Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможность и действительность




 

Познавая мир и пытаясь преобразовывать его, человек всегда задавался вопросом: «Что можно осуществить, а что нельзя; что может произойти, а что нет?» Этот вопрос породил проблему соотношения возможности и действительности. Действительность – это то, что имеется налицо в реальности, то, что актуально существует в данный момент. Возможность – это то, чего сейчас нет, но что может появиться в будущем, это предпосылки нового в старом. Если действительность есть актуальное бытие, то возможность – потенциальное, или виртуальное, бытие; это будущее, содержащееся в настоящем. Например, зерно – это возможность растения, студент – возможность специалиста.

Возможность и действительность следует отличать от невозможности. Невозможность – это то, что противоречит законам бытия и поэтому не может существовать. Например, идея вечного двигателя первого рода несовместима с законом сохранения энергии и поэтому принципиально не может быть осуществлена. Невозможные явления и предметы объективно не существуют, их можно только вообразить.

Как видим, критерий для отличия возможности от невозможности вполне конкретен. Почему же тогда существуют длительные, иногда многовековые, споры о возможности или невозможности некоторых явлений, например, индивидуального биологического бессмертия, телепатии, искусственного интеллекта, внеземных цивилизаций? Это связано с тем, что сами законы, по отношению к которым мы различаем возможное и невозможное, либо ещё не открыты, либо исследованы недостаточно. Открытие нового закона сразу снимает неопределённость в отношении возможности соответствующих явлений. Так, до открытия закона сохранения энергии шли дискуссии о вечном двигателе, а потом стало ясно, что он невозможен.

 

Рис.7

 

Существующая действительность (скажем, Д1 на рис.7) содержит много возможностей. В процессе развития в результате действия внутренних противоречий и в зависимости от внешних условий одна из возможностей (допустим В3) реализуется. Эта реализованная возможность становится новой действительностью (Д2). Она, в свою очередь, порождает новый спектр возможностей и т.д. Например, выпускник школы имеет возможности стать студентом многих вузов. Став студентом одного из них, к примеру, медицинского, он приобретает новые возможности – быть хирургом, терапевтом, педиатром и т.д. Освоив одну из профессий, он получает возможность трудоустройства и т.д.

Важно отметить, что из множества существующих возможностей реализуется одна или несколько, и при этом огромное количество других возможностей исчезает. Какая из возможностей реализуется, определяется совокупностью внутренних и внешних факторов, среди которых имеются как необходимые, так и случайные. Поэтому развитие не имеет однозначного предопределённого характера, оно имеет многовариантный характер: существуют критические пункты, точки разветвления, где развитие может пойти по одному или другому пути. В синергетике такие пункты разветвления именуются точками бифуркации. Применительно к общественному развитию их иногда называют развилками истории. В истории нашей страны такими критическими пунктами были 1861, 1917, 1985, 1991 годы, которые соответственно означали переход: 1) от феодализма к капитализму с существенными моментами феодализма, 2) к государственному капитализму, 3) к демократическим преобразованиям, 4) к кланово-криминальному капитализму, который у нас установился к концу 90-х годов XX века вместо ожидаемого демократического капитализма. Иллюзия однозначной предопределённости развития возникает при рассмотрении прошлого, где порядок событий после их свершения остаётся неизменным. Будущее же в силу многообразия возможностей и условий их реализации всегда имеет вероятностный характер. В точках бифуркации система находится в неравновесном состоянии, и небольшой, малозначимый на других этапах развития, фактор может вызвать очень большие изменения в системе. Например, СССР выдержал борьбу с фашистской Германией в 1941-1945 годах и сохранился как мировая держава. Но в 1991 году он распался под влиянием незначительного субъективного фактора – тайно подготовленного сговора трёх недостойных лиц – Ельцина, Кравчука и Шушкевича. В ходе общественного развития именно в точках бифуркации проявляется роль субъективного фактора. К нему относятся воля и знания людей, их организованность и стремление к направленным социальным изменениям. Роль субъективного фактора состоит в осознанном или неосознанном выборе той или иной из имеющихся возможностей, то есть при наличии объективных условий для реализации нескольких возможностей субъективный фактор способен «переключать стрелку истории» на тот или иной из имеющихся путей развития.

Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. На практике вероятность вычисляют как долю данных событий в их общем количестве. Например, вероятность выживания каждой особи у диких птиц равна 0,33 (или 33%). Это означает, что в целом из каждых 100 птенцов выживает 33. Если вероятность события равна единице, то возможность становится действительностью, а при равенстве вероятности нулю событие становится невозможным. Понятие вероятности показывает степень необходимого в возможном. Использование этого понятия способствует установлению вероятностного стиля мышления, который позволяет более тонко характеризовать перспективы развития, описывать их не в категориях возможного и невозможного, а в понятиях более вероятных и менее вероятных возможностей.

Имеются разные виды возможностей. В зависимости от степени их важности они бывают существенными и несущественными, скажем, возможность поступить в вуз и возможность сходить на танцы. Прогрессивные возможности представляют перспективу восходящего развития, а регрессивные грозят опасностью деградации. Совместимые возможности могут осуществляться вместе (например, учиться в вузе и заниматься спортом), а несовместимые, или конкурирующие, исключают друг друга (к примеру, женитьба на одной или другой девушке). Обратимые возможности после реализации могут многократно повторяться (например: агрегатные превращения), а необратимые – нет (пример: рождение данного человека или его смерть, денатурация белка). В жизни человека могут возникать ситуации, когда он стоит перед двумя существенными, необратимыми и исключающими друг друга возможностями. Выбирая одну из них, человек может испытывать мучительные колебания. В яркой художественной форме такая ситуация представлена в трагедии Шекспира «Гамлет» в виде знаменитого вопроса главного героя «Быть или не быть?»

Формальная возможность – это то, что не противоречит законам, но для реализации чего ещё нет условий. Реальная возможность – то, что не противоречит законам и для осуществления чего уже есть условия. Например, для всех студентов второго курса сдать сессию на отлично – формальная возможность, а для двадцати, скажем, студентов – это реальная возможность (для тех, которые систематически занимались, не пропускали занятия, имеют навыки самостоятельной работы и др.).

Ещё пример: организм без вируса гриппа и без простуды содержит в себе формальную возможность гриппа, организм с вирусом гриппа (но без простуды) приобретает уже реальную возможность гриппа, когда к этой реальной возможности присоединяется простуда, то грипп становится действительностью. Задача медицины будущего, «проблема профилактики болезней – это проблема устранения условий превращения возможности болезни в действительность» (28,с.239). Идеальный вариант – не давать формальным возможностям болезней переходить в реальные. Формальная же возможность болезни принципиально неустранима.

В процессе развития систем формальная возможность может превращаться в реальную, а последняя – в действительность. В природе превращение возможности в действительность происходит стихийно, а в обществе - благодаря деятельности людей. И если эта деятельность недостаточно активна или организована, то реальная возможность может быть упущена.

Знание возможностей и условий их реализации необходимо людям для преобразования действительности. Своей деятельностью люди должны создавать условия, в которых нежелательные возможности теряли бы свой реальный характер, а желательные приобретали бы его и превращались в действительность. В деятельности недопустим волюнтаризм, отождествляющий формальные возможности с реальными. Вред его состоит в том, что при этом в политике, экономике и культуре ставятся неосуществимые цели. Последующие провалы планов дезорганизуют жизнь общества, а розовый оптимизм сменяется чёрным пессимизмом и апатией. Поэтому для практики, особенно политической, очень важно различать, где кончается реальная возможность и начинается формальная.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...