в форме механицизма былхарактерен для многих материалистов XVIII в., пытавшихся объяснить всё в мире законами механики. Диалектическая методология выступает как против ограниченности редукционизма, так и против односторонности антиредукционизма, который, игнорируя первый из приведённых выше принципов, не принимает во внимание связь высших форм с низшими, пытается оторвать первые от вторых. Примером антиредукционизма может служить уже упоминавшаяся в §3 главы 1 позиция Т.Лысенко и его сторонников в отношении генетики и физико-химического направления в биологии. Они абсолютизировали специфику явлений жизни и полагали, что исследование молекулярных физико-химических основ биологических явлений, в частности, генетического кода, излишне. Между тем, хотя законами физики и химии нельзя объяснить биологические явления, знание физико-химических основ физиологических процессов позволяет раскрыть материальные механизмы последних, что открывает перспективы управления ими. Так, знание молекулярных основ генетического кода создаёт возможность направленного воздействия на ДНК и получения микроорганизмов с заранее заданными свойствами, чем сейчас и занимается генная инженерия. Приведём ещё пример с созданием средств химической защиты от радиоактивного поражения. Когда было обнаружено, что первичным процессом при лучевой болезни служит образование высокоактивных соединений – свободных радикалов, вызывающих потом патологический процесс, то введение в организм животных перед облучением ингибиторов свободных радикалов позволило снизить степень лучевого поражения. В связи со сказанным физико-химическое направление является одним из основных в биологии и медицине. Согласно современным научным представлениям, материя существует не в виде аморфных, бесструктурных образований, а в виде совокупности систем, обладающих определённой структурой. Совокупность систем определённого типа, характеризуемых едиными законами, образует структурный уровень организации материи, а в целом она есть сложнейшая иерархическая суперсистема с вертикальными и горизонтальными связями. Возникновение этой суперсистемы описывается и объясняется концепцией универсального, или глобального, эволюционизма, которая лежит в основе общенаучной картины мира в эпоху постнеклассической науки. В эпоху классической и неклассической науки было показано, что эволюция характерна для геологических образований, для живой природы, для общества, для космических образований. Концепция глобального эволюцинизма прибавляет к этому несколько новых принципов. Первый принцип - принцип всеобщности развития: эволюция происходит во всех сферах бытия; кроме отмеченных выше форм эволюции, имеется эволюция на уровне физической и химической форм движения материи [1]. В предыдущую эпоху принцип эволюции получил наиболее глубокую разработку в рамках биологии и стал её фундаментальным положением со времён Ч.Дарвина. Однако вплоть до наших дней он не был всё же доминирующим в естествознании. В большой степени это было связано с тем, как показывает В.С.Стёпин, что длительное время лидирующей научной дисциплиной выступала физика, которая транслировала свои идеалы и нормы в другие отрасли знания (24,с.331-332). Физика традиционно исследовала фундаментальные структуры мироздания, и поэтому она всегда была в числе наук, претендующих на формирование базисных идей общенаучной картины мира. Но физика на протяжении большей части своей истории в явном виде принцип развития не включала в число своих фундаментальных принципов. Биология же не достигла высокого статуса теоретически развитой науки, и только в 20 веке были сделаны решающие шаги на этом пути. Её представления относились к области живой природы, которая традиционно не полагалась фундаментом мироздания. Поэтому, участвуя в построении общенаучной картины мира, биология длительное время не претендовала на то, чтобы её фундаментальные принципы приобрели универсальный общенаучный смысл и стали бы применяться во всех других областях исследования. Решающую роль в превращении принципа развития во всеобщий для всех наук сыграла синергетика, показавшая возможность перехода любой системы, в том числе физической или химической, от менее упорядоченного состояния системы к его более упорядоченному состоянию. Второй принцип – принцип преемственности: между различными этапами эволюцииимеется преемственность; на одном этапе создаются предпосылки для другого этапа, и в результате имеется единый процесс эволюции материальных систем, а вместе с ними и духовных образований. Глобальная эволюция приводит к возникновению ряда иерархически расположенных структурных уровней организации бытия (см. рис.3).
Из известных к настоящему времени можно выделить следующие уровни, которые отличаются размерами материальных систем и характером присущих им законов. Субэлементарный уровень – гипотетическая форма материи, представленная полями и физическим вакуумом. Вакуум – не пустота, а материя в особом состоянии. Из вакуума рождаются и в него возвращаются элементарные частицы, составляющие следующий уровень – элементарный. К нему относятся электроны, нейтроны, протоны, мезоны, кварки, глюоны и другие частицы, которых сейчас открыто несколько десятков. Из элементарных частиц формируются атомы, представляющие следующий уровень – атомный. Сейчас известно 108 видов атомов (водород, кислород, углерод, сера и др.). В результате взаимодействия атомов формируется следующий уровень – молекулярный. За ним следует макроскопический уровень, представленный твёрдыми, жидкими и газообразными телами, которые по размерам сравнимы с размерами человеческого тела в пределах нескольких порядков. Следующий, более сложный, уровень на нашей планете – геологический, который составляют ядро, кора, мировой океан и другие геологические образования. Подобный уровень существует и на других небесных телах. Геологические и подобные им образования образуют уровень отдельных небесных тел: планет, их спутников, звёзд. Связанные полем тяготения планеты и звёзды составляют уровень звёздно-планетных систем. Примером последней служит Солнечная система, которая возникла 5 млр. лет назад. Солнце в стационарном состоянии, когда внутреннее давление и гравитация уравновешены, будет пребывать ещё 8 млр. лет, потом она может превратиться в «красного гиганта», далее – в «белого карлика», либо же в случае достаточного количества массы – в «чёрную дыру». Огромные скопления звёздно-планетных систем (до 100 млрд.), межзвёздной пыли и газа, взаимодействующих между собой, составляют галактики. Расстояния между соседними звёздами в галактике – порядка нескольких световых лет, поперечник нашей Галактики – около 100 тыс. световых лет, она содержит 150 млр. звёздно-планетных систем. Наше Солнце находится на окраине Галактики и вращается вокруг её центра, делая полный оборот за 200 млн. лет (галактический год). Миллиарды галактик образуют Метагалактику – наибольшую из доступных для современных средств наблюдения материальную систему. Галактики удаляются друг от друга с очень большими скоростями. И чем дальше отстоят они друг от друга, тем больше скорость их взаимного разбегания. Этот процесс называется расширением Метагалактики. Последнее началось с момента её возникновения 20 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва. Сам он был связан с перестройкой структуры вакуума, переходом материи из одного состояния в другое, которое сопровождалось выделением огромного количества энергии. Наука признаёт возможность существования множества миров, подобных нашей Метагалактике, которые входят в состав Вселенной. Наша Метагалактика иногда неточно называется Вселенной, иногда используют неудачные термины Малой Вселенной (нашей Метагалактики) и Большой Вселенной (совокупности всех галактик). Современная теория неоднородной Вселенной допускает возможность одновременного расширения одних метагалактик и сжатия других, а также смены сжатия расширением и наоборот. Возможно, Вселенная есть совокупность пульсирующих метагалактик. Допускается возможность сжатия метагалактик до сверхплотного состояния, когда их размеры для внешнего наблюдателя становятся даже меньше размеров элементарных частиц. Таким образом, элементарный и метагалактический миры могут как бы смыкаться и переходить друг в друга. Молекулярный уровень и уровни, лежащие ниже его, принято называть микромиром (малым миром), макроскопический – макромиром (большим миром), геологический и вышележащие уровни – мегамиром (гигантским миром). Молекулярный уровень организации даёт начало не только макроскопическому уровню в неживой природе, но и в живой, открывая линию, или ряд, уровней организации живой материи (см. рис 3). Жизнь включает в себя доклеточный, или молекулярный, уровень (ДНК, РНК, белки), клеточный, организменный. Скрещивающиеся особи одного вида образуют популяционный уровень, а взаимодействующие популяции разных видов составляют уровень биоценозов (например, в состав такого биоценоза, как лес, входят деревья, травы, микроорганизмы, насекомые, черви, птицы, млекопитающие). Наконец, взаимодействующие друг с другом и с неживой природой (а в настоящее время и с образованиями второй природы и людьми) биоценозы образуют планетарную систему жизни – биосферу, служащую высшим уровнем в живой природе. В рамках биосферы начиная с организменного уровня возникает новый тип бытия – социальное бытие как способ существования тех популяций живых существ, которые благодаря развивающейся орудийной деятельности преобразовали биологические формы существования в общественную жизнь. Социальное бытие представлено следующими уровнями: индивидов, семьи, социальных групп и организаций (наций, классов, партий), стран, общества в целом. Таким образом, все три области материального бытия – неживая природа, живая природа, социум – структурно упорядочены и образуются из ряда уровней организации. Третий принцип концепции глобального эволюционизма – принцип самоорганизации. Детально он разрабатывается новой наукой – синергетикой. Ранее камнем преткновения для науки был вопрос о том, каким образом осуществляется переход от одного уровня структурной организации материи к другому, более сложному. В особенности трудным было объяснение возникновения живых систем. Дело в том, что согласно закону возрастания энтропии (меры неупорядоченности), или второму закону термодинамики, система самопроизвольно может переходить из более упорядоченного в менее упорядоченное состояние, но не наоборот. Поэтому философы-идеалисты для объяснения процесса развития прибегали к представлению о вмешательстве в этот процесс надприродных, часто божественных, сил. Материалисты же выдвигали положение о внутренней активности материи, её стремлении к самоорганизации. В настоящее время под это философское представление подводится конкретно-научная база в виде теории синергетики – новой науки о закономерностях самоорганизации. Синергетика устанавливает, что системы самопроизвольно могут переходить от менее упорядоченного к более упорядоченному состоянию. Возникновение синергетики, возможно, знаменует начало новой научной революции. Основоположники синергетики Г.Хакен и И.Пригожин показали, что наука рассматривает два типа процессов: 1)процессы, протекающие в изолированных системах, ведущие к установлению равновесного состояния с максимальной степенью неупорядоченности, или хаоса; 2)процессы в открытых системах, в которых при определённых условиях из хаоса самопроизвольно могут возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Второй закон термодинамики применим лишь к изолированным системам, которых в природе нет и которые являются лишь научной идеализацией. В природе и обществе существуют только открытые системы. Процесс самоорганизации в общих чертах протекает следующим образом. Пока система находится в состоянии равновесия, её элементы ведут себя относительно независимо друг от друга, но если эта система в результате взаимодействия со средой и случайных изменений переходит в неравновесное, «возбуждённое» состояние, то ситуация меняется. Элементы такой системы начинают действовать согласованно, между ними возникают взаимодействия и связи. Случайно возникшее структурное состояние (оно называется диссипативной структурой) закрепляется, становится устойчивым. Эта устойчивость обеспечивается за счёт притока энергии из среды. Система с диссипативной структурой повышает в себе уровень энергии за счёт понижения энергии и повышения энтропии среды. Далее система развивается по обычному, динамическому типу в пределах возникшего уровня организации до возникновения нового неравновесного состояния. Революционный характер синергетики состоит в том, что она распространяет эволюционный принцип на всё бытие, позволяет говорить о концепции «обобщённого дарвинизма, действие которого распространяется не только на органический, но и на неорганический мир» (4,с.41). Некоторыми авторами высказывается мнение о том, что синергетика идёт на смену диалектике. Это неверно. Диалектика как теория развития имеет более общий характер, чем синергетика. Последняя конкретизирует диалектику, наполняет её частно-научным содержанием, в частности, показывает, каким образом осуществляется самопроизвольный переход систем от менее упорядоченному к более упорядоченному состоянию. Подобно тому, как в своё время психология и теория информации не заменили гносеологию, так и синергетика не заменяет диалектику. Четвёртый принцип – принцип нелинейного, многовариантного характера развития. Согласно ему, развитие не имеет однозначно предопределённого характера, оно имеет многовариантный характер: существуют критические пункты, точки разветвления, где развитие может пойти по одному или другому пути [2]. Пятый принцип – принцип коэволюции. Коэволюция – это сопряжённое, взаимообусловленное изменение систем, влияние их друг на друга в ходе общего развития. В разработке этого принципа наука начинает ориентироваться и на восточную культуру. Западная культура вещи рассматривала преимущественно как изолированные, а в восточной культуре всегда признавался принцип целостности мира. Особенно важен принцип коэволюции для решения проблем экологии. Предотвратить экологическую катастрофу можно лишь при условии признания не изолированного, а коэволюционного развития общества и природы, которое может привести к созданию управляемой гармоничной биотехносферы. Таким образом, в постнеклассической науке всё больше утверждается идея целостности: Космос, биосфера, общество, техносфера, человек представляют собой единое целое и развиваются, влияя друг на друга.
§3.Пространство и время как формы организации Уже в древности люди обнаружили, что все вещи и явления обладают пространственными и временными свойствами, что всё в мире простирается и длится. Пространственные свойства мира люди характеризовали такими словами, как «дальше – ближе», «длиннее – короче», «выше – ниже», «больше – меньше», «правее – левее» и т.п. Временные характеристики мира люди выражали в словах «раньше – позже», «дольше – короче», «быстрее – медленнее» и т.п. Постепенно выработались понятия пространства и времени. Пространство – это форма организации бытия, характеризующая порядок взаимного расположения тел и явлений. Время – форма организации бытия, характеризующая порядок смены явлений или состояний тел. Одно из свойств пространства – протяжённость. Она характеризует возможность увеличения или уменьшения размеров тел и расстояний между ними. Ещё одно свойство пространства – трёхмерность. Это означает, что положение точки может быть задано тремя координатами, имеется три независимых направления движения, а тела простираются в длину, ширину и высоту. Современная физика рассматривает пространство и время как единый пространственно-временной интервал, имеющий три измерения в пространстве и одно измерение во времени. Существует гипотеза, что материя в целом характеризуется десятимерным пространством-временем (9+1), а в нашей Метагалактике реализовалась размерность 3+1, остальные измерения характерны для других миров, которые могут содержать неизвестные нам материальные структуры. Высказано предположение, что иногда в силу ещё неизвестных причин открываются обычно закрытые переходы из нашего мира в миры других пространственных измерений, и тогда тела, техника, живые существа могут перемещаться из нашего мира в другие или наоборот. Предполагается, что эта гипотеза может использоваться в дискуссиях о появлении НЛО, снежного человека, диковинных животных, исчезновениях самолётов и кораблей в Бермудском треугольнике и т.п. К свойствам времени относятся его длительность, аналогичная протяжённости пространства, а также одномерность. Для фиксации события во времени достаточно одной величины, поскольку время имеет одно направление – от настоящего к будущему. К свойствам времени относится его необратимость, которая, как предполагают, обусловлена необратимостью причинно-следственных связей и процесса развития. Это свойство времени всегда интриговало людей, недаром «машина времени» со времён Г.Уэллса – одна из излюбленных тем фантастов. Однако, несмотря на всю привлекательность этой идеи, она нереальна. В частности, допущение путешествия в прошлое приводит к следующему парадоксу: путешественник, находясь в прошлом, совершает такие преобразования, скажем, мешает встретиться своим будущим родителям, которые делают невозможным его собственное возникновение (он не должен родиться). Идея путешествия в прошлое приводит к ликвидации самого представления о времени: раз можно вернуться в прошлое, значит, времени нет. Аналогично пространству, время бесконечно. В мире не было ни первого события, не будет и последнего. Цепь событий нигде не оборвана, звеньям её нет числа. Понятия начала и конца имеют смысл применительно не к миру в целом, а лишь к отдельным конкретным вещам и процессам. Бесконечное складывается из конечного. Каждая вещь или фаза развития произошла из другой, конечной, но их последовательность бесконечна. Мир в целом не обладает возрастом, им обладают только отдельные вещи и явления. С точки зрения христианской философии, вечным является только высшее духовное бытие – Бог, а материальный мир существует с момента его творения Богом. С точки зрения материалистов, общим свойством пространства и времени служит объективность, т.е. существование вне и независимо от сознания людей. Это свойство признают и объективные идеалисты, но считают пространство и время наряду с материей порождениями мирового сознания, или Бога. Указанное свойство отрицали субъективные идеалисты Дж. Беркли и Э.Мах. Поскольку, по их мнению, вещи – это спроецированные вовне комбинации ощущений человека, то пространство и время есть порядок связи и следования ощущений. И.Кант, признавая объективное существование вещей, считал, что последние не обладают пространственно-временными свойствами, а человек приписывает миру эти свойства на основе врождённых ему форм пространства и времени, которые представлены в евклидовой геометрии. Эта идея Канта была опровергнута созданием неевклидовых геометрий. По вопросу о характере существования пространства и времени среди философов, признававших их объективность, существовали две концепции: субстанциальная и реляционная. Первая из них рассматривала пространство и время как субстанции, существующие самостоятельно, сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся все вещи и развёртываются все процессы. Пространство – пустое вместилище тел, бесконечная пустая протяжённость; время – чистая длительность, пустое вместилище событий. Подобную точку зрения отстаивал И.Ньютон. Его теорию называют ещё теорией абсолютного пространства и времени, поскольку он считал, что свойства пространства и времени везде одинаковы и ни от чего не зависят. Субстанциальный характер пространства-времени признавался как некоторыми материалистами, так и объективными идеалистами. Первые считали их несотворёнными субстанциями, а вторые – сотворёнными мировым духом. Только в отличие от материальной и духовной (божественной) субстанций, порождающих тела и явления, пространство и время считались непорождающими субстанциями, внешними условиями существования тел. Согласно реляционной концепции, пространство и время – это не самодостаточные сущности, а порядок расположения тел и порядок смены явлений и вне их не существуют. Эту точку зрения с позиций идеализма развивал Г.Лейбниц, а с позиций материализма – Д.Дидро. В XVII-XIX вв. преобладала субстанциальная концепция, именно она лежала в основе ньютоновской механики, служившей образцом точной науки. В XX в. с появлением теории относительности признанной стала материалистическая реляционная концепция. А.Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути теории относительности, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы пространство и время». Что же конкретно показала теория относительности? Она показала, что свойства пространства и времени не абсолютны, а зависят, во-первых, от распределения гравитационных масс, и, во-вторых, от скорости движения материальных тел. Наличие полей тяготения обусловленных материальными массами, приводит к искривлению пространства и замедлению времени (общая теория относительности). В нашем мире искривление пространства небольшое, и пространствен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|